Безопасность складирования и погрузочно-разгрузочных работ
Под складированием следует понимать комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих сохранность ценностей и безопасные условия труда. Ответственность за организацию безопасного складирования материальных ценностей в целом по предприятию возлагается на заместителя директора по материально-техническому снабжению и общим вопросам. Для складирования материальных ценностей должны быть выделены специально оборудованные помещения или площадки, в которых созданы условия, обеспечивающие сохранение физико-химических и механических свойств хранящегося материала. Складские помещения, кладовке и прочие сооружения должны отвечать требованиям действующих законодательных и нормативных документов по охране труда. Правила организации процессов перемещения и складирования тарно-штучных грузов изложены в ГОСТ 14.321—82, процессы перемещения грузов на предприятиях в ГОСТ 12.3.020—80, требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов — в ГОСТ 12.1.004—91.
В зависимости от физико-химических свойств, состояния, габаритов материальные ценности должны содержаться и храниться в помещениях или на открытых площадках:
— на стеллажах, полках, в пирамидах, стойках и других устройствах;
— в бункерах, закромах, ларях, контейнерах, ящиках, поддонах;
— в штабелях, буртах, кучах, кладках;
— в транспортной таре (пакетах, мешках, сосудах, баллонах, бутылях, канистрах) и прочих видах упаковки.
Устройства, которыми оснащаются места хранения материальных ценностей, должны:
— удовлетворять требованиям техники безопасности, противопожарной техники и производственной санитарии;
— быть максимально оснащены механизмами для производства погрузочно-разгрузочных работ;
— исключать произвольное смещение и падение материальных ценностей; -
— исключать испарение и улетучивание жидкостей, эмульсий, масел.
Проходы между стеллажами и штабелями должны быть не уже 1м, проезды — не уже 2 м.
Общая освещенность складского помещения должна быть не ниже Допустимых строительных норм и правил. Крепление на стеллажах светильников, электропроводки напряжением 220 В запрещается. Допускается местное освещение от источников с напряжением 36 В с помощью трансформаторов.
В складских помещениях, кладовых, на площадках должны быть вывешены, заверенные начальником подразделения, списки (или выписки из них) хранящихся веществ и материалов и таблицы совместимости хранения.
Хранение веществ химических, радиоактивных, легковоспламеняющихся, сильнодействующих ядовитых веществ допускается в специально оборудованных отдельных помещениях с усиленной вентиляцией. Доступ в такие помещения случайных лиц должен быть исключен.
Автомобиль (тракторный прицеп) находящийся под погрузкой (разгрузкой) должен быть поставлен на тормоза, двигатель выключен, а включена первая передача коробки скоростей. В зимних условиях двигатель можно не выключать, но при этом следует исключить возможность самопроизвольного перемещения техники.
Открывать и закрывать борта кузовов разрешается не менее чем двум рабочим. Перед открытием бортов следует убедиться в безопасном расположении груза. При укладке груза в кузов тракторного прицепа или автомобиля необходимо соблюдать следующие требования:
— при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
— штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, нужно увязывать крепкими канатами, веревками (пользоваться металлическим тросом или проволокой не разрешается). При увязывании находиться на грузе работникам запрещается;
— высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и не может быть выше 4 м от поверхности до высшей точки груза. При перевозке груза высотой более 4 м должно быть разрешение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД);
— штучный груз, в том числе ящики и бочки, следует укладывать плотно, без промежутков, так, чтобы при движении, резком торможении он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии свободного прохода между грузами надо вставить прочные деревянные прокладки или распорки;
— при перевозке пылящих грузов навалом в открытых кузовах нужно накрывать их брезентом или рогожками. Не разрешается грузить пылящие грузы в деревянные кузова без укладки на дно кузова матов или прокладок.
При переносе и погрузке длинномерных материалов (бревен, труб и т. д.) следует применять специальные грузозахватные приспособления. Переносить и грузить длинномерные материалы с помощью ломов, деревянных брусьев и т. п. приспособлений не допускается.
Перевозка длинномерных грузов, превышающих по своим размерам длину кузова, должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.
На погрузку (разгрузку) длинномерных грузов вручную следует выделять не менее двух работников, обеспеченных канатами достаточной прочности.
Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, катушек, кабеля и т. п. грузов должны применяться специальные деревянные слеги (покаты) с крючками. Длина слеги не менее 4 м, диаметр — 200 мм. Перевозить и подносить грузы с агрессивными жидкостями (кислотами, жидкими химикатами и др.) следует в стеклянной таре только на специально приспособленных для этого носилках, тачках, тележках, обеспечивающих полную безопасность работы. Погрузку и разгрузку грузов с агрессивными жидкостями должны производить два работника.
Стеклянная тара с агрессивными жидкостями должна находиться в плетеных корзинах или деревянных ящиках, перекладываться соломой, без чего транспортирование этих грузов запрещается.
При загрузке корзин, ящиков с агрессивными жидкостями в кузов стеклянная тара в кузове должна размещаться горловинами (пробками) вверх, каждое место груза в отдельности должно укрепляться в кузове так, чтобы груз не мог перемещаться или опрокидываться.
Для перемещения баллонов со сжатым газом (кислородом, ацетиленом и др.) в хозяйствах должны быть специальные тележки или носилки с обитыми войлоком или другим мягким материалом гнездами по размеру баллонов.
Перевозить баллоны на тракторных прицепах можно в горизонтальном положений (лежа). При погрузке баллонов более чем в один ряд обязательно применять прокладки, предохраняющие перевозимые баллоны от соприкосновения.
Кузов прицепа должен быть оборудован стеллажами с выемками под баллоны, обитыми войлоком или другим мягким материалом. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие перевозимые баллоны от соприкосновения. Перевозить баллоны на прицепах в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах. При этом погрузка и разгрузка контейнеров и баллонов должны быть механизированы.
В 1995 году утверждены "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ от 18.12.95, № 997.
Правила устанавливают порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы на территории Российской Федерации.
К опасным грузам относятся любые; вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433—88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов распределяются на девять классов:
1-й класс — взрывчатые материалы (ВМ);
2-й классе— газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3-й класс — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
4-й класс — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5-й класс — окисляющиеся вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6-й класс — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7-й класс — радиоактивные материалы (РМ);
8-й клacc — едкие или коррозионные вещества (ЕК);
9-й класс — прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности (ГОСТ 19433—88).
Перевозка особо опасных грузов, осуществляется в соответствии с вышеуказанными Правилами перевозки опасных грузов автомобильными транспортом и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утвержденных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94, № 372.