Проверка автомобиля после ТО
Опасные факторы.
· Самопроизвольное движение автомобиля при работающем двигателе и не заторможенных колесах при проверке неисправностей.
· Отсутствие диагностического оборудования при проверке работе двигателя, тормозных механизмов.
· Несогласованность действий ремонтного рабочего и водителя.
· Регулировка тормозных механизмов при работающем двигателе и отсутствии упоров под колесами.
· Применение буксировки для пуска двигателя.
Снятие и установка коробки передач и сцепления
Опасные факторы.
· Падение коробки передач или сцепления при подвешенном автомобиле.
· Касание шлиц ведущего диска сцепления при проворачивании маховика стартером.
· Срыв гаечного ключа при отворачивании болтов крепления коробки передач.
Снятие и установка колес
Опасные факторы.
· Опускание автомобиля вывешенного на подъемнике.
· Самопроизвольное движение автомобиля.
· Срыв гаечных открытых ключей при отворачивании или поворачивании гаек, шпилек, креплений полуосей.
· Вылетающие осколки при снятии полуосей.
· Падение полуосей.
Кроме того причинами травм могут быть:
· Выполнение работ на автомобиле, вывешенном на одном подъемном механизме.
· Отсутствие или неисправность козелков.
· Отсутствие упоров под колесами.
· Неприменение торцевых ключей.
· Снятие и установка рулевого механизма.
Снятие и установка рулевого механизма
Опасные факторы.
· Самопроизвольное перемещение сошки, рулевой колонки, рулевого колеса и картера рулевого механизма.
Кроме того причинами травм могут быть отсутствие или неприменение съемников сошки рулевой колонки, выполнение работ в одиночку.
Замена шкварней передней оси
Опасные факторы.
· Инструменты ударного действия.
· Опускание вывешенного автомобиля.
· Отсутствие выколотки из мягкого металла.
· Работа без защитных очков.
· Отсутствие упоров под колеса автомобиля.
Шиномонтажные работы
Опасные факторы.
· Разрывы шин при накачке.
· Срыв диска колеса.
· Срыв ключа для отворачивания гаек крепления колес.
· Опускание вывешенного автомобиля.
· Падающее колесо или шина.
· Застревающие в шине металлические предметы.
· Разрыв металлического корда шины.
Кроме того причинами травм могут быть:
· Отсутствие или неприменение предохранительного ограждения.
· Неправильный монтаж шины на диске.
· Подкачка шины без демонтажа при снижении давления в нем более чем на 40%.
· Превышение давления в шине из-за отсутствия шинометра.
· Отсутствие под поднятой частью автомобиля козелка, а под неснятыми колесами упоров.
· Применение отвертки, шила для удаления застрявших в шине предметов.
Все перечисленные факторы влияют на степень утомления работающих.
Отсюда, как следствие, снижение концентрации внимания, замедленная реакция, увеличение числа ошибочных решений и связанный с этим рост потенциальной опасности аварийных ситуаций.
Все это приводит к возрастанию травматизма.
Электробезопасность
По степени опасности поражения электрическим током диагностический участок относится к классу без повышения опасности. Мероприятия, проводимые для уменьшения опасности поражения электрическим током регламентированы ГОСТ 21 1019-79 ССБТ (Электробезопасность) общие требования.
Все электропотребляющее оборудование иметт заземление, которое предусмотрено ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ «Электробезопасность» (Защитное заземление).
Рассчитаем защитное заземление.
Необходимые данные: грунт – суглинок.
Удельное сопротивление грунта определяется:
Ррасч = Кп*Р = 2*300 = 600 Ом*м (5.6.)
Где Кп – повышенный коэффициент определяемый по ГОСТ. Кп=2.
Сопротивление растеканию тока одиночного заземления определяется по формуле:
R = 0,366 Ррасч 1Р 2-1 + 1 ℓg 4 t+1 (5.7.)
1 d 2 4 t -1
Где R- сопротивление растекания тока одиночного заземления, ОМ.
ℓ - длина заземления, определяемая по таблице 5.2. для контурного заземления ℓ = 2,5м.
d – наружный диаметр заземления
(выбираем трубу d = 0,03м)
t- расстояние, определяемое по формуле:
t = ½ + h – 2,5/2 + 0,6 = 1,85 м (5.8.)
Где h – расстояние от верхнего конца заземления до поверхности земли (принимаем h =0,6м).
R = 0,366 * 600 ℓg 2*2,5 + 1 ℓg 4*1,85+2,5 = 208 Ом
2,5 0,03 2 4*1,85-2,5
Число электродов в групповом заземлении определяем:
По = R = 208 = 52 (5.9.)
К*3*9 4
Где К*3*9 – предельное допустимое сопротивление заземляющего устройства равное 4 Ом.
Согласно требованиям ПУЭ число электродов с учетом коэффициентов использования заземления Пх определяется по формуле: П = По / Пз (5.10)
Где По – число электродов
Пз – коэффициент использования заземлителей определяемый по таблице 2.3. (10) П3 = 0,4
П = 52/0,4 = 130
Уточнение коэффициента использования заземлителей: П3 = 0,36
Сопротивление растекания тока всех электродов в групповом заземлении определяем: R3 = Rп * П3
Где R3 – сопротивление растекания тока электродов в групповом заземлителе, Ом.
