Установление количества дорожных мастерских участков, составление штатного расписания и табеля машин дорожной службы
Лесовозная дорога как инженерное сооружение воспринимает разрушающее воздействие климатических факторов и транспортных средств в течение всего периода эксплуатации.
Основной причиной износа и разрушения элементов дороги является воздействие колес проходящих транспортных средств и климатические условия. В состав климатических факторов входят дождь, снег, ветер и изменение температуры окружающей среды.
Для содержания и текущего ремонта дорог лесотранспортную сеть разделяют на дорожно-мастерские участки протяжением 35-50 км приведенной длины [6]. Кроме того, для строительства дорог необходимо иметь дорожно-строительный мастерский участок. В расчетном задании необходимо определить количество дорожных мастерских участков, исходя из указанных предпосылок.
Штат рабочих и служащих, парк машин и механизмов для строительства, ремонта и содержания лесовозных дорог определяются в зависимости от протяженности дорог, типов дорожных покрытий, годового объема вывозки и грузовой работы. Соответствующие рекомендации для этого приведены в [3,4,5,6].
В данном задании каждому студенту необходимо определить протяженность дорожного строительства в расчетном году и состав дорожной эксплуатационной службы для конкретных производственных условий.
Исходные данные
Для выполнения расчетного задания в табл. 5.1 приведены следующие исходные данные: годовой объем вывозки древесины (Qг), тыс. м3; нормативная протяженность дорог в расчете на 10 тыс. м3 заготовленной древесины (L1), км; доля усов в годовой потребности в строительстве дорог (Р); тип дорожного покрытия; среднее расстояние вывозки древесины (Lср), км; доли магистрали и веток в среднем расстоянии вывозки (Рм, Рв).
Данные для своего варианта каждый студент найдет в табл. 5.1 на пересечении цифр предпоследней и последней из номера своей зачетной книжки (цифры вертикального столбца таблицы – предпоследняя цифра номера зачетной книжки, а горизонтальной строки – последняя).
Необходимо определить общую потребность в строительстве лесовозных дорог в расчетном году и в том числе усов по формулам (5.1) и (5.2). Далее вычислить эксплуатационную и приведенную длину лесовозных путей по формулам (5.3) и (5.4), установить количество дорожных мастерских участков.
На основании полученных данных составить штатное расписание дорожной службы и табель необходимых дорожных машин и механизмов.
Таблица 5.1
Исходные данные
120 тыс.м3; 1,5 км; 0,80; гравийное; 45 км; 0,77; 0,19 | 150 тыс.м3; 1,7 км; 0,76; щебеночное; 48 км; 0,78; 0,18 | 185 тыс.м3; 1,9 км; 0,81; из ж/б плит; 52 км; 0,80; 0,15 | 250 тыс.м3; 1,6 км;0,83; грунто-гравийное; 39 км; 0,76; 0,20 | 230 тыс.м3; 1,8 км;0,75; грунто-щебеночное; 43 км; 0,84; 0,12 | 160 тыс.м3; 1,68 км;0,79; грунто-щебеночное; 42 км; 0,79; 0,17 | 215 тыс.м3; 1,84 км; 0,82; гравийное; 68 км; 0,83; 0,15 | 275 тыс.м3; 1,92 км;0,8; грунто-гравийное; 46 км; 0,85; 0,12 | 205 тыс.м3; 1,95 км;0,81; цементо-грунтовое; 60 км; 0,83; 0,14 | 315 тыс.м3; 1,65 км; 0,825; щебеночное; 54 км; 0,84; 0,14 | |
