Правила поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.
По общему характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации делятся на: природные – опасные природные явления и процессы (геологические, гидрологические и метеорологические, а также природные пожары); техногенные – промышленные аварии и катастрофы (радиационные, химические, биологические и гидродинамические аварии), пожары, взрывы, опасные происшествия на транспорте или транспортные аварии; биолого-социальные – широко и одновременно распространённые инфекционные болезни людей (эпидемии), сельскохозяйственных животных и растений.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека и, непременно, в общеобразовательной организации.
В рамках классных часов, привлекая специалистов по ЧС, классный руководитель проводит работу по вопросам гражданской обороны (ГО) и ЧС. В первую очередь это обучение обучающихся, что поможет разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории региона, на своем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты населения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.
Формы и методы работы
Деятельность классного руководителя по реализации программы «Школа – территория безопасности» направлена на формирование модели безопасности в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице, в школе, транспорте, лесу, на воде, в общественных местах и т.п.
Рекомендуемые формы и методы работы: моделирование, проектирование, социологические исследования, анкетирование, поисковая работа, эксперимент, тренинги, дискуссии, дебаты, брейн-ринги, круглые столы, деловые игры, инсценировки, викторины, ток-шоу, технопарки, экскурсии, конкурсы, КВНы, эстафеты, флэш-мобы, акции, презентации, агитбригады, лектории, встречи со специалистами по ЧС, психологами, стенгазеты, газеты, листовки, плакаты, бюллетени, дайджесты, буклеты, памятки, просмотры учебных фильмов, снятие видеороликов, рекламы и антирекламы и т.п.
Обучающиеся должны знать:
· человек – неотъемлемая часть природы;
· на человека в течение его жизни возлагается много обязанностей;
· человек является источником многих опасностей;
· понятие здоровья и его составляющих;
· о культуре здоровья;
· правила дорожного движения;
· правила пожарной безопасности;
· правила электробезопасности;
· правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях (природных, техногенных, биолого-социальных);
· средства индивидуальной зашиты;
· приемы оказания первой доврачебной помощи;
· службы экстренной помощи.
Обучающиеся должны уметь:
· следить за состоянием своего здоровья, отказаться от вредных привычек, заниматься физической культурой, спортом;
· распределять свободное время с пользой для здоровья;
· быть успешным во всех сферах жизни;
· развивать силу воли, память, внимание, выносливость;
· принять правильное решение в случае чрезвычайной ситуации;
· следовать правилам поведения в различных опасных, чрезвычайных ситуациях;
· пользоваться средствами индивидуальной зашиты;
· оказать, по необходимости, первую доврачебную помощь себе и окружающим;
· пользоваться помощью служб спасения.
Тематический план
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Мое здоровье. | ||
Привычки и здоровье. Пирамида здоровья. | ||
Двигательная активность, физическая культура и спорт – залог здоровья | ||
Если хочешь быть здоров - здорово питайся | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | ||
Знакомство с профессией пожарный и с его обязанностями | ||
Причины возникновения пожаров в доме. | ||
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе). | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Правила движения – закон улиц и дорог. Дороги в микрорайоне школы, общественный транспорт, общественные остановки. | ||
Причины дорожно-транспортных происшествий. | ||
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. Светофор. | ||
Транспортные средства и дорожное движение. Правила езды на велосипеде. | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Чрезвычайные ситуации вокруг нас дома. | ||
Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. | ||
Газ опасным может стать, если правила не знать! | ||
Толпа: как не стать ее жертвой. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
ЗОЖ. Разговор о правильном питании. Витамины и их роль. | ||
Личная гигиена и здоровье. | ||
Здоровый образ жизни и вредные привычки несовместимы. | ||
Спорт – ключ к здоровью. Герои донбасского спорта | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Горение. Опасные факторы горения огня. | ||
6-7 | Основные правила поведения при пожаре | |
Если горит у соседей. Действия при возникновении пожаров | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | ||
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. | ||
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | ||
Труд водителя. Перевозка людей. Аптечка и её содержимое. Правила безопасного поведения пассажиров. | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Чрезвычайные ситуации вокруг нас на улице. | ||
Ребенок в автономной среде | ||
Пиротехника — это серьезно! | ||
Правила безопасности на воде. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Формула здоровья. | ||
