Строительные размеры зданий АТП
В современном промышленном строительстве, к которому относятся и автотранспортные предприятия, одноэтажные производственные здания выполняются каркасными с сеткой колонн, имеющей шаг, равный 6 или 12м, пролеты с модулем 6, 12, 18, 24 м и более, прямоугольную форму в плане высотой: 3,6; 4,2; 4.8; 5,4; 6,0; 6,6; 7,2; 7,8; 8,4; 9,6; 10,8; 12,0 м [3].
Одноэтажные здания, как правило, проектируются с пролетами одного направления, одинаковой ширины и высоты. Однако требования по унификации строительных элементов зданий из-за специфики АТП не всегда обеспечивают рациональность их объемно-планировочных решений. В частности, для помещений, где происходит движение автомобилей, их маневрирование и установка, целесообразно применение крупноразмерной сетки, и, наоборот, для производственно-складских помещений, имеющих относительно небольшие площади, желательно использование мелкоразмерной сетки колонн. Поэтому в ряде случаев конструктивные схемы зданий имеют центральные пролеты 12, 18 или 24 м и боковые открылки с пролетами по 9 или 12м [3].
Для многоэтажных зданий АТП используется сетка колонн 6х6 м или 9х6 м при высоте этажей 3,6 м. При этом, в верхнем этаже допускается укрупненная удвоенная сетка колонн.
Производственные помещения
Планировка (компоновка) производственно-складских помещений зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также требований, предъявляемых к противопожарным и санитарно-гигиеническим условиям отдельных зон и производственных отделений.
Состав помещений зависит от производственной программы АТП и определяется технологическим расчетом.
В помещениях сварочного, жестяницкого, деревообрабатывающего участков допускается размещение постов для выполнения соответствующих работ непосредственно на автомобиле. Для малярного участка предусматриваются два помещения: одно – для окрасочных работ и другое – для подготовки красок. Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно – для ремонта, другое – для зарядки аккумуляторов.
Геометрические размеры зон ТО и ТР определяются габаритными размерами подвижного состава, нормировочными расстояниями между автомобилями на постах, а также между автомобилями и элементами зданий или оборудованием, шириной проезда в зонах и методом расстановки подвижного состава [3, 12].
В зонах ТОи ТР с постами тупикового типа, в основном, применяют однорядную расстановку автомобилей с независимым их въездом. Ширина проезда в помещениях с тупиковыми постами для обслуживания и ремонта автомобилей определяется исходя из условия, что въезд на пост производится передним ходом с возможным применением при повороте в проезде один раз заднего хода, причем расстояние от автомобиля до соседних автомобилей и границ проезда должно быть не менее нормативных [3,4].
Поточные линии ТО обычно оборудуют прямоточными канавами на всю длину линии. Линии и посты ЕО должны иметь продольные канавы для стока воды и грязи. Для автопоездов посты ТР должны быть проездными.
При параллельном расположении трех или более рабочих канав они соединяются открытой траншеей при тупиковой расстановке автомобилей и закрытыми туннелями при прямоточной расстановке. Ширина траншей и туннелей - не менее 1м,если они служат для прохода, и не менее2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование.
Высота туннеля от пола до низа выступающих частей - не менее 2,0м, траншей - 0,9 м. Соединительные траншеи рабочих канав ограждаются металлическими перилами высотой не менее 0,9 м. Траншеи и туннели должны иметь выходы в помещение из расчета один выход на пять рабочих канав. Одиночные канавы оборудуются выходом в помещение по ступенчатой лестнице. Лестницы из канав не должны располагаться под автомобилем, установленным над канавой, а лестницы из канав, траншей и туннелей – на путях движения автомобилей.
Устройство подвалов в современных производственных зданиях не рекомендуется. В порядке исключения в АТП они устраиваются для складов шин и масел. При этом склад шин располагают под помещениями для шиноремонтных и вулканизационных работ. Связь между складом и отделением осуществляется вертикальным подъемником. Склад масел располагается обычно под помещением для раздачи смазочных материалов (насосной) вблизи постов смазки. При расположении склада смазочных материалов на первом этаже он устраивается на двух уровнях: на уровне пола располагается оборудование для раздачи масел, а на пониженном уровне (на глубине 1,5 м) размещаются резервуары для хранения смазочных материалов.
Следует предусматривать прямой, без маневрирования, въезд автомобилей в зоны ЕО и TO-1 и оттуда на стоянку, без выезда из здания, если зоны обслуживания и хранения находятся в одном корпусе.
Непосредственный выход наружу рекомендуется иметь в следующих производственных и складских помещениях:
- для кузнечно-рессорных, сварочных и вулканизационных работ – при площади помещения более 100 м2;
- для зарядки аккумуляторов - при площади помещения более 25 м2;
- для хранения масел и обтирочных материалов - при площади помещения более 50 м2;
- для окрасочных работ и хранения легко воспламеняющихся материалов – независимо от площади помещения.