325 тыс.м3; 1,8 км; 0,82; из ж/б плит; 48 км; 0,82; 0,14 | 425 тыс.м3; 1,95 км; 0,78; битумно-грунтовое; 56 км; 0,80; 0,16 | 240 тыс.м3; 1,65 км; 0,77; щебеночное; 36 км; 0,75; 0,20 | 180 тыс.м3; 1,76 км; 0,80; гравийное; 42 км; 0,79; 0,17 | 210 тыс.м3; 1,85 км; 0,79; грунто-щебеночное; 52 км; 0,82; 0,15 | 265 тыс.м3; 1,84 км; 0,81; гравийное; 62 км; 0,80; 0,16 | 165 тыс.м3; 2,0 км; 0,78; грунто-гравийное; 47 км; 0,75; 0,22 | 275 тыс.м3; 1,81 км; 0,80; битумно-грунтовое; 37 км; 0,79; 0,17 | 360 тыс.м3; 1,78 км; 0,76; щебеночное; 60 км; 0,82; 0,15 | 420 тыс.м3; 1,83 км; 0,81; из ж/б плит; 65 км; 0,84; 0,12 | |
460 тыс.м3; 1,82 км; 0,79; из ж/б плит; 39 км; 0,77; 0,19 | 165 тыс.м3; 1,78 км; 0,76; грунто-гравийное; 44 км; 0,78; 0,18 | 280 тыс.м3; 1,55 км; 0,76; цементо-грунтовое; 49 км; 0,80; 0,17 | 350 тыс.м3; 1,74 км; 0,75; битумно-грунтовое; 35 км; 0,82; 0,15 | 210 тыс.м3; 1,67 км; 0,82; гравийное; 55 км; 0,81; 0,16 | 175 тыс.м3; 1,95 км; 0,79; грунто-щебеночное; 68 км; 0,81; 0,16 | 280 тыс.м3; 1,87 км; 0,80; битумно-грунтовое; 49 км; 0,78; 0,18 | 320 тыс.м3; 1,92 км; 0,79; грунто-гравийное; 51 км; 0,80; 0,17 | 90 тыс.м3; 1,75 км; 0,76; цементо-грунтовое; 46 км; 0,77; 0,19 | 115 тыс.м3; 1,68 км; 0,79; гравийное; 36 км; 0,75; 0,21 |
Продолжение табл. 5.1
290 тыс.м3; 1,68 км; 0,83; грунто-гравийное; 44 км; 0,78; 0,17 | 170 тыс.м3; 1,84 км; 0,79; щебеноч-ное; 39 км; 0,79; 0,18 | 160 тыс.м3; 1,62 км; 0,74; цементо-грунтовое; 56 км; 0,79; 0,17 | 230 тыс.м3; 2,0 км; 0,81; из ж/б плит; 64 км; 0,75; 0,21 | 120 тыс.м3; 1,8 км; 0,81; грунто-гравийное; 39 км; 0,81; 0,16 | 345 тыс.м3; 1,77 км; 0,79; из ж/б плит; 47 км; 0,84; 0,14 | 190 тыс.м3; 2,0 км; 0,76; грунто-щебеночное; 52 км; 0,81; 0,15 | 210 тыс.м3; 1,93 км; 0,77; битумно-грунтовое; 54 км; 0,82; 0,16 | 265 тыс.м3; 1,84 км; 0,78; щебеночное; 56 км; 0,80; 0,17 | 320 тыс.м3; 1,68 км; 0,81; гравийное; 62 км; 0,76; 0,20 | |
365 тыс.м3; 1,74 км; 0,83; битумно-грунтовое; 36 км; 0,76; 0,21 | 330 тыс.м3; 1,85 км; 0,82; грунто-щебеночное; 60 км; 0,80; 0,16 | 460 тыс.м3; 1,80 км; 0,82; из ж/б плит; 49 км; 0,78; 0,19 | 410 тыс.м3; 1,9 км; 0,79; щебеночное; 58 км; 0,79; 0,17 | 310 тыс.м3; 1,95 км; 0,78; гравийное; 65 км; 0,77; 0,20 | 85 тыс.м3; 1,8 км; 0,82; грунто-гравийное; 42 км; 0,83; 0,15 | 215 тыс.м3; 1,6 км; 0,77; гравийное; 48 км; 0,78; 0,19 | 425 тыс.м3; 1,7 км; 0,79; щебеночное; 59 км; 0,80; 0,16 | 330 тыс.м3; 1,9 км; 0,78; грунто-щебеночное; 49 км; 0,77; 0,20 | 350 тыс.м3; 1,75 км; 0,76; из ж/б плит; 56 км; 0,81; 0,15 | |
275 тыс.м3; 1,64 км; 0,80; грунто-щебеночное; 57 км; 0,83; 0,14 | 100 тыс.м3; 1,5 км; 0,81; битумно-грунтовое; 39 км; 0,84; 0,12 | 175 тыс.м3; 1,65 км; 0,82; грунто-гравийное; 52 км; 0,80; 0,18 | 310 тыс.м3; 1,7 км; 0,79; из ж/б плит; 56 км; 0,78; 0,19 | 240 тыс.м3; 1,9 км; 0,78; гравийное; 55 км; 0,77; 0,19 | 170 тыс.м3; 1,84 км; 0,83; грунто-щебеночное; 47 км; 0,81; 0,16 | 245 тыс.м3; 1,93 км; 0,82; щебеночное; 49 км; 0,79; 0,17 | 355 тыс.м3; 1,65 км; 0,82; грунто-гравийное; 56 км; 0,78; 0,18 | 450 тыс.м3; 1,78 км; 0,80; из ж/б плит; 65 км; 0,77; 0,19 | 225 тыс.м3; 1,92 км; 0,79; щебеночное; 64 км; 0,80; 0,16 |
