Индивидуальные подогреватели. Классификация.
Электрообогрев.
Способ организации безгаражного хранения с электрообогревом достаточно эффективен и позволяет осуществлять регулирование количества подаваемого к автомобилям тепла в широких пределах. При групповом обогреве автомобилей электроэнергию от трансформаторной подстанции используют для нагрева охлаждающей жидкости и масла в двигателе. Для преобразования электроэнергии в тепло используют нагревательные элементы, которые делятся на две группы: с твёрдым проводником и жидкостные. Электрообогреватели могут применяться как для подогрева, так и для разогрева двигателей. Нагреватели с твёрдым проводником. В качестве твёрдых проводников используют сплавы: нихром, фехраль, кантал, хромаль. Лучшим из них является нихром, имеющий при высокой температуре достаточно большое удельное сопротивление, мало зависящее от изменения температуры, и малый температурный коэффициент линейного расширения. Применяются электронагреватели с открытой и закрытой спиралью. У закрытого нагревателя спираль помещена в тонкостенную трубку, заполненную изолирующим материалом. Такие нагреватели могут использоваться для нагрева масла и воды (антифриза). При нагреве воды (антифриза) трубка с нагревателем устанавливается в нижней части системы охлаждения. В результате нагрева жидкости в системе охлаждения возникает термосифонная циркуляция и тепло распределяется по массе двигателя. Хорошо зарекомендовали себя цилиндрические электронагреватели, у которых спираль монтируется внутри патрубка системы охлаждения. На автотранспортных предприятиях Западно-Сибирского территориального транспортного управления разработан электронагревательный элемент с оребрением, который имеет большую поверхность теплоотдачи, что обеспечивает ускоренный прогрев масла в двигателе. Ещё один пример электронагревательного элемента с твёрдым проводником – гибкие ленты. Основа этих лент – ткань из теплостойких стеклонитей, в которую заложены нихромовые жилы. Поверх стеклопроволочной ленты надета герметичная оболочка из кремнеорганической резины. В зависимости от схем соединения нагревательных жил и подключения их к токонесущим проводам получают нагреватели разной удельной мощности. Такие ленты могут применяться не только для обогрева двигателя, но и для заднего моста, аккумулятора и т. д. Эффективным средством нагрева АКБ является её ускоренная импульсная зарядка с использованием одного или двух полупериодов переменного тока определённой импульсивной формы. Во время зарядки АКБ импульсивным током количество выделяемой теплоты значительно превосходит значение, допускаемое при зарядке постоянным током. Жидкостные электронагреватели. Роль проводника в жидкостных нагревательных элементах играет вода или антифриз. Нагревательный элемент представляет собой две концентрично расположенные изолированные трубки, в зазор между которыми поступает электролит (вода, антифриз). Подогреваемые автомобили заземляют, трубки соединяют с электрической сетью. При прохождении тока через жидкость выделяется тепло, жидкость нагревается и в системе начинается циркуляция. Жидкостный электронагреватель позволяет автоматически поддерживать температуру жидкости в системе охлаждения двигателя в заданных пределах без отключения от электросети. При подключении подогревателя к электросети охлаждающая жидкость в пространстве между трубками нагревается и закипает. Образовавшийся пар собирается в верхней части межэлементного пространства, вытесняет нагретую жидкость через калиброванное отверстие в результате чего межэлементное пространство снова заполняется охлаждающей жидкостью. По мере стабилизации температуры (80 – 900С) в пространство между электродами поступает горячая жидкость. При небольших затратах энергии начинается интенсивное парообразование. В результате большая часть межэлементного пространства заполняется паром, что соответствуетменьшей мощности нагревателя. Если температура жидкости снижается, она вытесняет пар и заполняет пространство. Это соответствует работе нагревателя на полной мощности. Таким образом, мощность нагревателя зависит от температуры жидкости. Её изменение влияет и на площадь контакта жидкости с электродами. Во всех случаях применения предпускового электрообогрева должны предусматриваться меры по защите людей от поражения током. Основные достоинства электроолбогрева: Высокий К.П.Д.; Возможность автоматизации процесса обогрева и его контроля; Высокая экологичность и гигиеничность; Основные недостатки: Опасность поражения током; Необходимость дооборудования автомобиля.
Воздухообогрев
Воздухообогрев – один из наиболее распространённых способов безгаражного хранения автомобилей. Для получения горячего воздуха и подачи его к автомобилям площадки хранения оборудуются специальными установками. Составными частями таких установок являются: устройство для прогрева и подачи воздуха (калориферный агрегат), воздуховоды, соединительные рукава для подвода воздуха к агрегатам автомобиля, система контроля и сигнализации.
Калориферный агрегат - это водовоздушный, паровоздушный или огневой теплообменник. Составными частями калориферного агрегата являются калориферы и вентиляторы. Калориферы в установке могут быть соединены различными способами. В качестве устройств для подогрева и подачи воздуха могут быть использованы калориферы, имеющие весьма большие различия по конструкции и принципу действия. Так, при применении водовоздушных калориферов используют горячую воду от ТЭЦ, от водогрейных котлов. Паровоздушные калориферы применяют тогда, когда возможно использование пара от паросиловой сети или котла с соответствующими параметрами. Широкое распространение получили огневые калориферы двух типов. Теплообменники первого типа обеспечивают подачу чистого воздуха и имеют два изолированных канала – для чистого воздуха и для продуктов сгорания. Теплообменники второго типа обеспечивают подачу смеси атмосферного воздуха с продуктами сгорания. Их конструкция проще, необходимая мощность вентилятора меньше, так как сопротивление подаче воздуха в этом случае меньше. К ним относят топки прямого действия или теплогенераторы, например ТГ – 150. Однако применение калориферов этого типа приводит к загрязнению воздуховодов, радиатора и двигателя автомобиля (частично этот недостаток можно устранить переводом топки калорифера на газ). Эффективность использования тепла при воздухообогреве может быть существенно повышена путём организации рециркуляционного обогрева, т. е. такого обогрева, при котором воздух, поступающий к автомобилю, не рассеивается, а возвращается обратно в калориферный агрегат. Для нагрева воздуха автомобилей могут использоваться отработавшие газы котельной. Основные преимущества воздухооборгева: Полная безопасность теплоносителя (воздуха); Широкий выбор источников тепла; Возможность обогрева двигателей как с жидкостной, так и с воздушной системой охлаждения; Комплексность тепловой подготовки двигателя; Возможность обогрева при отсутствии в системе охлаждения двигателя охлаждающей жидкости; Отсутствие необходимости дооборудования автомобиля. Основной недостаток – относительно низкое использование тепла.
14. Особенности безгаражного хранения а/м при низких Т.
К особенностям безгаражного хранения, а/м при низких Т относится: Затруднение пуска двигателей. Затруднение пуска двигателей возникает из-за сложности создания пусковой частоты вращения коленчатого вала, ухудшения условий смесеобразования и воспламенения смеси. Величина минимальной частоты вращения сильно зависит от температуры окружающего воздуха и изменений в распределении положительных и отрицательных потоков энергии при пуске. Значительную роль в затруднении пуска двигателя играет ухудшение условий смесеобразования и воспламенения рабочей смеси. Можно выделить пять таких факторов: температуру всасываемого воздуха, температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, температуру электролита, температуру топлива. Снижение температуры всасываемого воздуха приводит к снижению температуры стенок цилиндров и температуры воздуха в конце такта сжатия. Снижение температуры электролита в значительной мере снижает энергетические возможности АКБ, а следовательно, уменьшает скорость проворачивания коленчатого вала и ухудшает воспламенение топлива. При холодном пуске топливо хуже испаряется, т. к. испарение – процесс эндотермический, проходящий с поглощением теплоты. Высокая