Тема 6. защита детей при угрозах техногенного и социального характера
ЛЕКЦИЯ №6
ТЕМА 6. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ПРИ УГРОЗАХ ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
6.1 Защита детей при угрозах техногенного характера.
6.2 Классификация чрезвычайных ситуаций.
6.3 Опасности аварий и катастроф. Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера.
Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.
Защита детей в чрезвычайных ситуациях.
6.6 Социальные опасности, касающиеся детей и подростов.
6.6.1 Насилие над детьми.
6.6.2 Беспризорность и безнадзорность детей.
6.6.3 Права подростка при задержании его сотрудниками полиции.
6.6.4 Ситуация «Ребенок один дома».
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ПРИ УГРОЗАХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ техногенного характера - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ИСТОЧНИКОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ являются авария или катастрофа, опасное природное явление, в результате которых произошла или может произойти чрезвычайная ситуация
ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ техногенного характера: авария, катастрофа, опасное техногенное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей, авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение материальных и других ценностей; разрушительное природное явление, вызывающие аварии или катастрофы на отдельных объектах, территориях (акваториях), в результате которых происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей, элементов окружающей среды, возникает угроза жизни и здоровью людей, стихийное бедствие.
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТОВ
Насилие над детьми
Семья – древнейший институт, характеризующийся общим хозяйством, наличием детей, тесным личным взаимодействием людей. В такой социальной ячейке при наличии бытовых, экономических, моральных и иных проблем не могут не возникать кризисы и конфликты.
Наиболее социально опасной формой семейного конфликта выступает бытовое насилие. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения в результате семейно-бытовых конфликтов, занимают первое место среди различных категорий, потерпевших от насильственных преступлений. Около 70 % всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье, – это женщины и дети.
Причины насилия в семье:
· Внутрисемейные: утверждение авторитета в семье, вымещение на членах семьи злобы, пьянство, низкий материальный уровень жизни, неудовлетворительные жилищные условия, безработность, нежелание работать, ревность, супружеские измены, низкий культурный и образовательный уровень и др.
· Внешние (общественные): безразличие соседей и родных, несовершенство законодательной базы, несвоевременность и неэффективность реагирования правоохранительных органов на факты семейного насилия, слабость специальных служб по профилактике насилия в семье.
Многие современные родители не всегда понимают и осознают, что является насилием во взаимоотношениях с детьми и приносит им существенный психический и физический ущерб. Преступления против детей вызывают в последние годы особую тревогу: за 2010 г. от рук своих родителей погибло более 3 тыс. детей, еще столько же получили различные травмы.
При этом для многих стран проблемой номер 1 стали сексуальные преступления – вовлечение в сексуальную активность детей и подростков, неспособных к самостоятельной жизни, не завершивших физическое и психическое развитие.
Физическое насилие– действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и психическое здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
Поведенческие и психологические показатели физического насилия:
· повреждение различных органов тела;
· задержка психического и физического развития, малоподвижность;
· агрессивность, тревожность по отношению к другим людям;
· повышенная стеснительность, снижение любознательности, боязнь взрослых;
· игры с младшими детьми, а не с ровесниками;
· страх физического контакта, нежелание (боязнь) идти домой.
Психическое насилие– действия, сопровождающиеся обвинениями в адрес
ребенка, бранью, криками, принижением его успехов, унижением его достоинства; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу, другим детям, домашним животным; похищение ребенка и др. Результатами насилия могут стать:
· тяжелейшая психоэмоциональная травма, требующая вмешательства специалистов;
· задержка в физическом и речевом развитии (у дошкольников и младших школьников);
· импульсивность, злость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос);
· попытки суицида, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
· формирование таких черт характера, как покорность, податливость;
· ночные кошмары, нарушения сна, страх темноты, боязнь людей;
· нежелательная беременность;
· заражение ИППП;
· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Сексуальное насилие над детьми– любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Например, ласка, эротизированная забота; демонстрация половых органов; изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт; сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми, проституция).
Поведенческие и психологические индикаторы сексуального насилия:
· у ребенка странные (слишком сложные или необычные) сексуальные познания или действия;
· может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
· жалобы на зуд, воспаление, боль в области гениталий, физическое нездоровье;
· испытывает тревогу, когда плачут другие дети; тики, сосание пальцев, раскачивание.
Как правило, ребенок скрывает свои сексуальные отношения со взрослым или со сверстником из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.