Продолжение табл. 5.1
525 тыс.м3; 1,82 км; 0,77; из ж/б плит; 65 км; 0,77; 0,20 | 480 тыс.м3; 1,93 км; 0,79; щебеночное; 48 км; 0,78; 0,18 | 390 тыс.м3; 1,95 км; 0,81; гравийное; 44 км; 0,77; 0,20 | 115 тыс.м3; 1,96 км; 0,79; грунто-гравийное; 38 км; 0,79; 0,19 | 85 тыс.м3; 1,6 км; 0,81; битумно-грунтовое; 36 км; 0,81; 0,16 | 385 тыс.м3; 1,65 км; 0,75; гравийное; 54 км; 0,81; 0,16 | 165 тыс.м3; 2,0 км; 0,78; грунто-щебеночное; 47 км; 0,75; 0,22 | 390 тыс.м3; 1,61 км; 0,76; из ж/б плит; 52 км; 0,76; 0,22 | 255 тыс.м3; 1,79 км; 0,81; битумно-грунтовое; 72 км; 0,80; 0,17 | 360 тыс.м3; 1,83 км; 0,76; из ж/б плит; 67 км; 0,77; 0,20 | |
335 тыс.м3; 1,75 км; 0,78; цементо-грунтовое; 52 км; 0,78; 0,19 | 265 тыс.м3; 1,87 км; 0,79; битумно-грунтовое; 47 км; 0,76; 0,20 | 190 тыс.м3; 1,65 км; 0,75; грунто-гравийное; 46 км; 0,79; 0,17 | 215 тыс.м3; 1,68 км; 0,76; гравийное; 42 км; 0,76; 0,20 | 145 тыс.м3; 1,74 км; 0,78; щебеночное; 49 км; 0,77; 0,20 | 120 тыс.м3; 1,68 км; 0,79; цементо-грунтовое; 44 км; 0,80; 0,16 | 250 тыс.м3; 1,73 км; 0,76; гравийное; 67 км; 0,80; 0,18 | 320 тыс.м3; 1,70 км; 0,77; щебеночное; 58 км; 0,81; 0,16 | 160 тыс.м3; 1,75 км; 0,78; грунто-щебеночное; 54 км; 0,79; 0,17 | 70 тыс.м3; 1,84 км; 0,76; цементо-грунтовое; 36 км; 0,79; 0,18 | |
80 тыс.м3; 1,65 км; 0,76; грунто-щебеночное; 32 км; 0,77; 0,20 | 110 тыс.м3; 1,75 км; 0,77; грунто-гравийное; 37 км; 0,76; 0,22 | 140 тыс.м3; 1,85 км; 0,78; цементо-грунтовое; 40 км; 0,79; 0,17 | 190 тыс.м3; 1,9 км; 0,79; щебеночное; 45 км; 0,82; 0,15 | 225 тыс.м3; 1,88 км; 0,80; из ж/б плит; 52 км; 0,83; 0,13 | 260 тыс.м3; 1,85 км; 0,82; битумно-грунтовое; 57 км; 0,82; 0,15 | 180 тыс.м3; 1,92 км; 0,79; гравийное; 67 км; 0,80; 0,16 | 335 тыс.м3; 1,78 км; 0,78; щебеночное; 65 км; 0,76; 0,20 | 140 тыс.м3; 1,55 км; 0,76; грунто-щебеночное; 37 км; 0,79; 0,17 | 265 тыс.м3; 1,62 км; 0,77; грунто-гравийное; 47 км; 0,78; 0,18 |
Окончание табл. 5.1
250 тыс.м3; 1,69 км; 0,82; гравийное; 58 км; 0,78; 0,19 | 310 тыс.м3; 1,74 км; 0,83; щебеночное; 62 км; 0,82; 0,15 | 345 тыс.м3; 1,83 км; 0,79; из ж/б плит; 69 км; 0,83; 0,14 | 370 тыс.м3; 1,92 км; 0,80; битумно-грунтовое; 57 км; 0,81; 0,15 | 170 тыс.м3; 1,87 км; 0,79; грунто-щебеночное; 47 км; 0,82; 0,16 | 85 тыс.м3; 1,9 км; 0,80; цементо-грунтовое; 42 км; 0,83; 0,14 | 160 тыс.м3; 1,87 км; 0,79; грунто-щебеночное; 45 км; 0,80; 0,16 | 215 тыс.м3; 1,91 км; 0,80; из ж/б плит; 57 км; 0,76; 0,21 | 175 тыс.м3; 1,73 км; 0,78; битумно-грунтовое; 64 км; 0,75; 0,22 | 315 тыс.м3; 1,65 км; 0,76; щебеночное; 66 км; 0,79; 0,18 |
Пример
Зачетная книжка № 428477. Находим в табл. 5.1 свой вариант и выписываем исходные данные: годовой объем вывозки древесины Qг= 320 тыс. м3; нормативная протяженность дорог в расчете на 10 тыс. м3 заготовленной древесины L1= 1,70 км; доля усов в годовой потребности в строительстве дорог Р = 0,77; дороги с щебеночным покрытием; среднее расстояние вывозки древесины Lср=58 км; доля магистрали и веток в среднем расстоянии вывозки Рм=0,81;Рв=0,16.
