Состояния автомобилей в процессе эксплуатации

Изменение технического состояния обусловлено работой уз­лов и механизмов, случайными процессами, а также воздействиями внешних условий работы и хранения автомобилей.

Основными причинами являются:

1. Изнашивание -40%;

2. Пластическая деформация -76%;

3. Усталостное разрушение - 18%;

4. физико-химические изменения материала - 12;
5. прочие -4%.

100%

Изнашивание:

Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхностей, смаз­ки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей и теплового режима работы сопряжения.

Исходя из этого, ИЗНАШИВАНИЕ - это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали и накопления ее оста­точной, деформации при трении.

В результате изменяется размеры и формы деталей.

Результат изнашивания, определяемый в мкм/ км называется ИЗНОСОМ.

ВИДЫ ИЗНАШИВАНИЯ

1. Абразивное - является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Такие частицы; попадая извне в виде пыли и песка между трущимися деталями или в смазочные материалы открытых узлов трения резко увеличивают их износ. В ряде механизмов, например КШМ, в качестве абразивных частиц выступают сами продукты из­нашивания, отделившиеся от трущихся деталей.

2 Эррозионное - происходит в результате воздействия по­
тока жидкости или газа.

Например, рабочие поверхности тарелок выпускных клапанов двигателя, жиклеры карбюратора

3. Усталостное - состоит в том, что поверхностный слой
материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается, обнажая лежащий под ним менее прочный материал.

Пример: беговые дорожки подшипников, зубья шестерен и т.д.

4. Изнашивание при заедании - происходит в результате схватывания, глубинного вырывания .материала, переноса его содной на другую поверхность (возникают неровности). Оно приво­дит к задирам, заклиниванию и разрушению механизмов.

5. Окисление - происходит в результате сочетания механи­ческого изнашивания и агрессивного воздействия среды.

Т.е. на поверхности трения образуются непрочные пленки окислов, которые снимаются при механическом трении, а обнажаю­щиеся поверхности опять окисляются. Это наблюдается в ЦПГ, тормозной системе с гидроприводом и др.

6. Изнашивание при фретинге - механическое, изнашиваниесоприкасающихся деталей при малых колебательных движениях.
Если при этом агрессивно воздействует среда, то происходит из­нашивание при фретинг- коррозии.

Пример: места контакта вкладыша шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.

7. Электроэррозионное изнашивание - эрозионное изнашивание при прохождении электрического тока.

Пример: электроды свечей зажигания.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ И РАЗРУШЕНИЯ

Эти повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести и.ли прочности материалов.

Является следствием либо неверных расчётов при проектиро­вании, либо нарушениями правил эксплуатации

( перегрузки,- ДТП и т.д.).

УСТАЛОСТНОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающий предел

выносливости материала.

Механизм: Происходит постепенное накопление и рост усталостных трещин

и при определенном числе циклов нагружения происходит усталостное

разрушение. Как правило, оно наблюдается в экстремальных условиях

эксплуатации у рессор, полуосей и рамы (длительные перегрузки, перепады

температуры).

КОРРОЗИЯ

Происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению (ржавлению) металла.

Основными активными агентами внешней среды являются:

1. Соль, которой посыпают дороги зимой;

2. Кислоты, содержащиеся в воде и почве;

3. Компоненты, входящие в состав отработавших газов;

Коррозия в основном поражает детали кузова, кабины и рамы. Для деталей кузова коррозия сопровождается абразивным из­нашиванием под действием песка, гравия и т. л.

Коррозия способствует усталостному изнашиванию, т. к. создает на поверхности места концентрации напряжения в виде коррозионных язв. Например: места сварки, крепления кронштейнов рессор, крылья, пороги.

СТАРЕНИЕ

Резинотехнические изделия - под действием окисления, тер­мического воздействия, хими­ческого воздействия масла, топлива и жидкостей, солнеч­ной радиации и влажности.

Смазочные материалы и жидкости - в результате накопления в них продуктов износе, изменения вязкости и потери свойств при­садок.

Наши рекомендации