Общая производственно-складская площадь
Для разработки планировочного решения результаты расчета различных площадей производственно-складских помещений сводятся в таблицу 3.10.
Таблица3.10–Общая производственно-складская площадь
Наименование помещений | Площадь, м2 |
Зоны ЕО, ТО и ТР (с учетом площади постов ожидания) Производственные участки Склады Вспомогательные Технические | |
Итого: |
Согласно [11] в состав производственно-складских площадейне входят очистные сооружения оборотного водоснабжения мойки подвижного состава. Однако при разработке планировочных решений эти помещения необходимо учитывать. Площадь помещений очистных сооружений оборотного водоснабжения мойки подвижного состава принимается для АТП до 100 автомобилей 180…200 м2; свыше 100 до 200 автомобилей – 300…320 м2. Площади приведены для АТП грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Для легковых и автобусных АТП они принимаются на 20% меньше.
Площадь вспомогательных и технических помещений
Площади вспомогательных и технических помещений в курсовом проекте принимаются соответственно в размере 3 и 5…6% (5% для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для АТП легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади. На основе анализапрактического опыта определена примерная структура и распределение этих площадей в процентах (таблица 3.11).
Таблица 3.11 – Распределение площадей вспомогательных и технических помещений
Наименование помещений | % | Площадь,м2 |
Вспомогательные помещения: [е«ш | ||
участок ОГМ с кладовой компрессорная | ||
Итого: | ||
Технические помещения | ||
насосная мойки подвижного состава | ||
трансформаторная | ||
тепловой пункт | ||
электрощитовая | ||
насосная пожаротушения | ||
отдел управления производством | ||
комната мастеров | ||
Итого: |
Прежде чем приступить к разработке планировочного решения производственного корпуса, рекомендуется составить экспликацию помещений с указанием площадей, принятых в результате технологического расчета (таблица 3.12). В этой же таблице указываются площади помещений, полученные в процессе разработки планировки. Категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливается согласно [4, 11].
Таблица3.12–Экспликация помещений
Наименование помещений | Площадь, м2, принятая в результате | Категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности | |
технологического расчета | разработки планировки | ||
1. Зоны ЕО, ТО и ТР: ЕО Д-1 ТО-1 Д-2 ТО-2 Посты ТР: разборочно-сборочные ………………………………………. Итого: | |||
Посты ожидания: перед линиями УМР, ТО перед постами ТО и ТР Итого: | |||
2. Производственные участки: агрегатный (с учетом мойки агрегатов) слесарно-механический ……………………………………………. Итого: | |||
3. Склады: запасных частей и эксплуатационных материалов ………………………………… Итого: | |||
4. Вспомогательные помещения: участок ОГМ с кладовой компрессорная Итого: | |||
5. Технические помещения: насосная мойки подвижного состава очистные сооружения оборотного водоснабжения трансформаторная ………………………………… Итого: | |||
Всего: |
Планировка производственного корпуса АТП
Общие положения
Под планировкой АТП понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских, вспомогательных административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий, предназначенных для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава.
В процессе планировки решаются вопросы использования и застройки земельного участка, взаимного расположения зданий, сооружений и помещений, конструктивных схем, размеров и этажности зданий, организации движения на территории и в здании, размещения рабочих постов и мест хранения подвижного состава.
В основе планировочного решения лежат функциональная схема производственного процесса, технологические маршруты и производственная программа по видам обслуживания, диагностирования и ремонта.
При разработке планировочных решений АТП следует учитывать следующие положения:
- соответствие планировки схеме технологического процесса и технологическому расчету;
- расположение в одном здании основных производственных зон и участков, если позволяют условия планировки;
- безопасность производства и удобство выполнения работ;
- создание наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства;
- простота маневрирования автомобилей в здании;
- наличие внутреннего сообщения между производственными зонами;
- рациональное использование площади за счет технологически оправданного взаимного расположения помещений, применения экономичных способов расстановки постов;
- возможность изменений технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания;
- возможность использования типовых постов и рабочих мест.
На основе экспликации помещений (таблица 3.12) и принятого числа рабочих постов и постов ожидания (таблица 3.4) разрабатывается планировка производственного корпуса АТП с учетом приведенных в списке литературы основных нормативных источников и учебно-методической литературы.
Принятая в результате разработки планировочного решения общая производственно-складская площадь сопоставляется с нормативным показателем.
Данный раздел пояснительной записки содержит описание организации технологического процесса ТО и ТР, обоснование взаимного расположения производственно-складских и административно-бытовых помещений. Здесь же дается аргументация выбранного объемно-планировочного решения производственного корпуса и его основная характеристика: конструктивная схема, сетка колонн, размеры здания в плане, высота помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий(вмногоэтажных зданиях - высота этажей), подъемно-транспортное оборудование и его грузоподъемность.
Рассматриваются два-три варианта расположения в плане производственного корпуса разрабатываемой в КП зоны (участка). В пояснительной записке (или на листе планировки) в одну линию в масштабе схематично приводятся планировки производственного корпуса, на которых указываются различные варианты расположения зоны (участка).
По каждому варианту рассматриваются преимущества и недостатки размещения зоны (участка) с позиций технологического тяготения к другим зонам и участкам, удобства маневрирования подвижного состава, конфигурации зоны (участка) в плане, естественного освещения, близости к бытовым помещениям и др.
На основе проведенного анализа дается обоснование выбранного варианта, который принимается для разработки планировки производственного корпуса АТП.