Склад шин площадью более 25 м2 и компрессорная при установочной мощности ее оборудования более 14 кВт должны располагаться у наружных стен [4].
Помещения с производствами категорий А и Б должны иметь легкосбрасываемые наружние конструкции (окна, распашные ворота, фонари) площадью не менее: при категории А - 0,05 м2, Б - 0,03 м2 на 1 м3 объема помещения [4].
Производственные помещения, в которых выполняются аккумуляторные, вулканизационные, сварочные, кузнечно-рессорные, медницкие, деревообрабатывающие, обойные и малярные работы, а также склады масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов не должны иметь непосредственного сообщения с зоной хранения автомобилей.
Количество ворот для въезда (выезда) в здании, расположенном на пepвом этаже, принимается: при количестве автомобилей в помещении до 25 - одни ворота, от 25 до 100 -двое. При количестве автомобилей в здании более 100 предусматриваются дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей. Наружные ворота устраиваются в малярном, сварочном отделениях, а также в складах агрегатов, запасных частей и материалов, если они не обеспечены удобным внутренним проездом.
Высота помещений для постов ТО и ТР определяется из условий, что наименьшее расстояние от верха автомобиля, находящегося на подъемнике, или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, стоящего на полу, до низа конструкции перекрытия и до низа выступающих частей грузоподъемного оборудования должно быть не более 0,2 м.
Необходимо обеспечивать одностороннее закольцованное движение автомобилей между зонами и участками, чтобы исключить возможность встречных движений и пересечений потоков. Не допускаются пересечения проходов для людей и транспортных проездов с поточными линиями ЕО и ТО.
Бытовые помещения, обслуживающие непосредственно нужды производства, располагаются в зонах ТО и ТР. Расстояние от санузла до наиболее удаленного рабочего места должно быть не более 75 м.
Графически планировка производственного корпуса выполняется обычно в масштабе 1:100 или 1:200. Масштаб и название плана зданияили разреза, например:
,
указываются над изображением соответствующей планировки или разреза.
На планировке должно быть показано местоположение колонн, стен, перегородок, лестниц, оконных и дверных проемов, а также ворот для въезда и выезда автомобилей.
В зонах технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта схематично изображается применяемое оборудование (канавы, подъемники, конвейеры, диагностические стенды с указанием местоположения беговых (тормозных) барабанов, моечные установки, окрасочно-сушильные камеры и др.).
Посты для ТО и ТР, автомобиле-места хранения и посты ожидания наносятся на плане штрих-пунктиром по габаритному очертанию автомобиля с указанием его передней части и соблюдением нормативных расстояний.
На плане стрелками указываются пути движения автомобилей в соответствии с последовательностью технологического процесса.
При оформлении плана следует указывать основные строительные размеры (шаг и пролеты колонн, габаритные размеры здания), маркировку строительных осей, нормируемые технологические расстояния на постах ТО и ТР между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания, угол расстановки постов, ширину проездов, канав и т. д. Размеры на плане проставляются в миллиметрах.
На планировке схематично приводится поперечный разрез здания. Отметки уровней высоты элементов строительных конструкций указываются в метрах.
Нумерация помещений на планировке сквозная, слева направо по часовой стрелке в возрастающем порядке.
Технологическая планировка производственных зон и участков выполняется в виде планов с расстановкой технологического оборудования и оргоснастки обычно в масштабе 1:25 (1:20) или 1:50 (1:40).
Расстановка технологического оборудования и оргоснастки постов ТО и ТР на планировках зон и участков должна выполняться в соответствии со схемой технологического процесса, учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормируемых расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами здания [2, 13], а также требований Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта [2] (приложение Ж).
Технологическое оборудование и оргоснастка на плане объекта проектирования должны быть обозначены позициями, и их перечень представлен в спецификации.
Наряду с требованиями оформления, приведенными для планов производственных корпусов, на планировках зон и участков необходимо указывать:
- строительные оси здания и расстояния между ними в соответствии с общим планом здания производственного корпуса, а также габаритные размеры зоны (участка). При этом конфигурация плана, наличие окон, входов и т.д. разрабатываемых зон и участков должны полностью соответствовать плану, приведенному на общей планировке производственного корпуса;
- привязку оборудования и оргоснастки к строительным осямили элементам конструкции здания с таким расчетом, чтобы по данной планировке можно было произвести расстановку и монтаж стационарного оборудования и оргоснастки;
- рабочие места, потребители воды, электроэнергии, сжатого воздуха и т. д. в соответствии с принятыми условными обозначениями [11].
На общей планировке производственного корпуса приводится экспликация помещений, а на технологической планировке зон и участков - экспликация технологического оборудования и оргоснастки (приложение И).
Заполнение экспликаций производится сверху вниз. Экспликации обычно располагаются над основной надписью (штампом) с учетом резервного поля не менее 50 мм. Резервное поле (15-20 мм) оставляют также между продольной (правой) стороной экспликации и рамкой листа.