R3 = 208/30*0,36 = 4,44 Ом
Сопротивление растеканию тока полосы связи определяем:
Rп = 0,366 Rрасч ℓg 2 (L t h)2 (5.11.)
Lпdn
Где Lп–длина полосы связи определяемая
ℓп = 1,05*а*п=1,05*2,5*130 = 341,25м
Где а- принятое расстояние между заземлителем для контурного заземления.
D – ширина полосы связи = 0,012м
Rп = 0,366 * 600 ℓg2 (341 *25)2 = 4,76 Ом
341 * 25 0,012*0,6
По таблице П.2.4. (10) определяем коэффициент полосы связи; с учетом коэффициента использования полосы связи определяем сопротивление растекания тока полосы связи.
Rп = Rп / Пп = 4,67/0,2 = 23,8 Ом (5.12.)
Общее сопротивление растеканию тока заземляющего устройства определяется:
Rп = 0,366 * 600 ℓg2 (341 *25)2 = 4,76 Ом
341 * 25 0,012*0,6
Это значение ниже предельно допустимого ( 4 Ом), значит расчетное количество электродов обеспечит надежное заземление оборудования.
Техника безопасности
Производственный травматизм во многом зависит от состояния оборудования и приспособлений, используемых слесарем по ремонту автомобилей. Прежде всего оборудование и приспособления должны быть чистыми и исправными. Управление оборудованием должно быть легким и удобным. Передаточные механизмы ограждены.
Передвижные шины оснащены тормозными механизмами колес, обеспечивающих их быструю остановку; ящиками для инструментов и легких деталей; поддонами для сбора масла и жидкостей из картера агрегатов автомобиля.
С целью улучшения условий труда при регулировочных работах подшипников ступиц колес, рулевого управления и тормозной системы для вывешивания колес используются гидравлические подъемники, оборудованные подхватами под заднюю или переднюю ось автомобиля.
По сравнению со подъемник имеют ряд преимуществ:
· Обеспечивают нормальные гигиенические условия работы, повышающие качество и производительность труда.
· Благоприятные условия естественного освещения.
· Удобство работ снизу и при осмотре, и при монтаже колес.
Применяемы на СТОА гидравлические подъемники достаточны надежны. Нагнетание масла в них происходит не под давлением сжатого воздуха, а с помощью насосного агрегата. Недостатком подъемника является трудность правильной постановки автомобиля, а поэтому на швеллерах подъемной части платформы имеются метки в соответствии с базами установки и расположения центра тяжести обслуживаемых автомобилей. Для предохранения от самопроизвольного опускания рамы с поднятым кузовом подъемник оборудуют металлическим упором с отверстиями под стопор.
Перед началом работ вывешивается предупредительный плакат: «Не трогать. Под автомобилем работают люди!».
Применяются гаражные домкраты для вывешивания какой-либо части автомобиля, имеющие устройства исключающие самопроизвольное опускание, а так же обратный клапан, обеспечивающий медленное, плавное опускание штока или его остановку, в случае повреждения трубопроводов.
Опорная поверхность домкратов имеет форму не допускающую соскальзывания поднимаемого автомобиля.
Домкраты подлежат испытанию 2 раза в год статической нагрузкой на 10% большей предельной (по паспорту) в течении 10 мин. Падение давления жидкости в конце испытания ≤ 5%.
Большое внимание уделяется исправности инструментов. Они должны быть чистыми, деревянные рукоятки гладкими, без зубцов, трещин и задоров, изготовляемые из твердых пород древесины. Рукоятки должны быть плотно насажены и укреплены. Деревянные рукоятки напильников, ножовок и отверток закрепляют на инструментах с помощью металлических колец, предохраняющих их от раскалывания. Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую без выбоин и трещин, не косую и не сбитую поверхность бойка. Зубила, бородки и т.п. не должны иметь трещин, заусенцев. Гаечные ключи должны быть исправны и строго соответствовать размеру гаек и головок болтов, обладать высокой прочностью и износостойкостью.
При использовании переносных электроинструментов напряжением 110 -220 Вв помещениях предусмотрен защитный пускатель, обеспечивающий дистанционное управление и мгновенное отключение от сети электроинструментов в случае замыкания на корпус.
Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.
Перед установкой на пост ремонта – автомобиль следует очистить от грязи, пыли, снега и вымыть. Автомобиль установленный на напольный пост необходимо надежно закрепить, подставив не менее 2-х упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее нижней передачи, а так же следует выключать зажигание. На рулевое колесо вывешивается табличка: «Не трогать!».
При обслуживании с помощью подъемника на его механизм управления вывешивается табличка; рабочий плунжер подъемника надежно фиксируется упором.
После окончания работ отключается все механизмы, приводится в порядок в порядок рабочее место. Необходимо проверить, не оставлены ли заготовки, инструмент и материалы на рабочих местах; убрать отработавший обтирочный материал в специальные металлические ящики, пыль и стружку с рабочих мест и спецодежды следует удалять с помощью пылесосов, волосяными щетками. Затем необходимо выключить все осветительные электроприборы, кроме дежурных ламп.