Раздел. Чрезвычайные ситуации
1. «Организация и ведение гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Учебное пособие. Под общей редакцией Г.Н. Кириллова. - Москва: Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2007.
2. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Под общей редакцией С.К.Шойгу. - Москва, 2004.
3. «Чрезвычайные ситуации природного характера». Выпуск 1. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях. - М., 1998 г.
4. . Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». Выпуск №2. Берегите себя. Сборник инструкций и памяток по ОБЖ, 2006.
5. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Библиотечка журнала «Военные знания». - Москва, 2000.
6. http://ezcuqrxf.vent-al.ru/imgr?keyword=prezentatsiya-po-chs-dlya-detey&charset=utf-8
ПРОГРАММА
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
Классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Высшая ценность общества – человек, его жизнь и здоровье. Однако с каждым годом увеличивается число факторов, негативно влияющих на его жизнь и здоровье. В большинстве случаев они порождаются самим человеком: его деятельностью, неосторожным обращением с природой, научно-техническим прогрессом.
Под безопасностью жизнедеятельности человека понимается характеристика условий существования человека в определенном месте его пребывания, отражающая сбалансированность между действиями факторов, угрожающих жизни человека или его здоровью, и таких, которые предотвращают их последствия.
Объективное наличие факторов – "угроз" (или возможность их проявления) обычно сопровождается развитием состояния тревоги личности. Но эта тревога является следствием не только угрозы физической жизни определенного лица. Согласно выводам экспертов ООН для большинства людей на Земле ощущение безопасности связано именно с проблемами повседневной жизни (защита жилья, здоровья, рабочего места, благосостояния и т.д.), а не опасениями глобальных катастроф или международных конфликтов.
Основные методы обеспечения безопасности:
· повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);
· создание системы защиты;
· создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;
· уничтожение (изоляция) источников угроз;
· предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении).
Каждому человеку свойственно ошибаться. К тому же следует учитывать ситуационность безопасности. Действия, в одних условиях приводят к положительному результату, в других могут оказаться неблагоприятными.
Обучающиеся общеобразовательных организаций должны быть подготовлены и уметь пользоваться моделями безопасности, а именно: определять приближающуюся опасность или уже возникшую; анализировать уровень опасности, принимать правильное решение в отношении её и сознательно действовать, чтобы предотвратить опасность или уменьшить её последствия.
Программа «Школа – территория безопасности» разработана в помощь классным руководителям для проведения классных часов с обучающимися.
На реализацию программы в каждом классе отводится по 17 часов в год (еженедельно по 0,5 часа, или через неделю – по 1 часу).
Цель программы: подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности, сознательному осмыслению своего поведения и активному участию в обеспечении полноценной безопасной жизни.
Задачи программы:
· формирование у обучающихся необходимых составляющих индивидуальной защищенности человека, а именно: психологической готовности адекватно действовать в случае приближения или возникновения опасностей, умений и навыков сознательного принятия решений;
· осознание обучающимися своих прав и обязанностей по отношению к собственному здоровью и жизни, здоровью и жизни окружающих, предоставлению доврачебной помощи;
· обучение обучающихся сохранению природы, видению целостной картины опасностей (опасности), связанных с окружающей средой, ее анализу и умению управлять своим поведением.
Содержание программы «Школа – территория безопасности» практико-ориентировано. Программа построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения и т.п.), межпредметных связей и приобретенного жизненного опыта соответственно их возраста и психофизического состояния. При ее содержательном наполнении учитываются статистические данные по несчастным случаям, которые произошли с детьми, последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды.
Каждый год обучения предполагает формирование у обучающихся определенных знаний и понятий о типичных опасностях. Наряду с теоретическими знаниями, необходимыми и обязательными являются практические умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. В основу проведения классных часов положена активная умственная и практическая деятельность обучающихся. При моделировании опасных ситуаций дети и подростки учатся определять опасность и уровень ее угрозы, анализировать опасные ситуации, знакомятся с типичными примерами выхода из них, учатся критически оценивать личностные психологические и физические возможности.
Классным руководителем обращается особое внимание на выполнение требований к знаниям и умениям обучающихся. Он способствует формированию у детей сознательной гражданской позиции по собственной и коллективной безопасности, расширению их мировоззрения и углублению уровня приобретенных практических умений и навыков.
Программа имеет несколько сквозных содержательных линий, разделов:
· формирование здорового образа жизни;
· пожарная и электробезопасность;
· правила дорожного движения;
· правила поведения в чрезвычайных ситуациях.