Разработка туристического маршрута

Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 « Проектирование туристических услуг»

Процесс проектирования: поиск идеи – отбор идеи – разработка продукта и его проверка – разработка стратегии маркетинга – испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

-исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

- маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

- определение типа маршрута;

-построение трассы маршрута;

- разработка схемы безопасности на маршруте;

- разработка карты и паспорта маршрута;

- пробная обкатка маршрута;

- утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

Методика организации маршрута

Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.

Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим.

Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, де­шево и удобно добраться.

Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее.

Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.

Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.

Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.

Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.

Формирование тура

После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.

Различают два основных вида тура.

Пэкидж-тур - комплексная туристская услуга, включающая в себя: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).

эксклюзивный тур, где турист заказывает минимально-достаточный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет возможность планирования собственного времени туристу и в ряде случаев удешевляет путевку ].

Этап формирования тура включает в себя «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора формирования тура предусматривают и его технико-экономическое обоснование, ибо низко рентабельный тур в конечном итоге является несостоятельным.

Организация п различных ви­дов и типов включает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный.

Разработка туристического маршрута - student2.ru

При подготовке тура менеджер должен подготовит и предоставить на утверждение руководства:

1. Программу обслуживания на маршруте

2. Калькуляцию тура

3. Данные о стране поездки

4. Условия безопасности на маршруте

5. Сведения о необходимых адресах и телефонах (официальные лица, посольства и консульства)

6. Сведения о принимающей стороне

7. Образец ваучера

8. Информацию о правилах въезда и выезда

Все эти требования находят свое отражение в следующих документах:

Технологическая карта маршрута

Паспорт маршрута

Информационный листок

Каталог маршрута

Калькуляция тура

Образец ваучера

Все документы носят официальный характер и должны быть подписаны руководителем

Калькуляция тура

Расчет себестоимости турпродукта

Себестоимость состоит из переменных и постоянных затрат

Переменные: размещение, питание, перевозка, экскурсии, трансфер, комиссионные турагентам, зарплата руководителю группы

постоянные: аренда офиса, зарплата, налоги, реклама, общехозяйственные расходы.

Проживание: ПР = СТс х Нч ( стоимость номера умножить на количество суток)

Питание: ПТ = СТп х Тс ( стоимость питания умножить на продолжительность тура)

Перевозка: Пр = АР/ Чт ( аренду разделить на число туристов)

Экскурсия: Э = Ст/ Чт ( стоимость экскурсии разделить на число туристов)

Трансфер: Тр = Стр/ Чт ( стоимость трансфера разделить на число туристов)

Руководитель: Р = ПТр + ПРр + КМ + Ср/ Чт ( питание, проживание, командировочные и страховку руководителя разделить на число туристов)

Себестоимость = проживание + питание + перевозка + трансфер + руководитель + комиссионные агентам

Определение цены турпродукта и дохода от реализации

Цена = себестоимость на коэффициент рентабельности

Маржинальный доход от продажи = цена минус себестоимость

Годовой маржинальный доход = доход от тура умножить число туров за год

Издержки = маржинальный даход х 30%/100%

Валовая прибыль = Марж. доход – Издержки

Годовая прибыль = Валовая прибыль умножит на число туров в год

Чистая прибыль за год = годовая прибыль – годовая прибыль умноженная на величину налога/ 100%

Доход от продажы за год = цена путевки умножить количество туристов за год

Сумма продаж туров за год = доход умножить на количество туров за год

Экономическая эффективность тура

Прибыльность = Годовая прибыль/ сумму продаж – годовую прибыль и умножить на 100%

Технология сбыта тура.

Сеть сбыта – объединение под одним туроператором определенное количество турагентов, бюро заказов, агентов сбыта, аквизиторов и.т.д. целью которой является распределение и сбыт продукции.

Канал сбыта – путь по которому проходит тупродукт прежде чем попасть к клиенту.

прямые и непрямые

Схема А: Р. туроператор – турист

Схема Б: Р. туроператор – И. туроператор – турист

Схема В: Р. туроператор – И. туроператор – турагент- турист

Схема Г: Р. туроператор – И. туроператор – туроператор оптовик - турагент- турист

Схема Д: Р. туроператор – И. туроператор – туроператор оптовик - турагент – агент - турист

Туры и работа с ними

Тур представляет собой заранее спланированную и оплаченную туристическую поездку в одно или несколько мест. Туры как правило существуют в виде Inclusive Tours (IТ), - "включенных туров", подразумевающих предварительный заказ и оплату всего комплекса необходимых услуг: перелетов, переездов, переноски багажа, проживания, питания и др.

"Готовые" пакетные туры, как правило, предлагаются и проводятся туроператорами (tour operators). Туроператоры организуют техническую сторону тура - бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионное обслуживание в метах отдыха и т.д. - а также занимаются самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. Предлагая свой тур или, что чаще, целую серию туров, тур-оператор обычно публикует красочную рекламную брошюру с описанием предлагаемой поездки, стоимости и условий участия. Для того, чтобы иметь возможность использовать в ходе включенных туров специальные тарифы, туроператоры, предлагающие их, должны удовлетворять определенным требованиям и быть зарегистрированными в IATA

Среди прочих требований, выдвигаемых IATA к таким турам, - следующие:

1.Перелет должен осуществляться на рейсе одной из авиакомпаний-членов IATA;

2. В стоимость тура должно быть включено размещение в гостиницах на всем протяжении тура;

3. В стоимость тура также должна быть включена хотя бы одна из перечисленных ниже услуг: трансферы, экскурсии или аренда автомобиля.

