Виды и формы туристско-экскурсийных мероприятий при проведение туристического маршрута.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Экскурсия – вид туристического продукта, представляющего наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях.
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематических вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
По целям поездок различают такие виды экскурсий:
- знакомство с природой;
- знакомство с историческими достопримечательностями;
- знакомство с культурными достопримечательностями.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. протяженность по времени проведения от одного академического
часа (45 мин) до одних суток
2. наличие экскурсантов (группы или индивидуалов)
3. наличие экскурсовода, проводящего экскурсию
4. наглядность, зрительно восприятие, показ экскурсионных
объектов на месте их расположения
5. передвижение участников экскурсии по заранее составленному
маршруту
6. целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы
7. активная деятельность участников (наблюдение, изучение,
исследование объектов)
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков
лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
- у автобусных – обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных – демонстрация действующих объектов
(станков, агрегатов, механизмов).
Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
1. разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
2. подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Классификация экскурсии:
Классификация экскурсий – это распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими им признаками.
Анализ различных видов классификации экскурсий позволяет выделить основные ее категории. В настоящее время экскурсии классифицируются следующим образом.
По составу и количеству участников:
- для детей и школьников;
- взрослых;
- приезжих туристов;
- местного населения;
- индивидуалов и т.п.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии исторический и современный материал помогает получить общее представление об объекте экскурсии.
Тематические экскурсии посвящаются событию или группе событий, объединенных одной темой. Например, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества.
Такие экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: природоведческие, экологические, этнографические, искусствоведческие, производственные, литературные, архитектурно-градостроительные.
Следует отметить, что тематические экскурсии итого или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По месту проведения принято делить экскурсии на городские, загородные, музейные., комплексные и т.п.
По форме проведения экскурсии выделяют как обычные, учебные, рекламные, экскурсия-лекция, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация и т.п.
По способ передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные.
Пешеходные экскурсии наиболее полно дают возможность участникам этого мероприятия глубже изучить, исследовать объекты. Однако все большую популярность приобретают комбинированные экскурсии, когда в экскурсию с использованием транспортных средств включается пешеходная.
Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 минут) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной.
РАЗДЕЛ 4 ПРИМЕРЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ
Туристские маршруты в СССР
По состоянию на 1975 год в СССР имелось свыше 350 всесоюзных и свыше 6 тысяч плановых местных маршрутов. Маршруты союзного значения разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, местные — республиканскими, краевыми и областными советами.
Также существовала отдельная категория маршрутов — транспортные, на которых перемещение происходило различными видами транспорта — железнодорожным, автобусным, морским, авиационным, а также комбинированные. Суммарно на всех маршрутах в 1976 было обслужено около 30 миллионов туристов.
Требование совершить туристские маршруты для всех возрастных групп населения (от 10 лет и старше) входило в комплекс норм.
РАЗДЕЛ 4 ПРИМЕРЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ
Туристские маршруты в СССР
По состоянию на 1975 год в СССР имелось свыше 350 всесоюзных и свыше 6 тысяч плановых местных маршрутов. Маршруты союзного значения разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, местные — республиканскими, краевыми и областными советами.
Также существовала отдельная категория маршрутов — транспортные, на которых перемещение происходило различными видами транспорта — железнодорожным, автобусным, морским, авиационным, а также комбинированные. Суммарно на всех маршрутах в 1976 было обслужено около 30 миллионов туристов.
Требование совершить туристские маршруты для всех возрастных групп населения (от 10 лет и старше) входило в комплекс норм.
Район маршрута | Название маршрута | Направление маршрута |
Центральные районы РСФСР и Поволжья | «Волжский», пароходный | Москва — Астрахань — Москва |
«Волго-донской судоходный канал имени В. И. Ленина» | Ростов — Сталинград — Ростов | |
«Ленинград — Москва» | Ленинград — Москва | |
«По пяти рекам» | Москва-река — Ока — Волга — Кама — Белая | |
«Огненная дуга» | Харьков — Белгород — Курск — Орёл |
Район маршрута | Название маршрута | Направление маршрута |
Северо-Западные районы РСФСР | «К Онежскому озеру» | Ленинград — Новая Ладога — Поневец |
«В край белых ночей» | Ярославль — Вологда — Вытегра — Кириллов — Белозёрск — Петрозаводск — Репино и Ленинград | |
«По Карельскому перешейку» | Приозёрск — озеро Вуокса — река Вуокса — озеро Тархон-Ярви — река Вирта-Вуокса — Лосево — Суонтакский спуск — Ильичёво — Репино | |
«Ленинград — Кижи» | Ленинград — Петропавловск — Кижи — о. Валаам — Ленинград | |
Урал, Сибирь и Дальний Восток | «По реке Белой на плотах» | Кага — р. Белая — Юмагузино — Уфа |
«Алтайский» | Бийск — Горно-Алтайск Чемал — Каракольские озёра — Артыбаш — р. Бия — Бийск | |
«По великим стройкам Сибири» | Шушенское — Красноярск — Братск — Иркутск — озеро Байкал | |
Казахстан и Средняя Азия | «По столицам республик Средней Азии и Казахстана» | Ашхабад — Душанбе — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата |
«По Казахстану и Киргизии» | Алма-Ата — приют «Кегень» — т/б «Казахстан» — Фрунзе | |
«По Узбекистану и Таджикистану» | Ашхабад — Бухара — Самарканд — Ташкент | |
«Из Средней Азии в Казахстан» | Ташкент — Чимкент — Джамбул — Фрунзе — Алма-Ата | |
Крым | «Крымский», автомобильный | Симферополь — Алушта — Ялта |
«По рубежам обороны Севастополя» | Симферополь — Соколиное — Севастополь | |
«Крымский горный пешеходный» | Симферополь, Бахчисарай, Соколиное, Ай-Петри, Ялта, Алушта | |
Кавказ | «Черноморское побережье Кавказа» | Сочи — Гагра — Пицунда — Новый Афон — Сухуми |
«По Кавказскому заповеднику» | Хаджох — Гузерипль — Кавказский заповедник — Красная Поляна — Адлер | |
«Военно-Сухумская дорога» | Теберда — Домбай — Северный Приют — Клухорский перевал — Южный Приют — Ажары — Сухуми | |
«По Западному Кавказу» | Через горы к Чёрному морю | |
Прибалтика Белоруссь Украина | «Прибалтийский» | Рига — Сигулда — Таллин — Аэгвийду-Нелиярве |
«По лесным Карпатам» | Ясиня — полонина Свидовец — Усть-Чёрное — Синевирское озеро — Воловец — Мукачево | |
«По Белоруссии и Литве» | Рест — Минск — озеро Нарочь — Вильнюс | |
«Днепровско-черноморский» | Киев — Канев — Днепропетровск — Запорожье — Новая Каховка — Херсон — Одесса |