вязкость дизельного топлива при низких температурах ухудшает его распыливание. Кроме увеличения вязкости охлаждение топлива приводит к перебоям и нестабильности в работе двигателя. Факторы, влияющие на воспламенение и сгорание рабочей смеси при низких температурах, могут быть разделены на поддающиеся управлению в процессе эксплуатации и конструктивные, управление которыми и эксплуатации невозможно. Эксплуатация автомобиля в условиях низких температур сопряжена с увеличением расхода топлива. Увеличение расхода объясняется: повышением сопротивления в агрегатах трансмиссии из-за загустевания смазки; неполнотой сгорания, связанной с ухудшением испарения и распыления топлива; необходимостью дополнительных затрат топлива на прогревы двигателя; более длительной работой двигателя на пониженных и неустановившихся режимах; увеличением сопротивления качению колёс при движении по зимней дороге. Особенно значителен расход топлива при прогреве двигателя, агрегатов трансмиссии и шин после длительной стоянки на открытой площадке при низкой температуре воздуха. На прогрев шин и агрегатов также требуется дополнительный расход топлива. Основная доля дополнительно расходуемого топлива приходится на первые 10—15 минут движения. Затруднение обслуживания автомобилей. Эффективность работы водителя в значительной степени зависит от условий на рабочем месте. К числу этих условий относятся основные составляющие микроклимата рабочей зоны: температура, влажность и подвижность воздуха. Температурные условия наиболее неблагоприятны зимой при хранении автомобиля на открытых стоянках. В этих условиях на практике возникает необходимость выполнять пусковые работы в сложных условиях. Способ тепловой подготовки должен обеспечивать не только выпуск автомобиля на линию, но и приемлемые условия работы персонала. При использовании некоторых способов тепловой подготовки возможны ожоги, обмораживание рук, ног, лица. Если в качестве теплоносителя используется вода или пар, от неизбежные их потери приводят к образованию наледей, которые затрудняют подход к автомобилю и могут быть причиной травм. При обогреве автомобилей газовоздушной смесью возможны отравления персонала канцерогенными компонентами. При очень низких температурах и размещении автомобилей на открытых стоянках из-за невозможности выполнения полного объёма работ по ТО и ремонту могут быть пропущены мелкие неисправности, которые способствуют снижению надёжности автомобиля.
6. Индивидуальные средства и способы безгаражного хранения автомобилей.
К индивидуальным средствам относятся: утеплители, подогреватели, средства холодного пуска.
При организации безгаражного хранения необходимо не только обеспечивать доведение теплового состояния до необходимого уровня, но и предотвращать тепловые потери, возникающие в процессе обогрева. Эффективный способ снижения потерь тепла – утеплительные чехлы и др. приспособления, которые выполняют две задачи: обеспечивают регулирование и поддержание необходимой температуры агрегата при движении автомобиля в различных условиях; уменьшают потери тепла в окружающую среду во время безгаражного хранения. В практике эксплуатации автомобилей при низких температурах применяют утеплители различных типов и конструкций. Чехлы для двигателя могут изготавливаться из дерматина или пенопласта. Дерматиновый чехол может быть усилен плотной тканью (тонким брезентом, парусиной) и слоем ваты. В северных районах для предотвращения повышения вязкости масла в двигателе применяют утеплительные чехлы для масляных фильтров. Маслопроводы и наружные патрубки системы охлаждения утепляют теплоизоляционным материалом. Масляные и топливные фильтры при низких температурах утепляют парусиновыми или ватными чехлами. При постоянном использовании фильтров в условиях Севера целесообразно их корпус утеплять кожухом из листового железа.
