При возникновении аварии с выбросом СДЯ

Роль сборных эвакопунктов, берут на себя подвижные эвакогруппы (ПЭГ).

Функции администрации пунктов посадки также берут, как правило, на себя ПЭГ, или же назначается диспетчер.

Подвижные эвакогруппы создаются в количестве 2-3 человек с участием в их составе штатных представителей эвакоорганов, представителей службы охраны общественного порядка.

На ПЭГ возлагаются задачи:

- оповещение, сбор и посадка населения на транспорт;

- формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршрутам эвакуации;

- осуществление контроля за ходом эвакуации и информирование эвакокомиссии;

- поддержание порядка на закрепленной территории.

Городские (районные) эвакокомиссии могут разворачиваться в сокращенном составе с целью осуществления общего руководства эвакуацией, учета эвакуированных, определения мест их размещения, организации взаимодействия с руководством дру­гих городов и районов по вопросам размещения эваконаселения.

Из опыта проведения эвакуации населения после аварии на ЧАЭС сделаны некоторые рекомендации:

1. Планы эвакуации должны включать несколько вариантов ее проведения в зависимости от характера и масштабов аварии, метеорологических условий, особенностей радиационной обста­новки.

2. Эвакуацию городского населения следует проводить по территориальному принципу. Население в ожидании посадки на транспортные средства должно укрываться в защитных сооруже­ниях, посадку в транспорт, по возможности, проводить непо­средственно у защитных сооружений.

3. Сельское население целесообразно эвакуировать по произ­водственно-территориальному принципу - по населенным пунк­там.

4. Владельцев личного транспорта необходимо заблаговре­менно проинструктировать на случай эвакуации, а при аварии - своевременно оповестить их о возможности и необходимости выезда; организовать регулирование на маршрутах эвакуации.

5. Транспортные средства целесообразно привлекать как из районов, расположенных в пределах 30-км зоны вокруг АЭС, так и из соседних районов и областей, вне зависимости от ве­домственной принадлежности. При этом часть транспортных средств с целью предотвращения распространения радиоактив­ных веществ необходимо использовать только в пределах зоны загрязнения, остальной транспорт привлекается для вывоза на­селения от границы этой зоны в пункты размещения.

Для того, чтобы не допустить переоблучения водителей, ра­ботающих на загрязненной местности, необходимо обеспечить подготовку и использование 2-3 дублирующих составов водителей. Целесообразно также более широко использовать возмож­ности комбинирования различных видов транспорта. Например, для вывоза населения к внешним границам зоны загрязнения использовать автомобильный транспорт, а в районы его посто­янного размещения отправлять железнодорожным, речным, морским транспортом.

Для защиты населения в пути следования необходимо преду­сматривать обеспечение его защитными комплектами, включаю­щими респиратор, защитные очки, перчатки, бахилы, а транс­порт оснастить простейшими противорадиационными средства­ми. Целесообразно также создание запасов полиэтиленовых мешков для личных вещей и продуктов питания (по два мешка на одного человека).

6. На внешней границе зоны возможного радиоактивного за­грязнения следует предусмотреть использование стационарных объектов различного народнохозяйственного назначения, на ба­зе которых в чрезвычайной ситуации могут быть развернуты промежуточные пункты эвакуации для учета, перерегистрации, дозиметрического контроля, санитарной обработки эвакуируе­мых, обмена или специальной обработки загрязненной одежды и обуви.

б) При химическом загрязнении.

Эвакуация населения на случай возникновения аварии с вы­бросом СДЯ В за пределы химически опасного объекта планиру­ется из всей зоны возможного химического заражения, а осуще­ствляется из той части зоны, где возникла угроза поражения.

Проведение эвакуации в короткие сроки возможно лишь в том случае, если заранее спланировано и всесторонне подготов­лено решение вопросов оповещения и сбора населения, подле­жащего эвакуации, транспортного и медицинского обеспечения, организации службы охраны общественного порядка, управле­ния эвакуацией.

В условиях дефицита времени при возникновении аварии с выбросом СДЯ В, эвакоорганы в полном объеме разворачивать не рекомендуется. Так, роль сборных эвакопунктов, берут на се­бя подвижные эвакогруппы (ПЭГ). Функции администрации пунктов посадки также берут, как правило, на себя ПЭГ, или же назначается диспетчер.

Подвижные эвакогруппы создаются в количестве 2-3 человек с участием в их составе штатных представителей эвакоорганов, представителей службы охраны общественного порядка. Они

обеспечиваются автотранспортом. За ПЭГ закрепляются соот­ветствующие административно-территориальные единицы (часть микрорайона, несколько улиц, поселок и т.д.). Количест­во и состав ПЭГ определяются при планировании мероприятий по защите населения на случай аварии с выбросом СДЯВ.

