Механизация монтажа зданий, возводимых методом подъема перекрытий
5.5.1 При возведении многоэтажных зданий, запроектированных по конструктивной схеме «ядро жесткости – каркас – перекрытие» с ядром жесткости и плоскими монолитными перекрытиями, в качестве возможного должен быть рассмотрен вариант механизации, предусматривающий использование метода подъема перекрытий.
5.5.2 Метод должен предусматривать изготовление пакета монолитных плит перекрытий на уровне земли с последующим их вертикальным подъемом по колоннам при помощи синхронно действующих электромеханических или гидравлических подъемников в виде винтовых тяг, соединенных с плитами перекрытий. Опирание плит на колонны или стенку ядра жесткости производится автоматически при достижении плитами проектных отметок. Для обеспечения синхронности работы подъемников их количество не должно превышать 20–25 шт., что определяет размеры карт монолитного перекрытия.
5.5.3 При применении метода подъема перекрытий, помимо подъемников, для подачи сопутствующих процессу материалов и мелкоэлементных конструкций должны использоваться наземные стреловые краны, а при возведении высотных зданий — краны башенного типа, устанавливаемые
на возводимом с опережением в скользящей опалубке ядре жесткости.
5.5.4 При оценке эффективности метода подъема перекрытий следует учитывать, что только перенос работ по бетонированию перекрытий здания с уровня проектных отметок на уровень земли позволяет обеспечить на этом процессе почти двукратное снижение трудовых и энергетических затрат.
Выбор монтажных кранов
5.6.1 При выборе монтажных кранов в качестве предварительного расчетного этапа должна быть определена эксплуатационная производительность предполагаемого к применению крана.
5.6.2 Для ориентировочных расчетов при разработке ППР часовая производительность крана
Пч, т/ч, может быть определена по формуле
, (2)
где Qкр — грузоподъемность крана на данном вылете стрелы, т;
Кг — коэффициент использования крана по грузоподъемности с одним заданным грузом (при подъеме различных грузов должно приниматься среднее значение Кг);
Тц — продожительность цикла, мин.
5.6.3 Годовая производительность среднесписочного крана Пг, т/г., при исходных среднечасовой производительности и годовом режиме работы определяется по формуле
Пг =ПчТгКв, (3)
где Тг — продолжительность работы крана в году, маш.-ч;
Кв — коэффициент использования внутрисменного времени (для усредненных расчетов можно принимать Кв = 0,86).
5.6.4 Выработка стреловых кранов с различными видами сменного оборудования должна определяться с учетом коэффициента использования крана с определенным видом оборудования Квр. Значение Кврдля гусеничных кранов, в зависимости от их грузоподъемности и вида рабочего оборудования, должно приниматься по таблице 5.5.
Таблица 5.5 — Значения коэффициента использования крана по времени
Грузоподъемность крана, т | Коэффициент использования Квр | |
Стреловое оборудование | Башенно-стреловое оборудование | |
0,54 | 0,46 | |
0,29 | 0,71 | |
0,57 | 0,43 | |
0,24 | 0,76 | |
0,37 | 0,63 |
5.6.5 Годовой режим работы крана Тг,маш.-см., определяется по формуле
, (4)
где Тф— годовой фонд рабочего времени, дн.;
Ксм — коэффициент сменности работы крана;
tсм— средняя продолжительность смены, ч;
Др— простои во всех видах технического обслуживания и ремонта, дн./(маш.-см.);
dв— продолжительность монтажа, демонтажа и перевозки крана, дн.;
Тоб— время пребывания крана на объекте, маш.-см.
Годовой фонд рабочего времени Тф, дн.,определяется по формуле
Тф= 364 – Дв – Дм – Дн, (5)
где Дв— праздничные и выходные дни, дн.;
Дм — перерывы по метеорологическим условиям, дн.;
Дн— перерывы по непредвиденным причинам, дн., определяемые по формуле
Дн @ 0,03 × (364 – Дв).(6)
Перерывы по метеорологическим условиям могут возникнуть и в связи с действием следующих факторов: скорость ветра более 10 м/с (для кранов башенного типа), ливневые дожди, снежные бураны и туманы (для кранов обычного исполнения).
