При возникновении аварии с выбросом СДЯ
• Роль сборных эвакопунктов, берут на себя подвижные эвакогруппы (ПЭГ).
• Функции администрации пунктов посадки также берут, как правило, на себя ПЭГ, или же назначается диспетчер.
• Подвижные эвакогруппы создаются в количестве 2-3 человек с участием в их составе штатных представителей эвакоорганов, представителей службы охраны общественного порядка.
На ПЭГ возлагаются задачи:
• - оповещение, сбор и посадка населения на транспорт;
• - формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршрутам эвакуации;
• - осуществление контроля за ходом эвакуации и информирование эвакокомиссии;
• - поддержание порядка на закрепленной территории.
• Городские (районные) эвакокомиссии могут разворачиваться в сокращенном составе с целью осуществления общего руководства эвакуацией, учета эвакуированных, определения мест их размещения, организации взаимодействия с руководством других городов и районов по вопросам размещения эваконаселения.
Из опыта проведения эвакуации населения после аварии на ЧАЭС сделаны некоторые рекомендации:
1. Планы эвакуации должны включать несколько вариантов ее проведения в зависимости от характера и масштабов аварии, метеорологических условий, особенностей радиационной обстановки.
2. Эвакуацию городского населения следует проводить по территориальному принципу. Население в ожидании посадки на транспортные средства должно укрываться в защитных сооружениях, посадку в транспорт, по возможности, проводить непосредственно у защитных сооружений.
3. Сельское население целесообразно эвакуировать по производственно-территориальному принципу - по населенным пунктам.
4. Владельцев личного транспорта необходимо заблаговременно проинструктировать на случай эвакуации, а при аварии - своевременно оповестить их о возможности и необходимости выезда; организовать регулирование на маршрутах эвакуации.
5. Транспортные средства целесообразно привлекать как из районов, расположенных в пределах 30-км зоны вокруг АЭС, так и из соседних районов и областей, вне зависимости от ведомственной принадлежности. При этом часть транспортных средств с целью предотвращения распространения радиоактивных веществ необходимо использовать только в пределах зоны загрязнения, остальной транспорт привлекается для вывоза населения от границы этой зоны в пункты размещения.
Для того, чтобы не допустить переоблучения водителей, работающих на загрязненной местности, необходимо обеспечить подготовку и использование 2-3 дублирующих составов водителей. Целесообразно также более широко использовать возможности комбинирования различных видов транспорта. Например, для вывоза населения к внешним границам зоны загрязнения использовать автомобильный транспорт, а в районы его постоянного размещения отправлять железнодорожным, речным, морским транспортом.
Для защиты населения в пути следования необходимо предусматривать обеспечение его защитными комплектами, включающими респиратор, защитные очки, перчатки, бахилы, а транспорт оснастить простейшими противорадиационными средствами. Целесообразно также создание запасов полиэтиленовых мешков для личных вещей и продуктов питания (по два мешка на одного человека).
6. На внешней границе зоны возможного радиоактивного загрязнения следует предусмотреть использование стационарных объектов различного народнохозяйственного назначения, на базе которых в чрезвычайной ситуации могут быть развернуты промежуточные пункты эвакуации для учета, перерегистрации, дозиметрического контроля, санитарной обработки эвакуируемых, обмена или специальной обработки загрязненной одежды и обуви.
б) При химическом загрязнении.
Эвакуация населения на случай возникновения аварии с выбросом СДЯ В за пределы химически опасного объекта планируется из всей зоны возможного химического заражения, а осуществляется из той части зоны, где возникла угроза поражения.
Проведение эвакуации в короткие сроки возможно лишь в том случае, если заранее спланировано и всесторонне подготовлено решение вопросов оповещения и сбора населения, подлежащего эвакуации, транспортного и медицинского обеспечения, организации службы охраны общественного порядка, управления эвакуацией.
В условиях дефицита времени при возникновении аварии с выбросом СДЯ В, эвакоорганы в полном объеме разворачивать не рекомендуется. Так, роль сборных эвакопунктов, берут на себя подвижные эвакогруппы (ПЭГ). Функции администрации пунктов посадки также берут, как правило, на себя ПЭГ, или же назначается диспетчер.
Подвижные эвакогруппы создаются в количестве 2-3 человек с участием в их составе штатных представителей эвакоорганов, представителей службы охраны общественного порядка. Они
обеспечиваются автотранспортом. За ПЭГ закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (часть микрорайона, несколько улиц, поселок и т.д.). Количество и состав ПЭГ определяются при планировании мероприятий по защите населения на случай аварии с выбросом СДЯВ.