На ПЭГ возлагаются задачи:

- оповещение, сбор и посадка населения на транспорт;

- формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршру­там эвакуации;

- осуществление контроля за ходом эвакуации и информиро­вание эвакокомиссии;

- поддержание порядка на закрепленной территории.

Городские (районные) эвакокомиссии могут разворачиваться в сокращенном составе с целью осуществления общего руковод­ства эвакуацией, учета эвакуированных, определения мест их размещения, организации взаимодействия с руководством дру­гих городов и районов по вопросам размещения эваконаселения.

При участии представителей эвакоорганов на базе транспорт­ной службы создается центральный диспетчерский пункт для организованной подачи транспорта для вывоза населения. При­емные эвакопункты создаются в местах размещения эваконасе­ления для его приема, распределения и решения во взаимодей­ствии с местными органами власти вопросов жизнеобеспечения.

Необходимо помнить, что эвакуация является достаточно на­дежным способом защиты населения лишь при значительном удалении жилых кварталов от места аварии или при возникно­вении угрозы распространения облака зараженного воздуха на жилые массивы. Так, в Иванове (1989) массовая эвакуация была проведена при изменении направления ветра.

При прогнозировании возможной обстановки должны быть определены районы, из которых эвакуацию проводить целесо­образно с учетом времени подхода зараженного воздуха .

Эвакуация проводится комбинированным способом, с ис­пользованием всех видов городского транспорта, в основном ав­тобусов, а также грузовых автомобилей. При планировании, а также задействовании транспорта для вывоза населения, кроме прочих условий (наличие того или иного вида транспорта, ха­рактеристика маршрутов, расположение автотранспортных предприятий и т.д.), необходимо учитывать и время суток.

Если авария произошла в дневное время, когда городской транспорт практически весь находится на маршрутах, водители оповещаются и направляются для вывоза населения из зон возможного химического заражения диспетчерскими пунктами автохозяйств, диспетчерскими пунктами на конечных точках маршрутов, а также органами ГАИ. При этом транспорт освобождается от пассажиров и направляется к местам посадки эвакуируемого на­селения. В ночное время водители установленным порядком со­бираются в автохозяйства, где им вручаются противогазы и предписания (маршрутные листы).

В первую очередь транспорт подается для вывоза детских и ле­чебных учреждений. В дальнейшем, при наличии времени и транспорта, он подается непосредственно к учреждениям и жи­лым домам. Руководство распределением транспорта до разверты­вания и прибытия эвакоорганов целесообразно возложить на службу охраны общественного порядка.

Транспорт в зону воз­можного химического заражения подается небольшими колонна­ми или одиночными машинами, так как сбор больших автоко­лонн требует значительного времени. При необходимости к мес­там посадки и обратно, за границу зоны химического заражения транспорт может сопровождаться машинами ГАИ, ПМГ. При не­достатке времени и транспорта, вывоз населения производится в два этапа: вначале за зону возможного заражения на промежуточ­ные пункты эвакуации, а затем в места размещения.. В этом слу­чае при прогнозировании возможной обстановки должны быть определены районы, безопасные для нахождения людей.

При планировании эвакомероприятий необходимо учитывать ведомственный транспорт, находящийся на предприятиях и в учреждениях. В летнее время, а также при соответствующих кли­матических условиях может использоваться и грузовой авто­транспорт. Необходимо также учитывать, что водители не всегда будут обеспечены противогазами.

Кроме автобусов и грузовых автомобилей для вывоза населе­ния из зоны возможного заражения может использоваться го­родской электротранспорт, а также пригородные электропоезда, но с учетом привязанности этих видов транспорта к маршрутам.

Наиболее массовым способом эвакуации является пешая эва­куация. Рабочие и служащие предприятий, учреждений, органи­заций, а также население, получив информацию об аварии, са­мостоятельно выходит из зоны возможного заражения в направ­лениях, указанных при оповещении. В общем случае это будет направление, перпендикулярное направлению ветра, но с уче­том рельефа местности и планировки жилых кварталов:

В любом случае жители должны получить конкретные указания по своим действиям, предупредить соседей, быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении.

При движении не­обходимо соблюдать следующие правила:

- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

- не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;

- не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;

- при обнаружении капель СДЯВ на коже, одежде, обуви снять их тампоном из бумаги, ветошью или носовым платком;

- оказывать необходимую помощь пострадавшим, детям, пре­старелым, не способным двигаться самостоятельно.

После выхода из зоны нужно при необходимости пройти са­нитарную обработку. Получившие незначительные поражения (кашель, тошнота и др.), обращаются в медицинские учрежде­ния для определения степени поражения и проведения профи­лактических мероприятий.

В местах размещения население располагается в обществен­ных зданиях (кинотеатрах, клубах, домах отдыха, санаториях, лагерях). Какая-то часть населения может остановиться у знако­мых и родственников.