Если родители не выполняют своих обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, ребенок, согласно ст. 56 Семейного кодекса РФ, имеет право сам обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд.
Злоупотреблением со стороны родителей считаются также: издевательства, вовлечение в преступную деятельность (в том числе нищенствование), изгнание из дома, отказ в питании и обеспечении необходимой одеждой.
Граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства.
Развратные действия – это действия, способные вызывать половое возбуждение у детей, не достигших 14-летнего возраста, пробудить у них нездоровый интерес или сформировать искаженный взгляд на сексуальные отношения. Развратные действия могут быть физического (обнажение половых органов малолетнего, прикосновение к ним, обнажение половых органов виновного, совершение различных непристойных действий) либо интеллектуального характера (демонстрация порнографических предметов, ведение циничных разговоров на сексуальные темы, демонстрация порнографических фильмов и магнитофонных записей такого же характера).
Педофилия– уголовно наказуемое сексуальное преследование несовершеннолетних детей, совершаемое взрослыми. В большинстве случаев педофилия заключается в ласках и прикосновениях к половым органам жертвы; иногда применяется физическое насилие. Около 2/3 жертв педофилии – девочки; большинство злоумышленников – взрослые мужчины, являющиеся друзьями семьи, родственниками или знакомыми жертвы. Довольно часто педофилия имеет место в образовательных учреждениях, особенно закрытого типа. В последние годы педофилия в России получила выраженный характер, что потребовало ужесточения мер контроля при приеме на работу людей в образовательные учреждения.
Порнография– изображение эротического поведения с целью стимуляции полового возбуждения. Порнография юридически признается оскорбительной и непригодной для открытого показа в том случае, если носит явно непристойный характер. Особую озабоченность вызывает нелегальная публикация детской порнографии, способной «вдохновить» человека на поступки в духе увиденного.
Понуждение к действиям сексуального характера– это преступление, при котором не применяется насилие, но преступник давит на психику своей жертвы с целью вступить с ней в половое сношение, гомосексуальные отношения или совершить иные сексуальные действия. Давление на психику потерпевшего заключается в угрозах сообщения порочащих сведений, лишения имущества и др. Может использоваться зависимость жертвы от преступника (например, ученик и педагог, падчерица и отчим и т.д.).
Секс-просветительство.Широкому проникновению секса в печать, на телевидение и рекламные щиты во многом способствовала рекламная индустрия. Сексуальное внушение оказалось чрезвычайно эффективным для продажи самых разных товаров – от косметики до автомобильных деталей. Этот способ получил название подсознательного обольщения. Суть его заключается в передаче тончайших сексуальных сигналов, воспринимаемых адресатом на подсознательном уровне. Вопрос о том, насколько законна эта реклама-уловка, до сих пор остается открытым. Тем не менее, не приходится сомневаться в том, что воззвание к сексуальным интересам покупателя помогает сбыту товаров.
Вопросы для самопроверки по теме
1 Какие существуют угрозы техногенного характера и как от них защитить детей?
2 Какие существуют основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера?
3 Какие особенности защиты детей при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах?
4 Как использовать средства индивидуальной защиты детей?
5 Как появляется беспризорность и безнадзорность детей.
6 Что необходимо предпринять, если ребенок остался дома один?
7 К каким чрезвычайным ситуациям относятся аварии и катастрофы?
8 Дайте определения аварии и катастрофы. Чем они отличаются?
9 Назовите типы чрезвычайных ситуаций и места их возможного возникновения..
10 Как классифицируют чрезвычайные ситуации в зависимости от зоны поражения?
11 Какие объекты относятся к потенциально опасным?
12 Какие потенциально опасные объекты расположены в вашем городе, районе? Какую опасность они представляют для населения?
13 Расскажите о реальных авариях и катастрофах, происшедших в вашей области, городе, районе, и причинах их возникновения.
14 В каких организациях (органах управления) можно узнать о потенциальной опасности местности, где вы проживаете? Какую потенциальную опасность могут представлять возможные в вашей местности чрезвычайные ситуации?
15 Назовите заблаговременные меры по предупреждению и по защите от чрезвычайных ситуаций.
16 С какой целью передают предупредительный сигнал «Внимание всем!»? Что надо делать, услышав такой сигнал?
ЛЕКЦИЯ №6
ТЕМА 6. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ПРИ УГРОЗАХ ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
6.1 Защита детей при угрозах техногенного характера.
6.2 Классификация чрезвычайных ситуаций.
6.3 Опасности аварий и катастроф. Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера.