Контроль за соблюдением порядка, приема, регистрации и разрешения обращений граждан
Контроль устанавливается в целях соблюдения порядка рассмотрения обращений, принятия мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с ними и осуществляется руководителем ОВД и уполномоченными должностными лицами, ответственными за организацию работы с обращениями граждан.
Текущий контроль устанавливается за рассмотрением парламентских запросов, запросов и обращений депутатов (членов) органов законодательной власти всех уровней, обращений государственных органов, органов местного самоуправления, редакций СМИ, в которых указана просьба о предоставлении им ответа и других обращений по усмотрению руководства органа внутренних дел.
Текущий контроль осуществляется с использованием АИС, а также путем оперативного выяснения хода исполнения поручений по обращениям, регулярных письменных или устных напоминаний об истекших и приближающихся сроках исполнения, истребования от ответственных исполнителей объяснений причин задержки ответов с последующим докладом руководству органа внутренних дел.
На обращении, подлежащем контролю, проставляется оттиск штампа ОВД (подразделения центрального аппарата МВД), то есть субъекта контроля со словом «контроль» и указанием даты исполнения.
Обращение, поставленное на контроль, запрещается направлять на рассмотрение в подчиненные подразделения.
Рассмотрение обращения снимается с контроля, если заявителю и другим заинтересованным лицам (инициаторам запроса) дан ответ на все поставленные в обращении вопросы и приняты необходимые меры.
Плановые и внеплановые проверки осуществляются структурным подразделением ОВД, ответственным за организацию работы по рассмотрению обращений граждан, иными структурными подразделениями и уполномоченными должностными лицами. В ходе инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов изучаются:
материалы коллегий и оперативных совещаний, на которых рассматривались вопросы организации и совершенствования работы с обращениями граждан;
статистические и аналитические материалы;
должностные инструкции сотрудников, осуществляющих работу с обращениями граждан и рассмотрение их по существу, на предмет наличия таких полномочий;
знание сотрудниками требований нормативных документов, регламентирующих работу с обращениями граждан;
организация личного приема граждан;
учетные формы;
номенклатурные дела с материалами по письменным обращениям граждан на предмет соответствия полномочий должностного лица, подписавшего ответ, освещения в нем всех вопросов, поставленных автором, и соблюдения сроков рассмотрения;
Результаты проверок отражаются отдельной справкой.
В случае выявления нарушений проверяющий указывает в справке на необходимость проведения служебной проверки, по результатам которой виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль со стороны: руководителя ОВД должен быть постоянным, всесторонним и объективным; контроль со стороны граждан осуществляется путем запроса информации.
Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях. При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику территориального органа МВД России:
о количестве поступивших в течение суток заявлений (сообщений) о противоправных деяниях;
о количестве заявлений, зарегистрированных в КУСП и не полученных соответствующими сотрудниками органов внутренних дел на момент сдачи дежурства;
о сотрудниках, проводящих проверку поступивших заявлений (сообщений), срок разрешения которых истек в течение дежурных суток, и не доложивших в дежурную часть территориального органа о ее результатах;
о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях.
Начальник территориального органа МВД России: несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) осуществляет ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения заявлений, а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись на рапорте в книге приема и сдачи дежурства.
Для проведения сверок полноты регистрации заявлений (сообщений) в территориальном органе МВД России создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника территориального органа МВД России. Председателем комиссии назначается один из заместителей начальника территориального органа МВД России. Включение в состав комиссии начальника штаба, сотрудника отдела анализа, планирования и контроля, а также представителей органа предварительного следствия и дознания обязательно.
В соответствии с установленной начальником территориального органа МВД России периодичностью, но не реже одного раза в квартал, комиссия проверяет полноту регистрации в КУСП и результаты разрешения поступивших заявлений (сообщений), а также проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП, и сведений, полученных из других источников информации, включая корешки талонов-уведомлений. Комиссия заслушивает сотрудников ОВД, допустивших нарушение порядка и сроков приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений), а также их непосредственных руководителей. По результатам заслушивания вносит предложения начальнику территориального органа МВД России о привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности, а также об устранении причин и условий, способствующих их совершению. По результатам заслушивания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии.
Члены комиссии проводят выборочные сверки с журналом учета письменных обращений граждан, журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и другими журналами.
Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных заявлений (сообщений) направляет запросы на предприятия, в организации, военные комиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии.
В целях обеспечения контроля полноты регистрации сообщений, поступивших по телефону, в дежурных частях территориальных органов производится их запись программно-техническими средствами регистрации информации. Председатель комиссии или по его поручению один из членов комиссии ежедневно прослушивает зафиксированные сообщения и проверяет полноту и правильность их регистрации в КУСП.
Полученные результаты оформляются актом (в единственном экземпляре) сверки полноты приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений), который подшивается в дело.
В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) начальник территориального органа МВД России принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания должны систематически обобщаться и анализироваться в целях выявления причин и условий нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органа внутренних дел, принятия мер по устранению причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы. Мероприятия по анализу состояния работы с обращениями граждан должны осуществляться на плановой основе. Состояние работы с обращениями граждан должно систематически рассматриваться на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях при руководителе органа внутренних дел с заслушиванием руководителей структурных подразделений.