На ПЭГ возлагаются задачи:
- оповещение, сбор и посадка населения на транспорт;
- формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршрутам эвакуации;
- осуществление контроля за ходом эвакуации и информирование эвакокомиссии;
- поддержание порядка на закрепленной территории.
Городские (районные) эвакокомиссии могут разворачиваться в сокращенном составе с целью осуществления общего руководства эвакуацией, учета эвакуированных, определения мест их размещения, организации взаимодействия с руководством других городов и районов по вопросам размещения эваконаселения.
При участии представителей эвакоорганов на базе транспортной службы создается центральный диспетчерский пункт для организованной подачи транспорта для вывоза населения. Приемные эвакопункты создаются в местах размещения эваконаселения для его приема, распределения и решения во взаимодействии с местными органами власти вопросов жизнеобеспечения.
Необходимо помнить, что эвакуация является достаточно надежным способом защиты населения лишь при значительном удалении жилых кварталов от места аварии или при возникновении угрозы распространения облака зараженного воздуха на жилые массивы. Так, в Иванове (1989) массовая эвакуация была проведена при изменении направления ветра.
При прогнозировании возможной обстановки должны быть определены районы, из которых эвакуацию проводить целесообразно с учетом времени подхода зараженного воздуха .
Эвакуация проводится комбинированным способом, с использованием всех видов городского транспорта, в основном автобусов, а также грузовых автомобилей. При планировании, а также задействовании транспорта для вывоза населения, кроме прочих условий (наличие того или иного вида транспорта, характеристика маршрутов, расположение автотранспортных предприятий и т.д.), необходимо учитывать и время суток.
Если авария произошла в дневное время, когда городской транспорт практически весь находится на маршрутах, водители оповещаются и направляются для вывоза населения из зон возможного химического заражения диспетчерскими пунктами автохозяйств, диспетчерскими пунктами на конечных точках маршрутов, а также органами ГАИ. При этом транспорт освобождается от пассажиров и направляется к местам посадки эвакуируемого населения. В ночное время водители установленным порядком собираются в автохозяйства, где им вручаются противогазы и предписания (маршрутные листы).
В первую очередь транспорт подается для вывоза детских и лечебных учреждений. В дальнейшем, при наличии времени и транспорта, он подается непосредственно к учреждениям и жилым домам. Руководство распределением транспорта до развертывания и прибытия эвакоорганов целесообразно возложить на службу охраны общественного порядка.
Транспорт в зону возможного химического заражения подается небольшими колоннами или одиночными машинами, так как сбор больших автоколонн требует значительного времени. При необходимости к местам посадки и обратно, за границу зоны химического заражения транспорт может сопровождаться машинами ГАИ, ПМГ. При недостатке времени и транспорта, вывоз населения производится в два этапа: вначале за зону возможного заражения на промежуточные пункты эвакуации, а затем в места размещения.. В этом случае при прогнозировании возможной обстановки должны быть определены районы, безопасные для нахождения людей.
При планировании эвакомероприятий необходимо учитывать ведомственный транспорт, находящийся на предприятиях и в учреждениях. В летнее время, а также при соответствующих климатических условиях может использоваться и грузовой автотранспорт. Необходимо также учитывать, что водители не всегда будут обеспечены противогазами.
Кроме автобусов и грузовых автомобилей для вывоза населения из зоны возможного заражения может использоваться городской электротранспорт, а также пригородные электропоезда, но с учетом привязанности этих видов транспорта к маршрутам.
Наиболее массовым способом эвакуации является пешая эвакуация. Рабочие и служащие предприятий, учреждений, организаций, а также население, получив информацию об аварии, самостоятельно выходит из зоны возможного заражения в направлениях, указанных при оповещении. В общем случае это будет направление, перпендикулярное направлению ветра, но с учетом рельефа местности и планировки жилых кварталов:
В любом случае жители должны получить конкретные указания по своим действиям, предупредить соседей, быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении.
При движении необходимо соблюдать следующие правила:
- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
- не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;
- не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;
- при обнаружении капель СДЯВ на коже, одежде, обуви снять их тампоном из бумаги, ветошью или носовым платком;
- оказывать необходимую помощь пострадавшим, детям, престарелым, не способным двигаться самостоятельно.
После выхода из зоны нужно при необходимости пройти санитарную обработку. Получившие незначительные поражения (кашель, тошнота и др.), обращаются в медицинские учреждения для определения степени поражения и проведения профилактических мероприятий.
В местах размещения население располагается в общественных зданиях (кинотеатрах, клубах, домах отдыха, санаториях, лагерях). Какая-то часть населения может остановиться у знакомых и родственников.
