Средства механизации монтажных операций
Стреловые самоходные краны
5.2.1.1 Модели стреловых самоходных кранов, используемых в строительстве, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22827, который устанавливает комплекс правил и требований, обязательных при изготовлении и работе кранов. Требования к зарубежным моделям кранов регламентируются национальными и международными стандартами.
5.2.1.2 В зависимости от геометрических параметров зданий и грузовысотных характеристик кранов для монтажа строительных конструкций могут применяться следующие типы стреловых самоходных кранов: автомобильные, автомобильные на специальном шасси, пневмоколесные и гусеничные. Технологические характеристики монтажных стреловых кранов и кранов на базе вертолетов приведены в таблице 5.2, степени мобильности монтажных средств приведены в таблице 5.3. Технические характеристики стреловых самоходных кранов приведены в приложении Б.
Таблица 5.2 — Технологические характеристики монтажных стреловых самоходных кранов и кранов на базе вертолетов
Тип крана | Технологические характеристики | Область наиболее рационального применения | ||
Стреловые самоходные краны | ||||
Автомобильные краны | Возможность перебазирования собственным ходом со скоростью 40–50 км/ч. Снижение грузоподъемности на 20 %–40 % при работе крана без выносных опор. Наличие двух кабин управления для перебазирования крана и управления рабочими операциями, что усложняет эксплуатацию крана | Погрузочно-разгрузочные работы. Монтаж легких строительных конструкций в условиях рассредоточенного строительства | ||
Автомобильные краны на специальном шасси | Типоразмерный ряд по грузоподъемности от 25 до 160 т. Высокие монтажные качества за счет оборудования гидравлически управляемыми телескопическими стрелами. Длиннобазовые краны с ведущими и управляемыми осями могут передвигаться по дорогам различной категории со скоростью до 60 км/ч. Короткобазовые краны имеют транспортную скорость до 40 км/ч и малый радиус поворота — до 5 м | Монтаж строительных конструкций на объектах в условиях рассредоточенного строительства. Работа при реконструкции зданий в стесненных условиях | ||
Пневмоколесные краны | Управление перебазированием и рабочими операциями производится из одной кабины. Грузоподъемность — от 16 до 100 т. Возможность передвижения крана по твердому спланированному покрытию. Перебазирование собственным ходом без груза на расстояние не более 10 км со скоростью от 10 до 20 км/ч. При расстоянии более 10 км экономичнее перебазировать кран в прицепе к автотягачу | Монтаж строительных конструкций в промышленном и гражданском строительстве на объектах, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга | ||
Гусеничные краны (специальные) | Возможность перемещения со скоростью от 1 до 3 км/ч по спланированной грунтовой поверхности с грузом на крюке, масса которого не превышает 90 % максимальной грузоподъемности крана. Хорошая проходимость (среднее удельное давление на грунт около 0,2 МПа). Высокие монтажные качества ввиду небольших скоростей рабочих движений, наличия удлиненных стрел и сменного башенно-стрелового оборудования. Перебазирование на трайлерах или железнодорожных платформах в цельнособранном виде (в транспортном положении) с самопогрузкой и саморазгрузкой | Монтаж строительных конструкций и оборудования в промышленном и гражданском строительстве | ||
Краны на базе вертолетов | ||||
Краны на базе вертолетов | Возможность монтажа и демонтажа строительных конструкций на отметках, недоступных для кранов, работающих с земли, с кратковременным пребыванием вертолета на возводимом объекте | Монтаж и демонтаж строительных конструкций на отметках и глубине подачи, недоступных для наземных средств механизации | ||
Таблица 5.3 — Степень мобильности монтажных средств
Монтажные средства | Технологические особенности монтажных средств | Вид монтажа | |
Мобильные монтажные средства | |||
Гусеничные краны с канатноподвесным или гидроприводным стреловым оборудованием | Высокая маневренность. Возможность движения по грунтовым покрытиям. Ограниченное подстреловое пространство, которое может быть увеличено за счет гуськов, клювов, башенно-стрелового оборудования | Монтаж конструкций всех видов зданий и сооружений с движением в контуре здания или обходом по периметру. Возможно использование (при большой глубине подачи) башенно-стрелового оборудования | |
Пневмоколесные краны | Высокая маневренность и мобильность. Движение по твердым покрытиям. При необходимости, работа с выдвижением выносных опор. Ограниченная глубина подачи, которая может быть увеличена за счет дополнительного стрелового оборудования | Монтаж конструкций всех видов зданий и сооружений, соответствующих параметрам крана по грузоподъемности и глубине подачи | |
Автомобильные краны | Высокая маневренность и мобильность | Погрузочно-разгрузочные работы. Монтаж оборудования. Монтаж полносборных малоэтажных зданий | |
Ограниченно-мобильные монтажные средства | |||
Башенные краны | Устойчивость в работе, большое подстреловое пространство. Наличие самоподъемной стрелы или стрелы с грузовой кареткой. Ограничения маневренности из-за привязанности к рельсовому пути. Сравнительная сложность перебазирования крана | Все виды зданий и сооружений с глубиной подачи и массой груза, соответствующим параметрам крана | |
Немобильные монтажные средства | |||
Домкраты | Имеют грузоподъемность от 3 до 200 т. Могут перемещать конструкции только в одном направлении (чаще — в вертикальном) | Монтаж конструкций методом подъема или подращивания. Например, подъем монолитных плит при возведении зданий методом подъема перекрытий | |
Приставные башенные краны | Имеют неповоротную башню и поворотную стрелу с кареткой. Устанавливаются на фундамент (реже — на рельсы). Установленные стационарные краны высотой св. 50 м крепятся к конструкции здания. Высота крана увеличивается за счет наращивания верхней части башни или подращивания секций снизу | Высотные компактные в плане каркасные здания | |
5.2.1.3 Монтажные возможности стреловых самоходных кранов:
— обладая ограниченной грузоподъемностью, автомобильные краны наиболее эффективны на погрузочно-разгрузочных работах и при монтаже легких строительных конструкций малоэтажных зданий в условиях рассредоточенного строительства, где более полно реализуется возможность их быстрого перебазирования собственным ходом с объекта на объект;
— за счет большей грузоподъемности и высокой мобильности автомобильные краны на специальном шасси должны использоваться при монтаже строительных конструкций преимущественно на объектах со средними объемами работ в условиях рассредоточенного строительства. Короткобазовые модели автомобильных кранов на специальном шасси удобны для применения в стесненных условиях при реконструкции зданий (рисунок 5.1);
Рисунок 5.1 — Рабочий диапазон гидравлического автомобильного крана на специальном шасси