Помещения для хранения автомобилей
Площадь помещений для хранения автомобилей определяется типом стоянки, числом автомобилей и способомих расстановки.
Легковые автомобили и автобусы, как правило, следует обеспечивать стоянками закрытого типа. Грузовые автомобили в зависимости от климатических условий могут храниться как на открытых, так и закрытых или частично закрытых стоянках.
Геометрические размеры стоянки определяются габаритными размерами и количеством хранимых автомобилей, способомих расстановки, величиной нормируемых расстояний междуними, а также между автомобилями и элементами здания.
Расстояние от колонн до границы проезда должно быть не менее 0,5 м. Вдоль стен, у которых устанавливаются автомобили, устраиваются колесоотбойные тротуары или барьеры.
Высота помещения для хранения, от пола до выступающих элементов перекрытий или до низа коммуникаций, определяется по наиболее высокому автомобилю, хранящемуся в помещении, плюс не менее 0,2м. Наименьшая высота зоны хранения - 2,0 м.
4.5 Генеральный план АТП
Генеральный план предприятия - это план земельного участка, на котором нанесены по габаритным размерам контуры производственных зданий и сооружений, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, проезды и пути движения автомобилей. Основные требования к разработке генеральных планов определяются соответствующими главами СН и П и нормами технологического проектирования [2, 3].
Автотранспортные предприятия с парком более 50 автомобилей размещаются на земельных участках, непосредственно сообщающихся с проездом общего пользования. Территория должна быть ограждена забором высотой 1,6...2,0 м. В АТП с парком более 100 автомобилей рабочие ворота располагаются с отступом от красной линии на 6 м, но не менее наибольшей длины подвижного состава. При расположении гаражей с двумя проездами общего пользования рабочие ворота следует устраивать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения. При расстоянии между въездом и выездом менее 30мвъезд должен предшествовать выезду, если считать по ходу уличного движения.
Предприятия, у которых более 10 постов обслуживания или хранятся более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух выездов (въездов). Запасные ворота, выходящие на проезд общего пользования, должны быть шириной и высотой не менее 3,5 м.
В АТП по обслуживанию автомобилей I, II и III категорий весь комплекс производства по ТО и ТР подвижного состава необходимо размещать в одном здании. Допускается выделение мойки при количестве постов более 10 или хранении более 100 автомобилей. Проектирование отдельно стоящих производственных зданий, как исключение, допускается:
- при строительстве АТП для обслуживания автомобилей IV категории;
- при строительстве АТП на участках с резко выраженным рельефом;
- при реконструкции АТП в случае, когда расширение существующего здания является невозможным или нецелесообразным.
Открытые площадки для хранения подвижного состава должны иметь твердое покрытие с уклонами не более 0,01 м в продольном для автомобиля направлении и 0,04 м - в поперечном. Проезд между рядами автомобилей определяется из следующих условий:
- автомобили въезжают на место хранения передним или задним ходом; при въезде передним ходом допускается одноразовое пользование задним ходом, расстояние между автомобилем и границей проезда должно быть: для автомобилей I категории – 0,7м, II – 0, 8м, III и IV – 0,4м;
- расстояние между стоящими рядом автомобилями должно составлять не менее: для автомобилей I категории – 0,2м,II – 0,3 м, и III и IV – 0,4 м.
Въезд и выезд автопоездов на места хранения на открытой площадке производятся передним ходом. Для автомобилей-тягачей с полуприцепами выезд, какисключение, может производиться задним ходом.
На генплане наносятся пути движения автомобилей. Проезды на территории предприятия должны иметь твердое покрытие, продольные уклоны, как правило, не должны превышать 0,04 м. Ширина проезжей части должна быть не менее 6 м при двухстороннем движении автомобилей и не менее 3 м – при одностороннем. При повороте на угол 90 градусов радиус кривой должен быть не менее 10 м по оси проезда с ускорением на кривой по 1 м с каждой стороны проезда. При списочном составе подвижного состава АТП более 100 единиц пересечение основных потоков движения автомобилей не допускается.
Участок, занимаемый АТП, должен быть озеленен. Целесообразно разбивать цветники и скверы.
Генеральный план предприятия вычерчивается в масштабе 1:500 или 1:1000.
КонструкторскИЙ РАЗДЕЛ
В курсовом проекте, в соответствии с заданием на проектирование, в качестве конструкторской части может быть предложена разработка приспособления или устройства для улучшения технологии технического обслуживания или ремонта автомобиля. Основу разработки может составить усовершенствование приспособления, изготовленного на АТП, расчет его основных параметров и экономической эффективности.
Для конструкторских разработок в курсовом проекте могут быть предложены приспособления следующих групп:
- разборочно-сборочные, используемые при разборке и сборке неподвижных соединений (съемники, отвертки и ключи специального назначения и др.);
- станочные, обеспечивающие ориентировку режущего инструмента и детали (патроны, кондукторы, призмы);
- контрольные, предназначенные для проверки качества ремонта, технического обслуживания или технического состояния изделия (шаблоны, индикаторные, микрометрические устройства и т.д.).
Тематика конструкторских разработок может быть также направлена на реконструкцию (модернизацию) существующих приспособлений, стендов, оргоснастки для улучшения показателей их работы.
При разработке этой части проекта желательно соблюдать следующую последовательность: обоснование выбора объекта конструкторской разработки, назначение предлагаемого приспособления, обзор существующих для тех же целей устройств (их достоинства и недостатки), составление общей схемы разработки устройства, приспособления и т. п., необходимые технические расчеты с обоснованием выбора материала и учетом его прочности, износостойкости, надежности и других свойств.
Далее приводится техническая характеристика приспособления (габаритные размеры, масса, развиваемое усилие, мощность, напряжение, сила тока и т. д.), поясняются устройство и принцип действия со ссылкой на схемы и чертежи.
При разработке приспособления необходимо использовать стандартные, нормализованные и унифицированные конструктивные элементы при условии, что они отвечают современным требованиям прочности, взаимозаменяемости, ремонтопригодности, удобства их разборки и обслуживания.
Затем разрабатывается краткая инструкция по монтажу, эксплуатации и обслуживанию устройства, указания по технике безопасности.
Графическую часть этого раздела проекта представляют общим видом или сборочным чертежом.
На чертеже общего вида указываются габаритные, присоединительные и установочные размеры, наименования и обозначение составных частей устройства.
Сборочный чертеж выполняют в соответствии с требованиями ЕСКД с указанием допусков и посадок, особых условий изготовления.
В данном пособии приведена основная литература для выполнения курсового проекта. Дополнительная литература дается студентам на консультациях руководителем проекта.