Нецелесообразно планировать и проводить эвакуацию из районов, жилых массивов, предприятий, учреждений и органи­заций, когда время подхода облака зараженного воздуха меньше, чем возможное время эвакуации из них, так как люди, выйдя из зданий и не имея средств защиты, получат поражения.

Для этой группы населения наиболее приемлемым способом защиты бу­дет укрытие в помещениях с одновременной их герметизацией (уплотнение дверей, окон, вентиляционных отверстий, выклю­чение нагревательных приборов и тушение печей), использова­ние респираторов а также подъем на верхние этажи зданий при авариях со СДЯВ тяжелее воздуха.

Районы, из которых эвакуа­цию проводить нецелесообразно, определяются при прогнози­ровании возможной обстановки и до этой части населения до­водится соответствующая информация.

Но и в районах, расположенных вблизи от химически опас­ного объекта, какая-то часть населения будет вынуждена не эва­куироваться. Это те люди, которые в момент возникновения аварии, особенно в дневное время, могут оказаться на улице или в тех помещениях, которые невозможно быстро закрыть и уплотнить достаточно надежно (рынки, некоторые магазины, дру­гие общественные здания).

Для этих людей единственно воз­можным способом защиты является быстрый выход из зоны за­ражения с соблюдением всех правил поведения на зараженной местности. Направление выхода до них должно быть доведено при оповещении. Среди этой части населения возможен наи­больший процент тяжелых поражений, что необходимо учиты­вать при организации разведки и планировании оказания меди­цинской помощи.

в) В зоне катастрофического затопления.

Эвакуация в заранее запланированные районы (пункты) раз­мещения является основным способом защиты населения, рабо­чих и служащих объектов экономики в зонах возможного ката­строфического затопления (ЗВКЗ).

Эвакуация из зон возможного катастрофического затопления осуществляется комбинированным способом в ограниченные сро­ки, т.е. население выводится пешим порядком и вывозится транс­портом до приемных пунктов на незатапливаемой территории.

Ответственность за доведение сигнала о катастрофическом повышении уровня воды в нижнем бьефе гидроузла до соответствующего пункта управления возлагается на начальника ГО гидроузла. Постоянное наблюдение за режимом рек и водохра­нилищ осуществляют контрольные пункты Росгидромета.

Доведение сигналов и речевой информации об опасности ка­тастрофического затопления до населенных пунктов и объектов экономики осуществляется с пунктов управления РСЧС по рес­публиканским и внутриобластным автоматизированным систе­мам централизованного оповещения, а также по локальным си­стемам оповещения.

При возникновении реальной угрозы затопления по системе оповещения передается распоряжение на эвакуацию населения, рабочих и служащих объектов экономики из зоны 4-часового добегания волны прорыва и в первую очередь - из зоны чрезвы­чайно опасного затопления (граница участка, к которому фронт волны прорыва подойдет не позднее 1 часа с момента разруше­ния гидроузла).

На участках чрезвычайно опасного затопления при разруше­нии плотины трудно осуществить плановые эвакомероприятия с использованием транспорта. В этом случае с получением сигна­ла о катастрофическом затоплении планируется самостоятель­ный выход населения за границы ЗВКЗ пешим порядком, вывоз

населения транспортными средствами предприятий и личным транспортом по кратчайшим маршрутам. Из остальной ЗВКЗ население вывозится транспортными средствами в соответствии с планом.

На незатапливаемой территории создаются приемные эвако­пункты. На них возлагаются задачи по приему и размещению населения.

Эвакуируемое население размешается в населенных пунктах, находящихся вблизи зон затопления.

Время нахождения населения в районах размещения опреде­ляется временем полного спада воды в зоне затопления.

Из зоны затопления вывозятся только материальные ценнос­ти, имеющие важное оборонное значение, а также уникальное оборудование, приборы, продовольствие, ценное сырье, меди­цинское имущество, архивные материалы, производственная до­кументация, музейные и банковские ценности, что не всегда представляется возможным, как это было в Бурятии летом 1998г., в 2013 г. В зонах затопления на Дальнем Востоке.

В случае пешей эвакуации колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. В каждую группу назначается старший.

Для рассчетов принимаются следующие нормативы: скорость движения 3-4 км/ч; суточный переход (10-12 часов движения) составляет 30-40 км; дистанция между колоннами 500 м; через 1-1,5 часа движения назначаются малые привалы по 10-15 ми­нут, а в начале второй половины суточного перехода - большой привал 1,5-2 часа, желательно за зоной возможных разрушении.

На малых привалах проводится проверка состава групп и ко­лонн, на большом организуется прием горячей пищи.

Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод о том, что проблема эвакуации населения и в обозримом будущем ос­танется весьма актуальной, а организация эвакуации - сложным и трудоемким делом.

Обязанности руководителя ОЭ

1. Знать нормативные правовые требования по организации эвакуационных мероприятий;

2. Заблаговременно разрабатывать документы по организации эвакуационных мероприятий;

Наши рекомендации