Для предотвращения загустевания топлива в топливных баках дизелей необходимо утеплять баки путём их обёртывания листовым асбестом или обмазывания теплоизоляционной обмазкой или устанавливать устройство для обогрева баков отработавшими газами. При эксплуатации автомобиля в условиях низких температур важно также уделить внимание утеплению АКБ для поддержания в норме плотности электролита. В конструкции автомобилей в северном исполнении применяют устройства для утепления кабины водителя. В ней устанавливают обогреватели, применяют двойное остекление, щели кабины уплотняют, а на лобовые стёкла устанавливают рамочные обогреватели. Пол кабины утепляется войлочной или поролоновой прокладкой, поверх которой укладываются резиновые коврики, а внутренние стенки кабины утепляют чехлом из брезента, парусины, ватина или ваты. Подогреватели - (электробогрев, воздухобогрев, газовый обогрев) режим использования теплоты (подогрев, разогрев); теплоноситель (вода, газ, масло); состояние системы (порожняя, заполненная) Безгаражное хранение автомобилей в зимний период сопряжено с температурными отказами. Поэтому при таком способе предусматриваются специальные меры для предотвращения потери работоспособности автомобилей. Под способами безгаражного хранения понимается комплекс технических и организационных мероприятий, направленных прежде всего на обеспечение надёжного пуска двигателя и обеспечения выхода автомобилей на линию. К средствам безгаражного хранения относятся оборудование, устройства, приспособления и материалы, позволяющие применять тот или иной способ хранения. Способы хранения могут быть групповыми и индивидуальными. В большинстве случаев применение того или иного способа связано с тепловой подготовкой автомобиля.
Тепловая подготовка (обогрев) – это процесс передачи тепловой энергии от теплоносителя к агрегатам, узлам и системам автомобиля для достижения (или поддержания) их необходимого температурного состояния. Необходимое температурное состояние агрегата оценивается по граничной температуре, т. е. по такому уровню средней температуры агрегата, который позволяет использовать этот агрегат и обеспечивает дальнейшую работу на линии без существенных потерь (например, для двигателя – минимальная температура пуска). Обогрев автомобиля (агрегата) – обобщающий термин, не раскрывающий способа тепловой подготовки, но указывающий на факт подачи тепла от внешнего источника, осуществляемый с помощью подогрева или разогрева автомобиля (агрегата). Подогрев - это тепловая подготовка, которая начинается сразу после возвращения автомобиля с линии и продолжается до момента очередного выхода. Разогрев – это тепловая подготовка, начинающаяся за время, меньшее продолжительности стоянки автомобиля между двумя сменами – до начала такой подготовки автомобиль может остыть до температуры окружающего воздуха. В отличие от тепловой подготовки средства «холодного» пуска двигателя обеспечивают успешный запуск не за счёт повышения теплового состояния, а за счёт снижения критической температуры воздуха благодаря использованию легковоспламеняющихся пусковых жидкостей, маловязких моторных масел и др. Организация хранения подвижного состава и достижение его необходимого технического состояния осуществляется с помощью комплекса мероприятий, связанных с проведением подготовки автомобиля к работе зимой.
Электрообогрев.
Способ организации безгаражного хранения с электрообогревом достаточно эффективен и позволяет осуществлять регулирование количества подаваемого к автомобилям тепла в широких пределах. При групповом обогреве автомобилей электроэнергию от трансформаторной подстанции используют для нагрева охлаждающей жидкости и масла в двигателе. Для преобразования электроэнергии в тепло используют нагревательные элементы, которые делятся на две группы: с твёрдым проводником и жидкостные. Электрообогреватели могут применяться как для подогрева, так и для разогрева двигателей. Нагреватели с твёрдым проводником. В качестве твёрдых проводников используют сплавы: нихром, фехраль, кантал, хромаль. Лучшим из них является нихром, имеющий при высокой температуре достаточно большое удельное сопротивление, мало