4. IATA также должна одобрить маркетинговую брошюру тура. Все зарегистрированные туры получают от IATA специальный номер (IT NUmber), обычно публикуемый в брошюре или сообщаемый впоследствии тур агенту оператором. В большинстве случаев наличие у тура этого номера дает возможность туристическим агентам получить большую сумму комиссионных при бронировании и продаже билетов, связанных с участием пассажира в таком туре.

Различают две основные формы туров: с сопровождением (escorted tours) и без сопровождения (unsecorted tours).

Тур без сопровождения (его иногда также называют независимым туром -independent tour) предполагает самостоятельную поездку туриста по спланированному маршруту и как правило включает заказ и предварительную оплату следующих услуг:

1. Перелет в оба конца из города проживания туриста и обратно

2. Трансферы из аэропорта в гостинцу и обратно

3. Проживание в гостинице

4. Экскурсии или специальные поездки в месте отдыха - по желанию

Соответствующие налоги и чаевые могут быть включены или не включены.

Независимый тур предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности поездки и набора желаемых услуг, в то же время позволяя снизить стоимость поездки за счет приобретения услуг в комплексе.

Тур с сопровождением предусматривает предварительное жесткое планирование, заказ и оплату авиабилетов, гостиниц, переноски багажа, наземного транспорта и питания и осуществляется в сопровождении профессионального гида, находящегося с группой 24 часа в сутки и решающего все возникающие проблемы на месте. Туры с сопровождением в особенности рекомендованы для следующих категорий туристов:

· Люди преклонного возраста

· Нервные и не уверенные в себе туристы, опасающиеся неожиданностей

· Люди, которые хотят увидеть максимум достопримечательностей в минимум времени

· Туристы, отправляющиеся в "экзотические" места:

При заказе рекламируемого пакетного тура с сопровождением у туроператора агенту необходимо выяснить следующие вопросы:

1.Является ли отправка тура в указанный день гарантированной, т.е. независимо от числа записавшихся. Если нет, то каков минимальный размер группы и сколько человек уже записалось.

2.Имеет ли клиент право на получение денег обратно в случает отказа от поездки, а если да, то до какого времени можно отказаться.

Разновидностью тура с сопровождением является hosted tour - тур, в котором принимает участие "хозяин" в месте отдыха.

Выбор тура

Анализируя рекламную брошюру или листовку тур-оператора, следует обратить внимание на следующие важные детали, зачастую искусно замаскированные рекламным велеречием:

1. Включен ли перелет, т.е. является ли тур тем, что называют IT - Inclusive Tour; какая авиакомпания осуществляет перелет;

2. Количество ночей в гостинице. Помните, что счет продолжительности проживания в гостиницах обычно ведут по ночам, которых всегда на одну меньше, чем дней.

3. Категория и месторасположение гостиниц;

4. Включены ли трансферы, т.е. переезды из аэропорта в гостиницу и обратно;

5. Какова экскурсионная программа тура, как и кем проводятся экскурсии, предоставляется ли транспорт. Проявите здоровую подозрительность к фразам типа "знакомство с достопримечательностями", "вечерняя прогулка" и т.д.

6. Не стесняйтесь задать столько вопросов, сколько Вы считаете нужным. Помните, что от Вашей тщательности зависит, останется ли клиент довольным, а значит - обратится ли он к Вам в следующий раз.

7. Если в пакетный тур включено питание, обратите особое внимание на все, что связано с кухней, качеством пищи и включенным количеством приемов пищи

8. Включены ли в стоимость пакета чаевые, стоимость переноски багажа, налоги, портовые и другие сборы, которыми облагаются туристы в аэропортах многих стран. Если все или некоторые из указанных сборов не включены в стоимость тура, то, соответственно, его реальная стоимость для клиента будет отличаться от рекламируемой - зачастую, на достаточно значительные суммы.

9. Обратите особое внимание на disclaimer - раздел брошюры или контракта, в котором должно быть недвусмысленно перечислено все то, что НЕ ВКЛЮЧЕНО в стоимость поездки. Законодательство многих стран, регулирующее рекламную деятельность, предъявляет рекламодателю обязательное требование публиковать disclaimer в том или ином виде. Как правило, этот раздел публикуют в самом конце, в нижней части страницы, да к тому же и мелким шрифтом.

10. Самое главное: не забудьте узнать у агента тур-оператора процент Ваших комиссионных. Помните, что размер комиссионных может часто зависеть от валового объема проданных Вами туров компании.

11. С особой тщательностью следует подходить к турам, предлагаемым туроператорами, использующим специальные чартерные авиарейсы (charter tour operators).

При выборе пакетного тура для клиента турагенту следует принять во внимание следующие факторы:

1. Кем организован тур, какова репутация и надежность данного тур-оператора

2. Тип тура: индивидуальный или групповой, с сопровождением или без.

3. Предпринимал ли клиент аналогичные поездки в прошлом. Это особенно важно, если клиент собирается в индивидуальную поездку, в другую страну, без знания языка и т.д.

4. Что представляет собой конкретный тур, какой набор услуг он включает, осмотр каких достопримечательностей и где он предполагает, все ли из предлагаемых услуг желательны для клиента. 5. Комфортность и месторасположение гостиниц используемых в туре, насколько они отвечают ожиданиям конкретного клиента.

6. Предполагаемое количество туристов в группе если поездка групповая. 7. Возраст клиентов. Людям преклонного возраста, как указывалось выше, во многих случаях лучше порекомендовать тур с сопровождением, с минимальной вероятностью возникновения неожиданностей.

8. Продолжительность тура. Например, тот, у кого в запасе только одна неделя, не сможет поехать в двухнедельную поездку.

9. Стоимость поездки.

Наши рекомендации