Состояния автомобилей в процессе эксплуатации
Изменение технического состояния обусловлено работой узлов и механизмов, случайными процессами, а также воздействиями внешних условий работы и хранения автомобилей.
Основными причинами являются:
1. Изнашивание -40%;
2. Пластическая деформация -76%;
3. Усталостное разрушение - 18%;
4. физико-химические изменения материала - 12;
5. прочие -4%.
100%
Изнашивание:
Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхностей, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей и теплового режима работы сопряжения.
Исходя из этого, ИЗНАШИВАНИЕ - это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали и накопления ее остаточной, деформации при трении.
В результате изменяется размеры и формы деталей.
Результат изнашивания, определяемый в мкм/ км называется ИЗНОСОМ.
ВИДЫ ИЗНАШИВАНИЯ
1. Абразивное - является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Такие частицы; попадая извне в виде пыли и песка между трущимися деталями или в смазочные материалы открытых узлов трения резко увеличивают их износ. В ряде механизмов, например КШМ, в качестве абразивных частиц выступают сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.
2 Эррозионное - происходит в результате воздействия по
тока жидкости или газа.
Например, рабочие поверхности тарелок выпускных клапанов двигателя, жиклеры карбюратора
3. Усталостное - состоит в том, что поверхностный слой
материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается, обнажая лежащий под ним менее прочный материал.
Пример: беговые дорожки подшипников, зубья шестерен и т.д.
4. Изнашивание при заедании - происходит в результате схватывания, глубинного вырывания .материала, переноса его содной на другую поверхность (возникают неровности). Оно приводит к задирам, заклиниванию и разрушению механизмов.
5. Окисление - происходит в результате сочетания механического изнашивания и агрессивного воздействия среды.
Т.е. на поверхности трения образуются непрочные пленки окислов, которые снимаются при механическом трении, а обнажающиеся поверхности опять окисляются. Это наблюдается в ЦПГ, тормозной системе с гидроприводом и др.
6. Изнашивание при фретинге - механическое, изнашиваниесоприкасающихся деталей при малых колебательных движениях.
Если при этом агрессивно воздействует среда, то происходит изнашивание при фретинг- коррозии.
Пример: места контакта вкладыша шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.
7. Электроэррозионное изнашивание - эрозионное изнашивание при прохождении электрического тока.
Пример: электроды свечей зажигания.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ И РАЗРУШЕНИЯ
Эти повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести и.ли прочности материалов.
Является следствием либо неверных расчётов при проектировании, либо нарушениями правил эксплуатации
( перегрузки,- ДТП и т.д.).
УСТАЛОСТНОЕ РАЗРУШЕНИЕ
Возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающий предел
выносливости материала.
Механизм: Происходит постепенное накопление и рост усталостных трещин
и при определенном числе циклов нагружения происходит усталостное
разрушение. Как правило, оно наблюдается в экстремальных условиях
эксплуатации у рессор, полуосей и рамы (длительные перегрузки, перепады
температуры).
КОРРОЗИЯ
Происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению (ржавлению) металла.
Основными активными агентами внешней среды являются:
1. Соль, которой посыпают дороги зимой;
2. Кислоты, содержащиеся в воде и почве;
3. Компоненты, входящие в состав отработавших газов;
Коррозия в основном поражает детали кузова, кабины и рамы. Для деталей кузова коррозия сопровождается абразивным изнашиванием под действием песка, гравия и т. л.
Коррозия способствует усталостному изнашиванию, т. к. создает на поверхности места концентрации напряжения в виде коррозионных язв. Например: места сварки, крепления кронштейнов рессор, крылья, пороги.
СТАРЕНИЕ
Резинотехнические изделия - под действием окисления, термического воздействия, химического воздействия масла, топлива и жидкостей, солнечной радиации и влажности.
Смазочные материалы и жидкости - в результате накопления в них продуктов износе, изменения вязкости и потери свойств присадок.