Развитие движений кисти и пальцев рук.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких даижений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитое ребёнка; способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2 - 3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 - 5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Самомассаж кистей и пальцев рук.
1.Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, (рис. 19, стр. 15),
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий, (рис. 20, стр. 16).
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 21, стр. 15).
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев, (рис. 22, стр. 15).
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк, (рис. 23, стр. 15).
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Можно выполнять управление с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой, (рис. 24, стр. 16).
7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «бегают человечки»(указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
7. «футбол»- забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
8. Поочерёдная смена положения рук «кулак — ладонь — ребро».
Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочерёдно подушечками пальцев на поверхности стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10. Постукивание поочерёдно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
Примерный комплекс упражнений для пальчиковой
Гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны)
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди
3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты):
сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка –
4. «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ»
Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперёд-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
5. «НОЖНИЦЫ»- разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе
6. «КОГОТКИ»- сильное полусгибание и разгибание пальцев
7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление
8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления
9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев
10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно)
11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»- соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно)
12 «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»- соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ»- надавливание подушечек пальчиков.
13. «КУЛАК — КОЛЬЦО»- пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
ЛИТЕРАТУРА.
С.В. Попов «Валеология в школе и дома» / О физическом благополучии школьников / Санкт-Петербург, 1997 г.
Г.К. Зайцев «Школьная валеология» / Научное обоснование и программное обеспечение / Санкт-Петербург, 1997 г.
С.А. Полищук «Если хочешь быть здоровым». Минск, 1985 г.
Н.Ф. Дик, Т.Н. Щербакова «Самопознание». Ростов-на-Дону, 1993 г.
«Познай себя: диагностические методики самопознания». Ставрополь, изд. СКИУУ, 1993 г.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника». «Педагогика и психология», Москва, 1988 г.
Г.М. Афанасьева «Семья». Москва, 1985 г.
В.Е. Каган «Воспитателю о сексологии». Москва, 1991 г.
Журнал «Семья в России». Москва, 1995 г.
Н.Е. Щуркова, О.П. Залекер «Педагогическая студия». Москва, 1993 г.
Журнал «Школа здоровья». Москва, 1996 г. № 1, 2, 3, 4. 1997 г. № 1, 3. 1998 г. №1.
В. Леви «Искусство быть собой». Москва, 1991 г.
«Человек в современном мире». Изд. СКИУУ, 1993 г.
«Вы и преступник». Ставрополь, 1994 г.
Ефименко М.В.
Валеология на уроках и внеклассных
мероприятиях в начальной школе.
Железноводск 2010. стр.57
МОУ «Начальная школа-детский сад»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Применение на уроках окружающего мира,
физминутах, классных часах,
внеклассных мероприятиях.