Определим годовую потребность в строительстве лесовозных дорог по формулам (5.1) и (5.2).
,
в том числе усов
Далее определим эксплуатационную и приведенную длину лесовозных дорог в расчетном году по формулам (5.3) и (5.4):
В соответствии с рекомендациями [6] для содержания и ремонта лесовозных дорог необходимо организовать два мастерских участка.
Потребность рабочих на содержание и ремонт дорог [6] определим по формулам: для дорог с гравийными и щебеночными покрытиями в не морозный период (апрель-ноябрь месяцы)
(5.5)
для дорог с покрытиями из железобетонных плит
(5.6)
для дорог круглогодового действия в зимний период (декабрь-март месяцы)
(5.7)
для дорог зимних, сезонного действия (снежно-ледяных)
(5.8)
где – приведенная длина магистралей и веток, эксплуатируемых в данный период, км;
– грузовая работа соответственно в летний и зимний периоды, тыс. м3·км;
- численность рабочих на содержание в исправности 1 км уса, находящегося в эксплуатации,
протяженность усов, находящихся в эксплуатации, км.
Для расчета потребности рабочих на содержании и ремонте дорог принимаем, что магистраль должна обслуживаться как дорога летнего действия весь год, а ветки и усы 40% как летнего действия и 60% как дороги зимнего действия со снежным покрытием. В летний период одновременно работают 3 уса общей протяженностью 6 км, в зимний период – 4 уса общей протяженностью 8 км. Объем вывозки древесины за не морозный период составит 45%, а в зимний период 55% от годового объема вывозки.
Тогда число рабочих на содержании и ремонте дорог в не морозный период составит
Число рабочих на содержании и ремонте дорог в зимний период составит
Трудовые затраты на строительство усов, веток и магистрали определяются в соответствии с рекомендациями [3,4,5]. Значения трудозатрат приведены в табл. 5.2 и 5.3.
Таблица 5.2
Трудозатраты на строительство 1 км уса лесовозных автомобильных дорог
Виды усов по типам покрытий | Трудозатраты на 1 км уса, чел.-дней |
Грунтовое профилированное | 40…60 |
Из лесосечных отходов (хворостяное) | 50…80 |
Гравийное колейное (расстояние доставки гравия 5…15 км) | 59…116 |
Гравийное сплошное (доставка гравия – 5…15 км, толщина покрытия – 10…40 см) | 65…162 |
С колейным покрытием из железобетонных плит | 55…59 |
Деревянные щиты из гибких лент ЛД-5 | 72…217 |
Щиты ЛВ-11 размером 6×1,05×0,19 | 118…285 |
Деревянно-лежневое покрытие | 252…409 |
Снежное уплотнение | 20…75 |
Примечание: меньшие значения показателей отнесены при строительстве усов в легких условиях, большие в трудных условиях.
Таблица 5.3
Трудозатраты на строительство веток и магистралей лесовозных автомобильных дорог
Наименование дорог | Тип покрытия | Годовые трудозатраты на 1 км строящейся дороги, чел.-дн., при условиях строительства | |
легких | трудных | ||
1. Двухполосная магистраль | Гравийное, щебеночное, грунто-щебеночное, колейное из ж/б плит | 1000…1400 | 1400…1900 |
2. Однополосная магистраль | То же | 500…800 | 800…1000 |
3. Ветки летние | |||
а) при грузообороте 50 тыс. м3 и более | То же | 250…400 | 400…500 |
б) при грузообороте менее 50 тыс. м3 | То же | 100…200 | 200…250 |
4. Магистрали и ветки зимние, используемые летом для нужд лесного хозяйства | Зимой – снежное, летом – без покрытия | 70…110 | 110…150 |
5. Магистрали и ветки зимние, запроектированные в нулевых отметка | Снежно - ледяное | ||
Снежное |
Примечание: меньшие показатели приведены для дорог с покрытием под автомобили типа ЗИЛ, Урал, большие – с покрытием под автомобили типа МАЗ, КамАЗ или КрАЗ.