зависящее от изменения температуры, и малый температурный коэффициент линейного расширения. Применяются электронагреватели с открытой и закрытой спиралью. У закрытого нагревателя спираль помещена в тонкостенную трубку, заполненную изолирующим материалом. Такие нагреватели могут использоваться для нагрева масла и воды (антифриза). При нагреве воды (антифриза) трубка с нагревателем устанавливается в нижней части системы охлаждения. В результате нагрева жидкости в системе охлаждения возникает термосифонная циркуляция и тепло распределяется по массе двигателя. Хорошо зарекомендовали себя цилиндрические электронагреватели, у которых спираль монтируется внутри патрубка системы охлаждения. На автотранспортных предприятиях Западно-Сибирского территориального транспортного управления разработан электронагревательный элемент с оребрением, который имеет большую поверхность теплоотдачи, что обеспечивает ускоренный прогрев масла в двигателе. Ещё один пример электронагревательного элемента с твёрдым проводником – гибкие ленты. Основа этих лент – ткань из теплостойких стеклонитей, в которую заложены нихромовые жилы. Поверх стеклопроволочной ленты надета герметичная оболочка из кремнеорганической резины. В зависимости от схем соединения нагревательных жил и подключения их к токонесущим проводам получают нагреватели разной удельной мощности. Такие ленты могут применяться не только для обогрева двигателя, но и для заднего моста, аккумулятора и т. д. Эффективным средством нагрева АКБ является её ускоренная импульсная зарядка с использованием одного или двух полупериодов переменного тока определённой импульсивной формы. Во время зарядки АКБ импульсивным током количество выделяемой теплоты значительно превосходит значение, допускаемое при зарядке постоянным током. Жидкостные электронагреватели. Роль проводника в жидкостных нагревательных элементах играет вода или антифриз. Нагревательный элемент представляет собой две концентрично расположенные изолированные трубки, в зазор между которыми поступает электролит (вода, антифриз). Подогреваемые автомобили заземляют, трубки соединяют с электрической сетью. При прохождении тока через жидкость выделяется тепло, жидкость нагревается и в системе начинается циркуляция. Жидкостный электронагреватель позволяет автоматически поддерживать температуру жидкости в системе охлаждения двигателя в заданных пределах без отключения от электросети. При подключении подогревателя к электросети охлаждающая жидкость в пространстве между трубками нагревается и закипает. Образовавшийся пар собирается в верхней части межэлементного пространства, вытесняет нагретую жидкость через калиброванное отверстие в результате чего межэлементное пространство снова заполняется охлаждающей жидкостью. По мере стабилизации температуры (80 – 900С) в пространство между электродами поступает горячая жидкость. При небольших затратах энергии начинается интенсивное парообразование. В результате большая часть межэлементного пространства заполняется паром, что соответствуетменьшей мощности нагревателя. Если температура жидкости снижается, она вытесняет пар и заполняет пространство. Это соответствует работе нагревателя на полной мощности. Таким образом, мощность нагревателя зависит от температуры жидкости. Её изменение влияет и на площадь контакта жидкости с электродами. Во всех случаях применения предпускового электрообогрева должны предусматриваться меры по защите людей от поражения током. Основные достоинства электроолбогрева: Высокий К.П.Д.; Возможность автоматизации процесса обогрева и его контроля; Высокая экологичность и гигиеничность; Основные недостатки: Опасность поражения током; Необходимость дооборудования автомобиля.
Воздухообогрев
Воздухообогрев – один из наиболее распространённых способов безгаражного хранения автомобилей. Для получения горячего воздуха и подачи его к автомобилям площадки хранения оборудуются специальными установками. Составными частями таких установок являются: устройство для прогрева и подачи воздуха (калориферный агрегат), воздуховоды, соединительные рукава для подвода воздуха к агрегатам автомобиля, система контроля и сигнализации.