2-3 | Я выбираю здоровый образ жизни. | |
Спорт-это здоровье. | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Пожароопасные вещества и материалы. | ||
Причины возникновения пожаров. Тушение пожара в квартире на начальной стадии возгорания. | ||
Как дышать в зоне пожара. Подручные средства защиты органов дыхания от угарного газа. | ||
Особенности поведения при возникновении пожара в соседних квартирах, на лестнице многоэтажного дома. | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД. | ||
Перевозка людей. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде. | ||
Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Действия свидетелей при ДТП | ||
Типичные ошибки на улицах и дорогах. ДПС. | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Чрезвычайные ситуации разного уровня. | ||
МЧС: структура, деятельность. | ||
Действия населения при ураганах, снежных заносах. | ||
Чем чреваты укусы насекомых? | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Отношения и общение мальчиков и девочек | ||
Бесценный дар – зрение | ||
Влияние экологии на здоровье человека | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Противопожарный режим в школе. | ||
Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. | ||
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | ||
Профилактика пожаров в повседневной жизни, организация защиты населения. | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Мы - пешеходы. | ||
Элементы дорог. Разметка проезжей части. Дорожные знаки. | ||
11-12 | Транспортные средства на улицах и дорогах. Опознавание транспортных средств. Остановочный и тормозной пути автомобиля. | |
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Правила поведения при землетрясении. | ||
Как вести себя во время теракта. | ||
15-16 | Правила безопасности в зимний период. | |
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек». | ||
Дискуссионный практикум «Подростковые группировки». | ||
Наркотики – война без взрывов. | ||
Аксиомы алкоголя. | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Метод работы систем. | ||
Как уберечь жилище от пожара. | ||
7-8 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах. | |
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Права и обязанности участников дорожного движения | ||
Опасные ситуации по вине водителя и по вине пешехода | ||
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Единые правила дорожного движения | ||
Движение в теплое время суток и в сложных погодных условиях | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Чрезвычайные ситуации военного времени. | ||
14-15 | Инфекционные болезни людей (эпидемии). | |
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Рациональное питание старших школьников | ||
Здоровое поколение и предупреждение ВИЧ инфекции | ||
Здоровый образ жизни - мода или необходимость | ||
Традиции здорового образа жизни моей семьи | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Опасные факторы пожара. Пламя. Повышенная температура окружающей среды. | ||
Опасные факторы пожара. Токсичные продукты горения. | ||
Условия протекания и стадии пожара. | ||
Эвакуация при пожаре. | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Роль автомобильного транспорта в экономике города. | ||
Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов. | ||
Причины ДТП. Мероприятия, проводимые по их предупреждению. | ||
Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов. | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
Гражданская оборона - обеспечения безопасности населения. | ||
14-15 | Предупреждение экстремизма и терроризма. | |
Инфекционные болезни животных и растений. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||
Использование наркотиков как попытка выхода из стрессового состояния. | ||
Наркотические и аналогичные химические вещества. Опасность их использования для жизни человека | ||
3-4 | Социальное здоровье и социальная безопасность | |
Раздел. Пожарная и электробезопасность | ||
Пожарная безопасность электрических сетей. | ||
Предотвращение возникновения пожаров от электрического тока. | ||
Доврачебная помощь пострадавшим от пожара. | ||
План эвакуации при пожаре. Способы оповещения населения о пожаре. | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||
Вводное занятие. Основные понятия и термины. Дорожные знаки и их группы. | ||
Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения. | ||
Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд. | ||
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
13-14 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | |
Медицинские средства индивидуальной защиты. | ||
Транспортные аварии. | ||
Итоговое занятие |
ПРОГРАММА
Класс
№ | Название раздела, темы | Содержание занятия | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | |||
1. | Привычки и здоровье | Понятие здоровья, его составляющие. Физическое здоровье. Принципы здорового образа жизни. Режим дня. Двигательная активность. Привычки, которые влияют на здоровье. | |