При расчете времени, необходимого для монтажа, демонтажа и перевозки кранов, следует пользоваться данными таблицы 5.6.
Таблица 5.6 — Продолжительность монтажа и демонтажа кранов
Башенные краны с грузовым моментом, кН · м | Продолжительность, дн. | Стреловые гусеничные краны грузоподъемностью, т | Продолжительность, дн. |
От 80 до 100 | |||
“ 120 “ 160 |
5.6.6 При разработке ППР годовую выработку стреловых самоходных кранов (на 1 т грузоподъемности) при возведении одноэтажных промышленных зданий следует определять по таблице 5.7.
Таблица 5.7 — Годовая выработка стреловых самоходных кранов на 1 т грузоподъемности
Грузоподъемность крана, т | Годовая выработка, т | |
при монтаже металлоконструкций | при монтаже железобетонных конструкций | |
Необходимое количество кранов Nкр, шт., для монтажа зданий определяется по формуле
(7)
где V — объем монтажных работ, т;
Квс— коэффициент, учитывающий выполнение вспомогательных работ, принимаемый равным от 1,05 до 1,1;
Т — продолжительность производства монтажных работ, дн.;
nсм— число рабочих смен в сутки;
Пж— эксплуатационная сменная производительность крана, т.
5.6.7 После расчета требуемой производительности монтажных кранов их выбор производится
в следующей последовательности:
— устанавливаются для данного конкретного объекта требуемые технические параметры монтажного крана (вылет и высота подъема грузового крюка, грузоподъемность, производительность, характер ходового устройства);
— выбираются соответствующие типы монтажных кранов и сопоставляются их параметры с объемно-планировочными, конструктивными и технологическими параметрами возводимого объекта;
— из числа технически приемлемых для использования монтажных кранов выбирается наиболее экономичный вариант.
5.6.8 Параметр башенного крана Lстр, м, для монтажа здания при одностороннем расположении крана (рисунок 5.8) определяется по формуле
Lстр= A + B + DLстр, (8)
где А — необходимое минимальное расстояние от оси подкранового пути до стены (или ее наиболее выступающей части — эркеров, пилястр и т. д.), м;
В — наибольшая ширина здания, м;
DLстр— запас вылета стрелы от 1,5 до 2 м для облегчения наводки монтируемого элемента.
Для башенных кранов с поворотной башней параметр А определяется по формуле
А = Z + 1,0,(9)
где Z — задний габарит платформы крана, м;
1,0— безопасное приближение грузовой платформы крана к наиболее выступающим частям здания, м.
Для башенных кранов с неповоротной башней и поворотной консолью (при высоте расположения консоли менее высоты здания) параметр А представляет собой сумму значений: габарита противовесной консоли и расстояния 1 м до здания.
Рисунок 5.8 — Схема для определения расчетных параметров башенного крана
5.6.9 Необходимая минимальная высота подъема грузового крюка башенного крана Нк, м,определяется по формуле
Нк = Hмг + a + hэ + hгу, (10)
где Hмг— расстояние от уровня стоянки крана до монтажного горизонта, м;
a — расстояние между нижней плоскостью монтируемого элемента и уровнем опоры перед установкой его в проектное положение, м;
hэ— высота монтируемого элемента, м;
hгу— высота грузозахватного устройства, м.
5.6.10 При работе двух или нескольких башенных кранов, расположенных с одной стороны здания, должны быть предусмотрены концевые выключатели, останавливающие кран на расстоянии
не менее 5 м от перемещаемых конструктивных элементов или выступающих конструкций кранов.