Калориферный агрегат - это водовоздушный, паровоздушный или огневой теплообменник. Составными частями калориферного агрегата являются калориферы и вентиляторы. Калориферы в установке могут быть соединены различными способами. В качестве устройств для подогрева и подачи воздуха могут быть использованы калориферы, имеющие весьма большие различия по конструкции и принципу действия. Так, при применении водовоздушных калориферов используют горячую воду от ТЭЦ, от водогрейных котлов. Паровоздушные калориферы применяют тогда, когда возможно использование пара от паросиловой сети или котла с соответствующими параметрами. Широкое распространение получили огневые калориферы двух типов. Теплообменники первого типа обеспечивают подачу чистого воздуха и имеют два изолированных канала – для чистого воздуха и для продуктов сгорания. Теплообменники второго типа обеспечивают подачу смеси атмосферного воздуха с продуктами сгорания. Их конструкция проще, необходимая мощность вентилятора меньше, так как сопротивление подаче воздуха в этом случае меньше. К ним относят топки прямого действия или теплогенераторы, например ТГ – 150. Однако применение калориферов этого типа приводит к загрязнению воздуховодов, радиатора и двигателя автомобиля (частично этот недостаток можно устранить переводом топки калорифера на газ). Эффективность использования тепла при воздухообогреве может быть существенно повышена путём организации рециркуляционного обогрева, т. е. такого обогрева, при котором воздух, поступающий к автомобилю, не рассеивается, а возвращается обратно в калориферный агрегат. Для нагрева воздуха автомобилей могут использоваться отработавшие газы котельной. Основные преимущества воздухооборгева: Полная безопасность теплоносителя (воздуха); Широкий выбор источников тепла; Возможность обогрева двигателей как с жидкостной, так и с воздушной системой охлаждения; Комплексность тепловой подготовки двигателя; Возможность обогрева при отсутствии в системе охлаждения двигателя охлаждающей жидкости; Отсутствие необходимости дооборудования автомобиля. Основной недостаток – относительно низкое использование тепла.
14. Особенности безгаражного хранения а/м при низких Т.
К особенностям безгаражного хранения, а/м при низких Т относится: Затруднение пуска двигателей. Затруднение пуска двигателей возникает из-за сложности создания пусковой частоты вращения коленчатого вала, ухудшения условий смесеобразования и воспламенения смеси. Величина минимальной частоты вращения сильно зависит от температуры окружающего воздуха и изменений в распределении положительных и отрицательных потоков энергии при пуске. Значительную роль в затруднении пуска двигателя играет ухудшение условий смесеобразования и воспламенения рабочей смеси. Можно выделить пять таких факторов: температуру всасываемого воздуха, температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, температуру электролита, температуру топлива. Снижение температуры всасываемого воздуха приводит к снижению температуры стенок цилиндров и температуры воздуха в конце такта сжатия. Снижение температуры электролита в значительной мере снижает энергетические возможности АКБ, а следовательно, уменьшает скорость проворачивания коленчатого вала и ухудшает воспламенение топлива. При холодном пуске топливо хуже испаряется, т. к. испарение – процесс эндотермический, проходящий с поглощением теплоты. Высокая вязкость дизельного топлива при низких температурах ухудшает его распыливание. Кроме увеличения вязкости охлаждение топлива приводит к перебоям и нестабильности в работе двигателя. Факторы, влияющие на воспламенение и сгорание рабочей смеси при низких температурах, могут быть разделены на поддающиеся управлению в процессе эксплуатации и конструктивные, управление которыми и эксплуатации невозможно. Эксплуатация автомобиля в условиях низких температур сопряжена с увеличением расхода топлива. Увеличение расхода объясняется: повышением сопротивления в агрегатах трансмиссии из-за загустевания смазки; неполнотой сгорания, связанной с ухудшением испарения и распыления топлива; необходимостью дополнительных затрат топлива на прогревы двигателя; более длительной работой двигателя на пониженных и неустановившихся режимах; увеличением сопротивления качению колёс при движении по зимней дороге. Особенно значителен расход топлива при прогреве двигателя, агрегатов трансмиссии и шин после длительной стоянки на открытой площадке при низкой температуре воздуха. На прогрев шин и агрегатов также требуется дополнительный расход топлива. Основная доля дополнительно расходуемого топлива приходится на первые 10—15 минут движения. Затруднение обслуживания автомобилей. Эффективность работы водителя в значительной степени зависит от условий на рабочем месте. К числу этих условий относятся основные составляющие микроклимата рабочей зоны: температура, влажность и подвижность воздуха. Температурные условия наиболее неблагоприятны зимой при хранении автомобиля на открытых стоянках. В этих условиях на практике возникает необходимость выполнять пусковые работы в сложных условиях. Способ тепловой подготовки должен обеспечивать не только выпуск автомобиля на линию, но и приемлемые условия работы персонала. При использовании некоторых способов тепловой подготовки возможны ожоги, обмораживание рук, ног, лица. Если в качестве теплоносителя используется вода или пар, от неизбежные их потери приводят к образованию наледей, которые затрудняют подход к автомобилю и могут быть причиной травм. При обогреве автомобилей газовоздушной смесью возможны отравления персонала канцерогенными компонентами. При очень низких температурах и размещении автомобилей на открытых стоянках из-за невозможности выполнения полного объёма работ по ТО и ремонту могут быть пропущены мелкие неисправности, которые способствуют снижению надёжности автомобиля.
