Обобщенная методика логистической разработки туристического маршрута
Выбор пунктов маршрута
критерием такого выбора является атрактивность объектов показа для удовлетворения цели путешествия, а также возможность обеспечить разнообразие программы пребывания в определенном населенном пункте и его транспортную доступность, оказать услуги гостеприимства. Атрактивность объекта в туристической практике определяют как совокупность эстетической ценности и объема информации о туристический ресурс. И.Ф. Карташевська предлагает использовать формулу, по которой рассчитывают атрактивность (то есть социально-экономическую ценность) туристических объектов:
где Ат.о - атрактивность (привлекательность) туристского объекта; Е - эстетическая ценность; О - объем информации; К - коэффициент атрактивності1.
Этот коэффициент определяется по формуле
W - количество дней, необходимых для анализа атрактивности; N - время, затраченное на осмотр объекта (мин); Т - время, в течение которого объект доступен для осмотра (мин).
Когда по результатам оценки уровня атрактивности туристических объектов, уровня гостеприимства и транспортной доступности определяют: пункты дислокации туристов с длительным программным обеспечением и экскурсионных пунктов.
Выбор начального и конечного пунктов маршрута
Что осуществляют по показателю, прежде всего, транспортной доступности, то есть связанности с местом постоянного проживания туристов в зоне действия туроператора.
Разработка схемы маршрута
Которая зависит от выбранной формы маршрута. Выбор пунктов маршрута согласовывают с программой тура согласно вида туризма, сроков путешествия, класса обслуживания. Выбор схемы маршрута значительно зависит от транспортной системы с учетом таких ее характеристик, как: конфигурация транспортной сети; ее густота; техническое состояние транспортных путей, уровень развития отдельных видов транспорта; надежности и безопасности транспортных операций. Самый распространенный вариант в процессе составления схемы маршрута, когда за ограниченный срок при необходимости минимизации затрат времени на перемещения между основными пунктами маршрута необходимо обеспечить максимально возможную информативность путешествия, то есть охватить как можно больше объектов осмотра с целью достижения познавательной темы тура. Такой вариант называется "Задача коммивояжера", ее сущность заключается в определении кольцевого маршрута, который начинается в первой точке маршрута, проходит лишь один раз через главные пункты маршрута и заканчивается в исходном пункте. Количество возможных вариантов кольцевых маршрутов, даже небольшого количества их пунктов, является очень значительной. Например, для десяти пунктов можно сформировать 362 880 вариантов маршрутов. Такая задача не решается путем переборки всего множества возможных маршрутов, а аналитического метода решения этой проблемы в настоящее время еще не нашли. Поэтому на практике для определения оптимального кольцевого маршрута используют метод короткой соединительной сети. Это сеть дорог, соединяющая несколько пунктов и имеет наименьшую длину, ее строят следующим образом:
а) выбирают две точки с наименьшим расстоянием между ними;
б) в каждом следующем случае добавляют звено с наименьшей длиной, присоединение которой дольше выбранных звеньев не образует замкнутого контура;
в) кратчайшая сеть, объединяющая п пунктов, будет иметь п - 1 звеньев.
Если все пункты маршрута объединить в короткую соединительную сеть, на ней выбирают кольцевой маршрут. Формировать маршруты следует из пункта отдаленного от начальной точки. Потом выбирают три пункта с наибольшими суммарными расстояниями, которые включают в исходный маршрут. К нему добавляют пункт, имеющий наибольшую суммарную расстояние из тех, что остались. С целью установления очередности посещения пункта туристами стоит ставить его между каждой парой пунктов первоначального маршрута. При этом в каждом варианте вычисляют увеличение длины маршрута по формуле
где дL.м - увеличение длины маршрута (км); L2 - расстояние от первого пункта до того, что прилагается (км); L3 - расстояние от добавленного пункта до второго пункта (км); Lї - расстояние между пунктами 1 и 2. Из рассчитанных таким образом значений выбирают наименьшее. Когда получают результат - 0, расчеты прекращают, поскольку в этом случае пункт, что прилагается к маршруту, размещенный в его исходной точке. Затем к полученному добавляют маршрута следующий пункт из тех, что остались, который имеет наибольшую сумму расстояний. Так действуют до тех пор, пока в маршрут не включать все основные пункты. Преимущество такого метода заключается в выполнении простого алгоритма, что можно использовать на практике, недостаток - в работоемкости расчетов за большого количества пунктов маршрута, поскольку нужно рассмотреть много вариантов во время поиска подходящего места включения нового пункта в маршрут. Однако этот недостаток можно уменьшить, если обратиться к картосхемы расположения пунктов - объектов посещения. В таком случае не рассматривают неприемлемые варианты, а место добавления нового пункта маршрута определяются только тогда, когда возникают сомнения. Для практического применения этого метода и становление последовательности посещения пунктов - объектов осмотра на туристическом маршруте рекомендуют составить матрицу, в которой по главной диагонали расположены начальный пункт маршрута и пункты - объекты показа, а в соответствующих клетках указаны расстояния между ними. В нижней строке матрицы подано сумму расстояний, приведенных в соответствующих столбцах (табл. ).
Таблица. в Матрица расстояний между начальным пунктом туристического маршрута и пунктами - объектами показа
Оптимизация маршрута
Что заключается в учете объективных и субъективных ограничений тура. Первые определяются условиями сегментации рынка, вторые - возможностями туроператора. В частности, к ним относятся: временные ограничения (сроки поездки) и экономические (конкурентность рынка и стоимости тура).
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА
Перспективное планирование туристских маршрутов осуществляется туристско-экскурсионными предприятиями и организациями на предстоящую пятилетку и более отдаленный период на основе перспективных схем развития туризма в стране, республике, области с учетом результатов исследований и социологических опросов, проводимых с целью выявления туристских потоков, рекреационных ресурсов в регионе, потребности и спроса населения на различные виды и формы туристского отдыха и путешествий.
Текущее планирование туристских маршрутов на очередной год основывается на материалах перспективного планирования, программах обслуживания, разработанных туристскими предприятиями, и учитывает потребность и запросы турагентов и потребителей туристских путевок.
3.1 Разработка туристического маршрута
Разработка маршрутов — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев
Процесс проектирования: поиск идеи - отбор идеи - разработка продукта и его проверка - разработка стратегии маркетинга — испытание продукта в рыночных условиях
Этапы разработки туристского маршрута:
-исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;
- маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
- определение типа маршрута;
-построение трассы маршрута;
- разработка схемы безопасности на маршруте;
- разработка карты и паспорта маршрута;
- пробная обкатка маршрута;
- утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.