Нецелесообразно планировать и проводить эвакуацию из районов, жилых массивов, предприятий, учреждений и организаций, когда время подхода облака зараженного воздуха меньше, чем возможное время эвакуации из них, так как люди, выйдя из зданий и не имея средств защиты, получат поражения.
Для этой группы населения наиболее приемлемым способом защиты будет укрытие в помещениях с одновременной их герметизацией (уплотнение дверей, окон, вентиляционных отверстий, выключение нагревательных приборов и тушение печей), использование респираторов а также подъем на верхние этажи зданий при авариях со СДЯВ тяжелее воздуха.
Районы, из которых эвакуацию проводить нецелесообразно, определяются при прогнозировании возможной обстановки и до этой части населения доводится соответствующая информация.
Но и в районах, расположенных вблизи от химически опасного объекта, какая-то часть населения будет вынуждена не эвакуироваться. Это те люди, которые в момент возникновения аварии, особенно в дневное время, могут оказаться на улице или в тех помещениях, которые невозможно быстро закрыть и уплотнить достаточно надежно (рынки, некоторые магазины, другие общественные здания).
Для этих людей единственно возможным способом защиты является быстрый выход из зоны заражения с соблюдением всех правил поведения на зараженной местности. Направление выхода до них должно быть доведено при оповещении. Среди этой части населения возможен наибольший процент тяжелых поражений, что необходимо учитывать при организации разведки и планировании оказания медицинской помощи.
в) В зоне катастрофического затопления.
Эвакуация в заранее запланированные районы (пункты) размещения является основным способом защиты населения, рабочих и служащих объектов экономики в зонах возможного катастрофического затопления (ЗВКЗ).
Эвакуация из зон возможного катастрофического затопления осуществляется комбинированным способом в ограниченные сроки, т.е. население выводится пешим порядком и вывозится транспортом до приемных пунктов на незатапливаемой территории.
Ответственность за доведение сигнала о катастрофическом повышении уровня воды в нижнем бьефе гидроузла до соответствующего пункта управления возлагается на начальника ГО гидроузла. Постоянное наблюдение за режимом рек и водохранилищ осуществляют контрольные пункты Росгидромета.
Доведение сигналов и речевой информации об опасности катастрофического затопления до населенных пунктов и объектов экономики осуществляется с пунктов управления РСЧС по республиканским и внутриобластным автоматизированным системам централизованного оповещения, а также по локальным системам оповещения.
При возникновении реальной угрозы затопления по системе оповещения передается распоряжение на эвакуацию населения, рабочих и служащих объектов экономики из зоны 4-часового добегания волны прорыва и в первую очередь - из зоны чрезвычайно опасного затопления (граница участка, к которому фронт волны прорыва подойдет не позднее 1 часа с момента разрушения гидроузла).
На участках чрезвычайно опасного затопления при разрушении плотины трудно осуществить плановые эвакомероприятия с использованием транспорта. В этом случае с получением сигнала о катастрофическом затоплении планируется самостоятельный выход населения за границы ЗВКЗ пешим порядком, вывоз
населения транспортными средствами предприятий и личным транспортом по кратчайшим маршрутам. Из остальной ЗВКЗ население вывозится транспортными средствами в соответствии с планом.
На незатапливаемой территории создаются приемные эвакопункты. На них возлагаются задачи по приему и размещению населения.
Эвакуируемое население размешается в населенных пунктах, находящихся вблизи зон затопления.
Время нахождения населения в районах размещения определяется временем полного спада воды в зоне затопления.
Из зоны затопления вывозятся только материальные ценности, имеющие важное оборонное значение, а также уникальное оборудование, приборы, продовольствие, ценное сырье, медицинское имущество, архивные материалы, производственная документация, музейные и банковские ценности, что не всегда представляется возможным, как это было в Бурятии летом 1998г., в 2013 г. В зонах затопления на Дальнем Востоке.
В случае пешей эвакуации колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. В каждую группу назначается старший.
Для рассчетов принимаются следующие нормативы: скорость движения 3-4 км/ч; суточный переход (10-12 часов движения) составляет 30-40 км; дистанция между колоннами 500 м; через 1-1,5 часа движения назначаются малые привалы по 10-15 минут, а в начале второй половины суточного перехода - большой привал 1,5-2 часа, желательно за зоной возможных разрушении.
На малых привалах проводится проверка состава групп и колонн, на большом организуется прием горячей пищи.
Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод о том, что проблема эвакуации населения и в обозримом будущем останется весьма актуальной, а организация эвакуации - сложным и трудоемким делом.
Обязанности руководителя ОЭ
1. Знать нормативные правовые требования по организации эвакуационных мероприятий;
2. Заблаговременно разрабатывать документы по организации эвакуационных мероприятий;