6. Индивидуальные средства и способы безгаражного хранения автомобилей.
К индивидуальным средствам относятся: утеплители, подогреватели, средства холодного пуска.
При организации безгаражного хранения необходимо не только обеспечивать доведение теплового состояния до необходимого уровня, но и предотвращать тепловые потери, возникающие в процессе обогрева. Эффективный способ снижения потерь тепла – утеплительные чехлы и др. приспособления, которые выполняют две задачи: обеспечивают регулирование и поддержание необходимой температуры агрегата при движении автомобиля в различных условиях; уменьшают потери тепла в окружающую среду во время безгаражного хранения. В практике эксплуатации автомобилей при низких температурах применяют утеплители различных типов и конструкций. Чехлы для двигателя могут изготавливаться из дерматина или пенопласта. Дерматиновый чехол может быть усилен плотной тканью (тонким брезентом, парусиной) и слоем ваты. В северных районах для предотвращения повышения вязкости масла в двигателе применяют утеплительные чехлы для масляных фильтров. Маслопроводы и наружные патрубки системы охлаждения утепляют теплоизоляционным материалом. Масляные и топливные фильтры при низких температурах утепляют парусиновыми или ватными чехлами. При постоянном использовании фильтров в условиях Севера целесообразно их корпус утеплять кожухом из листового железа.
Для предотвращения загустевания топлива в топливных баках дизелей необходимо утеплять баки путём их обёртывания листовым асбестом или обмазывания теплоизоляционной обмазкой или устанавливать устройство для обогрева баков отработавшими газами. При эксплуатации автомобиля в условиях низких температур важно также уделить внимание утеплению АКБ для поддержания в норме плотности электролита. В конструкции автомобилей в северном исполнении применяют устройства для утепления кабины водителя. В ней устанавливают обогреватели, применяют двойное остекление, щели кабины уплотняют, а на лобовые стёкла устанавливают рамочные обогреватели. Пол кабины утепляется войлочной или поролоновой прокладкой, поверх которой укладываются резиновые коврики, а внутренние стенки кабины утепляют чехлом из брезента, парусины, ватина или ваты. Подогреватели - (электробогрев, воздухобогрев, газовый обогрев) режим использования теплоты (подогрев, разогрев); теплоноситель (вода, газ, масло); состояние системы (порожняя, заполненная) Безгаражное хранение автомобилей в зимний период сопряжено с температурными отказами. Поэтому при таком способе предусматриваются специальные меры для предотвращения потери работоспособности автомобилей. Под способами безгаражного хранения понимается комплекс технических и организационных мероприятий, направленных прежде всего на обеспечение надёжного пуска двигателя и обеспечения выхода автомобилей на линию. К средствам безгаражного хранения относятся оборудование, устройства, приспособления и материалы, позволяющие применять тот или иной способ хранения. Способы хранения могут быть групповыми и индивидуальными. В большинстве случаев применение того или иного способа связано с тепловой подготовкой автомобиля.
