Решение транспортной задачи распределительным методом
В общем виде транспортная задача формулируется следующим образом. Имеется mi поставщиков (А1, А2, А3, … Аm), располагающих определенным количеством некоторого продукта ai (где i = 1, 2, … m). Указанный продукт потребляется в пунктах В1, В2, …Вn, причем объемы потребления составляют bj (где j = 1, 2, … n) единиц, а затраты на перевозку единицу продукта из пункта i в пункт j выражены эквивалентным параметром стоимости – расстояния между двумя пунктами lij.
Требуется прикрепить потребителей к поставщикам так, чтобы суммарные транспортные расходы по доставке всей продукции потребителям были минимальными. Необходимо определить такой план перевозок, который обеспечит минимум объема транспортной работы в тонно-километрах, что соответствует достижению наименьшего среднего расстояния перевозок.
Условия задачи могут быть представлены в виде матрицы (табл. 1).
Математически транспортная задача описывается следующим образом. Первое условие задачи состоит в том, чтобы по оптимальному варианту от каждого поставщика планировалось к поставке то количество продукции, которым он располагает. Это условие записывается в виде следующей системы уравнений:
Х11 + Х12 + Х13 + … + Х1n = а1;
Х21 + Х22 + Х23 + … + Х2n = а2;
Х31 + Х32 + Х33 + … + Х3n = а3;
××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××;
Хm1 + Хm2 + Хm3 + … + Хmn = аm.
Второе условие предусматривает поставку каждому потребителю продукции в пределах его потребности:
Х11 + Х21 + Х31 + … + Хm1 = b1;
Х12 + Х22 + Х32 + … + Хm2 = b2;
Х13 + Х23 + Х33 + … + Хm3 = b3;
××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××;
Х1n + Х2n + Х3n + … + Хmn = bn.
Кроме этого должно соблюдаться условие неотрицательности переменных Хij ³ 0.
Требование минимума суммарных транспортных издержек выражается уравнением
P = l11×X11 + l12×X12 + … + lm1×Xm1 + lm2×Xm2 + … + lmn×Xmn = min.
Приведенная модель соответствует условию .
Если нет условия равенства ресурсов и потребителей, то строится открытая модель, ограничения которой выражаются неравенством. При этом возможны два варианта:
1) , т.е. ресурсы превышают потребность. Задача сводится к тому, чтобы определить, у кого из поставщиков и какое количество продукции следует оставить с точки зрения минимизации суммарных транспортных задач;
2) , т.е. потребность превышает ресурсы. Задача состоит в том, чтобы определить, кто из потребителей и какое количество продукции должен недополучить при сведении к минимуму общих транспортных задач.
В первом случае математическая модель будет иметь вид
при условии | (i = 1, 2, … m), | |
(j = 1, 2, … n). |
Во втором случае
при условии | (i = 1, 2, … m), | |
(j = 1, 2, … n). |
Решение указанных условий транспортной задачи рассмотрим на конкретном примере.
Имеется mi предприятий на определенном удалении друг от друга с годовой производственной программой выпуска продукции (табл. 2) и предприятий-потребителей, расположенных в различных районах, спрос на продукцию которых полностью удовлетворяется. Расстояния между потребителями и поставщиками (lij, км) приведены в исходной матрице (табл. 2.)
Если общие ресурсы предприятий-поставщиков превышают суммарный спрос потребителей, то в таблицу отдельным столбцом следует ввести условного (фиктивного) потребителя, на долю которого и падает превышение ресурсов над спросом.
Если общие ресурсы предприятий поставщиков меньше суммарного спроса потребителей, то необходимо ввести фиктивного поставщика. Ему отводится отдельная строка в таблице.
Таблица 2
Поставщики, mi | Предприятия-потребители, nj | Объем производства, тыс. т | |||
B1 | B2 | B3 | B4 | ||
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Объем потребления, тыс. т |
Необходимо решить задачу, используя распределительный метод линейного программирования.
Для этого требуется составить первоначальный план перевозки продукции и определить транспортные затраты.