2. | Пирамида здоровья | Составляющие здоровья пирамида факторов, влияющих на уровень здоровья. Безопасное использование природных факторов (вода, солнце, воздух) для оздоровления организма и профилактики заболеваний. Закаливание, его значение. Принципы и методы закаливания. | |
3. | Двигательная активность, физическая культура и спорт – залог здоровья | Понятие «двигательная активность». Важность активного образа жизни для укрепления и сохранения здоровья | |
4. | Если хочешь быть здоров - здорово питайся | От чего зависит здоровое питание, составляющие здорового питания. Значение использования качественных продуктов и воды для сохранения здоровья. Принципы здорового питания. Сбалансированность питания: жиры, белки, углеводы, витамины, микроэлементы. Режим питания для сохранения физического здоровья. | |
Раздел. Пожарная и электробезопасность | |||
Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | Первые действия при обнаружении возгорания. Способы тушения пожара дома. Вызов пожарной службы: сообщение основных сведений. | ||
Знакомство с профессией пожарный и с его обязанностями | Профессия «пожарный». Обязанности, риски. | ||
Причины возникновения пожаров в доме. | Возможные источники возгорания. Причины пожаров в быту. Способы их тушения. | ||
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе). | Пожары в транспортном средстве, на природе. Возможные причины возникновения, способы предотвращения и ликвидации. Правила поведения во время отдыха на природе (пикник). | ||
Раздел. Правила дорожного движения | |||
Правила движения – закон улиц и дорог. Дороги в микрорайоне школы, общественный транспорт, общественные остановки. | Рост автомобилепотока. Места интенсивного движения в микрорайоне. | ||
Причины дорожно-транспортных происшествий. | Дорожные «ловушки», «бытовые привычки». Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и транспорта. Обязанности пешеходов и дорожные знаки и для пешеходов. | ||
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. Светофор. | Основные понятия: тротуар, проезжая часть, пешеходная дорожка, пассажир. Дорога и ее элементы. Перекрёсток. Светофор для транспорта и пешеходов. | ||
Транспортные средства и дорожное движение. Правила езды на велосипеде. | Правила пользования транспортом и ожидание транспорта. Требования, предъявляемые к велосипедисту | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | |||
Чрезвычайные ситуации вокруг нас дома. | Различные экстремальные, чрезвычайные ситуации дома. Алгоритм действий. Первая помощь пострадавшим. | ||
Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. | Сигнал «Воздушная тревога». Сигнал «Отбой воздушной тревоги». Сигнал «Радиационная опасность». Сигнал «Химическая тревога». | ||
Газ опасным может стать, если правила не знать! | Газ - ценное сырье. Для чего нужен газ в квартире. Правила обращения с газом, меры предосторожности. Служба 104. | ||
Толпа: как не стать ее жертвой. | Разные типы толпы. Факторы противодействия панике. Приемы воздействия на толпу извне. Рекомендации по поведению в толпе. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Содержание занятия | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | |||
1. | ЗОЖ. Разговор о правильном питании. Витамины и их роль. | Основы правильного питания. Необходимость сбалансированного питания для сохранения здоровья. Витамины и их влияние на здоровье человека. | |
2. | Личная гигиена и здоровье | Составляющие личной гигиены. Уход за полостью рта. Личная гигиена во время занятий физической культурой и спортом. Составление памятки «Правила личной гигиены» | |
3. | Здоровый образ жизни и вредные привычки несовместимы. | Психическое развитие подростка. Потребности человека. Влияние привычек на здоровье. Полезные и вредные привычки. Факторы формирования привычек. Курение как распространенная вредная привычка. Причины курения среди подростков. Влияние курения на физическое здоровье. Создание плана формирования полезной привычки (или отказа от вредной привычки) | |
4. | Спорт – ключ к здоровью. Герои донбасского спорта | Оптимальная спортивная нагрузка. Виды спорта. Известные спортсмены Донецкого края. | |
Раздел. Пожарная и электробезопасность | |||
Горение. Опасные факторы горения огня. | Опасные факторы пожара: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, осколки и части разрушившихся аппаратов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, огнетушащие вещества. | ||
Основные правила поведения при пожаре | Правила поведения школьников при пожаре в разных ситуациях. Моделирование соответствующих ситуаций на уроке. | ||
7-8 | Если горит у соседей. Действия при возникновении пожаров | Правила поведения при пожаре, возникшем в соседней квартире, доме, подъезде. Способы оповещения и эвакуации. | |
Раздел. Правила дорожного движения | |||
Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | Причины ДТП. Бытовые привычки и их влияние на передвижение пешехода. | ||
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. | Интенсивность дорожного движения. Пешеходные переходы. Переход дорог в отсутствии пешеходного перехода. Виды перекрестков. Регулирование проезда на перекрёстках. | ||
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движением. | ||
Труд водителя. Перевозка людей. | Правила перевозки людей. Аптечка и её содержимое. Правила безопасного поведения пассажиров | ||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | |||
Чрезвычайные ситуации вокруг нас на улице. | Различные экстремальные, чрезвычайные ситуации на улице. Алгоритм действий. Первая помощь пострадавшим. | ||
Ребёнок в автономной среде. | Действия, по результатам которых ребенок может оказаться в закрытом ограниченном пространстве (мебель, холодильник, подвал, крыша, тайники в снегу, земли, песка. Предупреждение (предсказания) чрезвычайных ситуаций и правила поведения во время их возникновения. Способы сообщения о своем местонахождении. Действия свидетелей чрезвычайной ситуации по ее предупреждению или устранению. | ||
Пиротехника — это серьезно! | Меры безопасности при обращении с пиротехникой. | ||
Правила безопасности на воде. | Помощь утопающему. Искусственное дыхание. Массаж сердца. | ||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Содержание занятия | Количество часов | |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||||
1. | Формула здорового образа жизни. | Основные аспекты здоровья: физический, душевный и социальный. Формула здоровья: образ жизни (вредные привычки, питание, активная деятельность), наследственность, окружающая среда (состояние экологии места проживания), медицина (своевременное обращение к врачам). | ||
2-3. | Я выбираю здоровый образ жизни. | Наркотические и аналогичные химические вещества. Опасность их использования для жизни человека, особенно ребёнка. Наркозависимость и ее стадии. Использование наркотиков как попытка выхода из стрессового состояния. Сложность преодоления наркотической зависимости. Уголовная ответственность за торговлю (распространение) наркотических веществ. Создание антинаркотической рекламы. | ||
4. | Спорт-это здоровье. | Позитивное влияние спорта на здоровье человека. Как выбрать вид спорта для занятий. Способы определения оптимальной физической нагрузки. | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | Раздел. Пожарная и электробезопасность | |||
Пожароопасные вещества и материалы. | Пожароопасные вещества и материалы. Пожарная безопасность при обращении с синтетическими, горючими и легковоспламеняющимися материалами и веществами (лаки, краски, спирты, бензин). Взрывоопасные паро и газовоздушные смеси, пожаро- и взрывоопасная пыль. Профилактические меры по предотвращению пожаров, вызванных вышеуказанными причинами | |||
Причины возникновения пожаров. Тушение пожара в квартире на начальной стадии возгорания. | Пожары в доме. Правила пожарной безопасности в вашем доме. Причины возникновения пожаров. Действия в случае возникновения пожаров. Тушение пожара в квартире на начальной стадии возгорания. | |||
Подручные средства защиты органов дыхания от угарного газа. | Как дышать в зоне пожара. Подручные средства защиты органов дыхания от угарного газа. Особенности поведения при возникновении пожара в соседних квартирах, на лестнице многоэтажного дома. Отработка алгоритма действий во время пожара. | |||
Особенности поведения при возникновении пожара в соседних квартирах, на лестнице многоэтажного дома. | Рекомендации и алгоритмы действий при возникновении пожара в соседней квартире, на лестнице жилого дома. Способы тушения пожара в бытовых условиях. | |||
Раздел. Правила дорожного движения | ||||
Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД. | Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение ПДД. | |||
Перевозка людей. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде. | Правила движения для велосипедистов и для мопедистов. Требования безопасности при катании на всех видах самооткатывающихся средствах. Соблюдение правил езды на механических тренажёрных средствах | |||
Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Действия свидетелей при ДТП | Что такое ДТП. Основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП | |||
Типичные ошибки на улицах и дорогах. ДПС. | Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге. Дорожная патрульная служба: её назначение и функции. | |||
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | ||||
Чрезвычайные ситуации разного уровня. | Чрезвычайные ситуации. Основные причины возникновения ЧС. Критерии определения уровня чрезвычайной ситуации. | |||
МЧС: структура, деятельность. | Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям. Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям. Режимы работы. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. | |||
Действия населения при ураганах, снежных заносах. | Угроза и возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера. Опасность для людей при урагане, буре, снежных заносах и метели. Как подготовиться к метелям и заносам? Гололед (гололедица). | |||
Чем чреваты укусы насекомых? | Виды насекомых, чьи укусы чреваты инфекционными заболеваниями. Стадии изменения реакции на укусы членистоногих и типы реакции. Способы лечения нормальной и локальной аллергической реакции. Клещевой энцефалит: причины клещевого энцефалита, симптомы клещевого энцефалита, осложнения. Профилактика клещевого энцефалита. | |||
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Содержание занятия | Количество часов |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | |||
1. | Отношения и общение мальчиков и девочек | Понятие социального здоровья. Влияние общения и взаимоотношений на здоровье человека. Гендерные особенности общения и поведения | |
2. | Бесценный дар – зрение | Гигиена заболеваний зрения. Профилактические упражнения для снятия зрительной усталости. Компьютер и здоровье глаз. | |
3. | Влияние экологи на здоровье человека | Загрязнение окружающей среды.Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды. Удобрения. Пестициды. Истощение и загрязнение почв. Влияние загрязнения почв на здоровье человека. Особенности купания в загрязненных водоемах. Опасность купания и рыбалки в местах слива промышленных отходов; водоемах, расположенных возле мусорников и промышленных предприятий; оросительных систем полей (на конкретных примерах). Оказание первой помощи утопающему. | |
Раздел. Пожарная и электробезопасность | |||
Противопожарный режим в школе. | Система противопожарной защиты в школе. Основные меры безопасности | ||
Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. | Подручные средства тушения пожара до приезда пожарных. Правила тушения пожаров, вызванных разными причинами возгорания. | ||
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | Алгоритм действий по обеспечению личной безопасности во время пожара. Закон Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» | ||
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | Профилактические действия по предотвращению возникновения пожаров. | ||
Раздел. Правила дорожного движения | |||
Мы - пешеходы. | Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения. Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход с флажками. Преимущество передвижения водителя или пешехода. Осторожность пешехода. | ||
Элементы дорог. Разметка проезжей части. Дорожные знаки. | Единые международные знаки. Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков. Площадь. | ||
11-12 | Транспортные средства на улицах и дорогах. Опознавание транспортных средств. Остановочный и тормозной пути автомобиля. | Опознавание транспортных средств. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного транспортного происшествия. | |
Раздел. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | |||
Правила поведения при землетрясении. | Как подготовиться к землетрясению. Как действовать во время землетрясения. Как действовать после землетрясения. | ||
Как вести себя во время теракта. | Терроризм. Поведение при угрозе взрыва и во время стрельбы. Освобождение из-под завалов в результате взрыва. Террористические атаки с захватом заложников. Рекомендации к действиям при захвате в заложники. Безопасность в общественном транспорте, на улице. Службы экстренной помощи. | ||
15-16 | Правила безопасности в зимний период. | Осторожно, гололёд! Безопасное поведение на льду: наиболее опасные места, правила передвижения по льду. Что делать, если вы провалились под лед? Осторожно, сосульки! Как подготовиться к метелям и заносам. Как действовать во время сильной метели. Как действовать при сходе лавины. Первая помощь при обморожении. | |
Итоговое занятие |
Класс
№ | Название раздела, темы | Содержание занятия | Количество часов | |
Раздел. Формирование здорового образа жизни | ||||
1. | Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек». | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Ситуативное моделирование, ролевые игры | ||
2. | Дискуссионный практикум «Подростковые группировки». | Понятие субкультуры. Формальные и неформальные молодежные группировки. Просоциальные, асоциальные, антисоциальные группировки. | ||
3. | Наркотики – война без взрывов. | Наркотические вещества, их воздействие на подростковый организм. Недопустимость употребления наркотиков. Как сказать «нет» | ||
4. | Аксиомы алкоголя. | Алкоголь, последствия его воздействия на организм. Способы лечения алкогольного отравления. Алкогольная зависимость | ||
Раздел. Пожарная и электробезопасность | Раздел. Пожарная и электробезопасность | |||
Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Метод работы систем. | Системы оповещения при пожаре. Пожарная сигнализация, принцип ее действия. системы автоматического тушения пожаров. | |||
Как уберечь жилище от пожара. | Профилактика возникновения возгораний. Необходимые правила пожарной безопасности в быту | |||
7-8 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах. | Первая помощь при термическом ожоге. Первая помощь при электрическом ожоге. Помощь при химическом ожоге. Первая помощь при лучевых ожогах. Лечебная физкультура для восстановления после ожогов | ||
Раздел. Правила дорожного движения | ||||
Права и обязанности участников дорожного движения | Правила дорожного движения. Выполнение правил. Приоритет маршрутных транспортных средств. Скорость их движения их. | |||
Опасные ситуации по вине водителя и по вине пешехода | Жертвы и виновники дорожно-транспортных происшествий | |||
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения. | Единые правила дорожного движения | |||
Дв Наши рекомендации
|