Для расчета трудозатрат на строительство дорог принимаем: условия строительства легкие; магистраль – двухполосная, круглогодового действия; летние ветки и усы составляют 40 %, зимние – 60%. Объем строительства распределим следующим образом: годовая потребность в строительстве лесовозных дорог в том числе усов из них летних 41,9·0,4=16,8 км и зимних 25,1 км; ветки составят 20% от годовой потребности в строительстве дорог или 10,9 км, в том числе летние 4,4 км и 6,5 км зимние; магистраль круглогодового действия 1,6 км. Расчеты трудозатрат на строительство дорог сведем в табл. 5.4.
Таблица 5.4
Трудозатраты на строительство дорожной сети в расчетном году
Категория дороги | Объем строи-тельства, км | Трудозатраты, чел.-дн. | |
на 1 км | всего | ||
Магистраль III-В категории с щебеночной одеждой | 1,6 | ||
Ветка грунто-щебеночная летнего действия | 4,4 | ||
Ветки зимние, используемые летом для нужд лесного хозяйства (без покрытия) | 6,5 | ||
Усы: летние | 16,8 | ||
зимние | 25,1 | ||
Итого |
В соответствии с производственным календарем в году 247 рабочих дней, тогда потребность в рабочих на строительстве дорог определится:
то есть 26 человек.
Ориентировочная штатная ведомость лесотранспортного цеха приведена в табл. 5.5, исходя из рекомендаций [4,5].
Таблица 5.5
Ориентировочная штатная ведомость лесотранспортного цеха
№ п/п | Должности | Количество человек | Примечание |
Управление дороги | |||
1. | Начальник дороги | при Qг 200 тыс. м3 - 1 | |
2. | Начальник дорожной службы | при Qг 400 тыс. м3 - 1 | |
3. | Инженер | при Qг 600 тыс. м3 - 1 | |
4. | Нормировщик | при Qг 200 тыс. м3 - 1 | |
5. | Бухгалтер | при Qг 600 тыс. м3 - 1 | |
Дорожная служба | |||
6. | Дорожный мастер по содержанию и ремонту дороги | на 35 - 50 км приведенной длины - 1 | |
7. | Рабочие по содержанию и ремонту дороги: в не морозный период зимой | расчет расчет | |
8. | Мастер по строительству дорог | 1 на две бригады рабочих по 6 – 8 чел. | |
9. | Рабочие на строительстве дорог | расчет |
Табель машин и оборудования для строительства, содержания и ремонта дорог определяют в соответствии с [4,5] и приведен в табл. 5.6.
Таблица 5.6
Табель дорожно-строительных машин и механизмов для строительства, содержания и ремонта лесовозных автомобильных дорог
№ п/п | Наименование машин и механизмов | Требуемое количество, шт. | |
для строительства | для содержания и ремонта | ||
1. | Автосамосвалы ЗиЛ-ММЗ-45085 | ||
2. | Экскаватор ЭО-43211 | ||
3. | Бульдозер Б 11 | ||
4. | Автогрейдер среднего типа ГС-14.03 | + | |
5. | Канавокопатель плужный навесного типа МК-16 | ||
6. | Каток ДУ-101 | ||
7. | Пескоразбрасыватель ГАЗ-3309 | ||
8. | Автокран КС-2571 Б | + | |
9. | Снегоочиститель шнекороторный ДЭ-226 | ||
10. | Машина для строительства и содержания зимних дорог ДМ-15 | ||
11. | Обогревательный домик на 8 человек | ||
12. | Вагон-столовая | ||
13. | Кузовной автомобиль | ||
14. | Автобус | ||
15. | Ремонтная мастерская | + |
Примечание: Знак «+» указывает, что машины и оборудование предусмотрены и для других видов работ.
В приложении 5.1 табл. П.5.1.1 приведен табель машин и оборудования дорожно-мастерского участка в зависимости от типа покрытия, протяженности и объема строительства усов в соответствии с [3,4,5].