При одновременной работе кранов, расположенных с противоположных сторон здания, расстояние С, м, между их осями при предельном сближении определяется по формуле
С = L1 + L2 +2n + 2D + 2D*, (11)
где L1— вылет крюка первого крана, м;
L2— вылет крюка второго крана, м;
n — половины длин конструкций, монтируемых в горизонтальном положении, м;
D — отклонение груза от вертикали под действием центробежной силы, возникающей при вращении стрелы крана, м;
D*— показатель, учитывающий отклонения башни крана от вертикального положения из-за ее податливости и допускаемого уклона пути, м.
5.6.11 Необходимый вылет стрелы стрелового самоходного крана L, м, (рисунок 5.9) определяется по формулам:
при работе с главным крюком
(12)
где e — половина толщины стрелы на уровне вероятного ее соприкосновения с ранее смонтированными конструкциями или поднимаемым элементом, м;
c — минимально допустимая величина зазора между стрелой крана и смонтированными конструкциями здания или монтируемым элементом, принимается равной 0,5 м;
H — высота верхнего блока стрелы над уровнем установки крана, м;
hш— высота шарнира, м;
hп— длина грузового полиспаста, м;
hгу— высота грузозахватного устройства от верхней плоскости поднимаемого элемента до оси грузового крюка, м;
hэ— высота монтируемого элемента, м;
a — расстояние между нижней плоскостью монтируемого элемента и уровнем опоры перед установкой его в проектное положение, принимается равным 0,3 м;
при работе с вспомогательным крюком
Lг= L + lг, (13)
где L — вылет стрелы, м;
lг— вылет гуська, м.
5.6.12 Высота подъема грузового крюка Hк, м, над уровнем установки крана должна приниматься не менее определяемой по формуле
Hк = Hмг + a + hэ + hгу, (14)
где Hмг, a, hэ, hгу— то же, что в формуле (10).
Рисунок 5.9 — Схема для определения расчетных параметров стрелового самоходного крана
Высота верхнего блока стрелы Нп, м, стрелового самоходного крана над уровнем его установки определяется по формуле
Нп= Hк + hп, (15)
где hп— высота полиспаста, м.
5.6.13 При определении грузоподъемности, вылета стрелы и высоты подъема крюка стреловых самоходных кранов должны учитываться возможность удлинения стандартных и использование сменных стрел, оснащение башенно-стреловым оборудованием, гуськами и др.
5.6.14 Грузоподъемность монтажных кранов определяется из условия обеспечения монтажа наиболее тяжелых элементов с учетом массы оснастки, закрепляемой на конструкциях до их подъема, и массы строповочных устройств.
Необходимая грузоподъемность крана Q, т, определяется по формуле
Q = Qэ+ Qо + Qс, (16)
где Qэ— масса монтируемого элемента, т;
Qо — масса оснастки, закрепляемой на монтируемом элементе до его подъема, т;
Qс— масса строповочных устройств, т.
5.7 Расчет состава комплекта машин для монтажа строительных конструкций
5.7.1 Комплект машин для обслуживания комплексно-механизированного потока монтажа строительных конструкций должен состоять из ведущей машины (монтажного крана), транспортных средств (для доставки сборных элементов в зону монтажа) и приданных им вспомогательных механизмов и приспособлений.
5.7.2 Состав входящих в комплект машин должен подбираться исходя из условия их технологической совместимости, возможности обеспечения непрерывной работы ведущей машины, безопасности монтажного процесса и минимально возможного расхода энергетических ресурсов.
5.7.3 Эксплуатационная производительность ведущей машины комплекта (монтажного крана) Qэв, от которой зависит необходимое количество монтажных кранов, определяется по формуле
(17)
где ni — число монтажных циклов за 1 ч чистой работы при установке конструкций определенного вида;
qi — количество элементов, монтируемых краном за один цикл, шт.;
— коэффициент использования крана по времени в течение смены, учитывающий технологические и организационные перерывы в работе крана;
— продолжительность монтажного цикла при установке конструкций определенного вида, мин;
tcм— продолжительность смены, ч.
Коэффициент использования крана по времени в течение смены Кв определяется по формуле
Кв = КвтКвс, (18)
где Квт— коэффициент, учитывающий технологические перерывы в работе в течение смены (замена строповочных устройств и др.);
Квс— коэффициент, учитывающий организационные перерывы в течение смены (текущий уход, заправка горючим и водой, прием и сдача крана в начале и в конце смены, отдых обслуживающего персонала и др.).
Коэффициенты Квт и Квс определяются по формулам:
, , | (19) |
где tcм— то же, что в формуле (17);
tт— продолжительность технологических перерывов в работе крана в течение смены, ч;
tоп— продолжительность организационных перерывов в течение смены, ч.
Необходимое количество кранов mк, шт. из условия монтажа различных сборных элементов
на данной захватке, определяется по формуле
(20)
где — количество сборных элементов определенного вида, устанавливаемых в смену, шт.;
K — коэффициент перевыполнения норм;
Qэв— эксплуатационная производительность монтажного крана при установке конструкций определенного вида, шт./см.
5.7.4 Расчет потребности в транспортных средствах должен производиться из условия бесперебойной работы монтажного крана. Необходимое количество автотягачей с полуприцепами, автомобилей, автомобилей с прицепами или других тяговых машин при монтаже с транспортных средств
mт, шт., определяется по формуле
mт = Qэв/Qэт, (21)
где Qэв— то же, что в формуле (20);
Qэт— эксплуатационная производительность транспортной машины в смену.
Условие непрерывности работы крана и транспортных машин может быть также выражено отношением продолжительности циклов их работы. Для согласования сроков монтажа сборных элементов с их доставкой необходимо, чтобы в перевозках участвовало столько тяговых машин, во сколько раз продолжительность транспортного цикла больше продолжительности монтажного цикла, т. е.
mт = tтр/tм, (22)
где tтр— продолжительность транспортного цикла, равная времени оборота тяговой машины по перевозке сборных элементов, мин;
tм— продолжительность монтажного цикла, равная времени монтажа сборных элементов, доставленных на одной транспортной машине, мин.
Продолжительность транспортного цикла tтр, мин, определяется по формуле
(23)
где tп— время погрузки всех элементов на подвижной состав с учетом маневров на месте погрузки, мин;
Lтр— расстояние перевозки, км;
Vтр— средняя скорость движения тяговой машины, км/ч;
tмо— время ожидания и маневров в зоне монтажного крана, мин.
Продолжительность монтажного цикла tм, мин, определяется по формуле
tм = NHвр, (24)
где N — количество элементов, доставленных на одной машине, шт.;
Hвр— норма времени работы крана на один элемент, мин.
В случае перевозки конструкций сменными транспортными средствами (челночная схема) необходимое количество автотягачей допускается приближенно определять из условия равенства продолжительности циклов работы крана (кранов) и автотягачей в течение смены по формуле
mкtcKвкKок = tтnтн, (25)
отсюда необходимое число транспортных циклов автотягача
, (26)
где mк— количество обслуживающих кранов, шт.;
tc— продолжительность работы кранов в смену, мин;
Квк— коэффициент использования времени работы кранов в течение смены;
Кок— коэффициент организационных перерывов в работе кранов, возникающих вследствие невозможности полного согласования работы машин в комплекте;
tт— продолжительность транспортного цикла автотягача, мин, определяемая по формуле
(27)
здесь tcп— время смены прицепов на строительной площадке с учетом ожиданий и маневров, мин;
Lтр, Vтр— то же, что в формуле (23);
tз— время смены прицепов на заводе с учетом ожиданий и маневров, мин.
Число транспортных циклов работы автотягача в смену nтв определяется по формуле
(28)
где Кок, tc, tт— то же, что в формуле (26);
Кот— коэффициент организационных перерывов в работе автотягачей.
Необходимое количество автотягачей для обеспечения непрерывной работы кранов при челночной схеме транспортировки mт, шт., определяется по формуле
mт = nтн/nтв. (29)