Контроль за соблюдением порядка, приема, регистрации и разрешения обращений граждан

Контроль устанавливается в целях соблюдения порядка рассмотре­ния обращений, принятия мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и ре­зультатов работы с ними и осуществляется руководителем ОВД и уполномоченными должностными лицами, ответственными за ор­ганизацию работы с обращениями граждан.

Текущий контроль устанавливается за рассмотрением парламент­ских запросов, запросов и обращений депутатов (членов) органов законодательной власти всех уровней, обращений государственных органов, органов местного самоуправления, редакций СМИ, в кото­рых указана просьба о предоставлении им ответа и других обраще­ний по усмотрению руководства органа внутренних дел.

Текущий контроль осуществляется с использованием АИС, а также путем оперативного выяснения хода исполнения поручений по обращениям, регулярных письменных или устных напоминаний об истекших и приближающихся сроках исполнения, истребования от ответственных исполнителей объяснений причин задержки отве­тов с последующим докладом руководству органа внутренних дел.

На обращении, подлежащем контролю, проставляется оттиск штампа ОВД (подразделения центрального аппарата МВД), то есть субъекта контроля со словом «контроль» и указанием даты исполнения.

Обращение, поставленное на контроль, запрещается направлять на рассмотрение в подчиненные подразделения.

Рассмотрение обращения снимается с контроля, если заявителю и другим заинтересованным лицам (инициаторам запроса) дан от­вет на все поставленные в обращении вопросы и приняты необхо­димые меры.

Плановые и внеплановые проверки осуществляются структурным подразделением ОВД, ответственным за организацию работы по рас­смотрению обращений граждан, иными структурными подразделе­ниями и уполномоченными должностными лицами. В ходе инспектирования, контрольных проверок и целевых вы­ездов изучаются:

материалы коллегий и оперативных совещаний, на которых рас­сматривались вопросы организации и совершенствования работы с обращениями граждан;

статистические и аналитические материалы;

должностные инструкции сотрудников, осуществляющих работу с обращениями граждан и рассмотрение их по существу, на предмет наличия таких полномочий;

знание сотрудниками требований нормативных документов, рег­ламентирующих работу с обращениями граждан;

организация личного приема граждан;

учетные формы;

номенклатурные дела с материалами по письменным обращени­ям граждан на предмет соответствия полномочий должностного лица, подписавшего ответ, освещения в нем всех вопросов, по­ставленных автором, и соблюдения сроков рассмотрения;

Результаты проверок отражаются отдельной справкой.

В случае выявления нарушений проверяющий указывает в справке на необходимость проведения служебной проверки, по результатам которой виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль со стороны: руководителя ОВД должен быть по­стоянным, всесторонним и объективным; контроль со стороны гра­ждан осуществляется путем запроса информации.

Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях. При приеме-сдаче дежурства оператив­ный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику тер­риториального органа МВД России:

о количестве поступивших в течение суток заявлений (сообще­ний) о противоправных деяниях;

о количестве заявлений, зарегистрированных в КУСП и не по­лученных соответствующими сотрудниками органов внутренних дел на момент сдачи дежурства;

о сотрудниках, проводящих проверку поступивших заявлений (сообщений), срок разрешения которых истек в течение дежур­ных суток, и не доложивших в дежурную часть территориально­го органа о ее результатах;

о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях.

Начальник территориального органа МВД России: несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) осуществляет ежедневный контроль за соблюдением сроков раз­решения заявлений, а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись на рапорте в книге приема и сдачи дежурства.

Для проведения сверок полноты регистрации заявлений (сооб­щений) в территориальном органе МВД России создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника территориально­го органа МВД России. Председателем комиссии назначается один из заместителей начальника территориального органа МВД России. Включение в состав комиссии начальника штаба, сотрудника отде­ла анализа, планирования и контроля, а также представителей ор­гана предварительного следствия и дознания обязательно.

В соответствии с установленной начальником территориального органа МВД России периодичностью, но не реже одного раза в квартал, комиссия проверяет полноту регистрации в КУСП и ре­зультаты разрешения поступивших заявлений (сообщений), а также проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП, и сведений, по­лученных из других источников информации, включая корешки талонов-уведомлений. Комиссия заслушивает сотрудников ОВД, допустивших нарушение порядка и сроков приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений), а также их непосредственных руководителей. По результатам заслушивания вносит предложения начальнику территориального органа МВД России о привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности, а также об устранении причин и условий, способствующих их совершению. По результатам заслушивания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии.

Члены комиссии проводят выборочные сверки с журналом уче­та письменных обращений граждан, журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголов­ного дела и другими журналами.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрирован­ных заявлений (сообщений) направляет запросы на предприятия, в организации, военные комиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии.

В целях обеспечения контроля полноты регистрации сообще­ний, поступивших по телефону, в дежурных частях территориаль­ных органов производится их запись программно-техническими средствами регистрации информации. Председатель комиссии или по его поручению один из членов комиссии ежедневно прослушивает зафиксированные сообщения и проверяет полноту и правильность их регистрации в КУСП.

Полученные результаты оформляются актом (в единственном экземпляре) сверки полноты приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений), который подшивается в дело.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) началь­ник территориального органа МВД России принимает безотлага­тельные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Письменные и устные обращения граждан, а также содержа­щиеся в них критические замечания должны систематически обоб­щаться и анализироваться в целях выявления причин и условий нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изуче­ния общественного мнения, совершенствования работы органа внутренних дел, принятия мер по устранению причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы. Мероприятия по анализу состояния работы с обращениями граждан должны осуществляться на плановой основе. Состояние работы с обращениями граждан должно системати­чески рассматриваться на заседаниях коллегий, оперативных сове­щаниях при руководителе органа внутренних дел с заслушиванием руководителей структурных подразделений.

Наши рекомендации