Тепловая подготовка (обогрев) – это процесс передачи тепловой энергии от теплоносителя к агрегатам, узлам и системам автомобиля для достижения (или поддержания) их необходимого температурного состояния. Необходимое температурное состояние агрегата оценивается по граничной температуре, т. е. по такому уровню средней температуры агрегата, который позволяет использовать этот агрегат и обеспечивает дальнейшую работу на линии без существенных потерь (например, для двигателя – минимальная температура пуска). Обогрев автомобиля (агрегата) – обобщающий термин, не раскрывающий способа тепловой подготовки, но указывающий на факт подачи тепла от внешнего источника, осуществляемый с помощью подогрева или разогрева автомобиля (агрегата). Подогрев - это тепловая подготовка, которая начинается сразу после возвращения автомобиля с линии и продолжается до момента очередного выхода. Разогрев – это тепловая подготовка, начинающаяся за время, меньшее продолжительности стоянки автомобиля между двумя сменами – до начала такой подготовки автомобиль может остыть до температуры окружающего воздуха. В отличие от тепловой подготовки средства «холодного» пуска двигателя обеспечивают успешный запуск не за счёт повышения теплового состояния, а за счёт снижения критической температуры воздуха благодаря использованию легковоспламеняющихся пусковых жидкостей, маловязких моторных масел и др. Организация хранения подвижного состава и достижение его необходимого технического состояния осуществляется с помощью комплекса мероприятий, связанных с проведением подготовки автомобиля к работе зимой.
Индивидуальные подогреватели. Классификация.
Индивидуальные средства включают в себя подогреватели, являющиеся неотъемлемой частью автомобиля, и средства холодного пуска. Индивидуальные подогреватели входят в конструкцию автомобилей и устанавливаются на его агрегатах. Существует много разновидностей индивидуальных подогревателей.
По теплопроизводительности и назначению все подогреватели делятся на 3 группы: общего назначения, северного исполнения и многоцелевые.
Подогреватели северного исполнения и многоцелевые отличаются от подогревателей общего назначения способностью работать при более низких температурах, в высокогорных условиях и т. д.
По роду теплоносителя подогреватели могут быть жидкостными (антифриз, вода) или воздушными.
По принципу транспортировки тепла от подогревателя к двигателю существуют устройства как термосифонные, так и с принудительной циркуляцией. Принудительную циркуляцию применяют для тяжёлых V-образных дизельных двигателей.
По роду применяемого топлива подогреватели делят на бензиновые и дизельные (имеются также подогреватели, работающие на смешанном топливе). Как правило, подогреватель должен работать на том же топливе, что и подогреваемый двигатель.
Для карбюраторных и дизельных двигателей практически всех марок автомобилей разработан и применяется ряд жидкостных подогревателей, которые обозначаются буквами ПЖД и ПЖБ (подогреватель жидкостный дизельный и подогреватель жидкостный бензиновый).
Опыт использования подогревателей, работающих на дизельном топливе, показывает, что при низких температурах вследствие повышения вязкости топлива его распыливание ухудшается. Поэтому в конструкции перспективных подогревателей предусматривается электроподогрев топлива в системе питания подогревателя.
В индивидуальных воздушных подогревателях электродвигатель, воздушный нагнетатель и топливный насос размещаются внутри теплообменника. Улучшению смесеобразования здесь способствует вращающаяся форсунка. Воспламенение топлива происходит от запальной свечи.
На автомобилях отечественного производства воздушные подогреватели (О-15, О-30, ОВ-65) используются в качестве отопителей независимого действия для салона кабины, и как предпусковые подогреватели двигателей с воздушным охлаждением.
Многочисленные испытания индивидуальных подогревателей (как воздушных, так и жидкостных) показали, что они обеспечивают достаточно высокий темп нагрева стенок блока, удовлетворительный темп нагрева масла в картере двигателя. Но темп нагрева подшипников коленчатого вала оказался недостаточным.
Общими преимуществами индивидуальных подогревателей являются:
- возможность разогрева двигателя в любых условиях хранения;
- независимость от постороннего источника энергии;
- возможность использования антифриза.
Следует также отметить, что коэффициент использования тепла в этих подогревателях очень высок. Следует отметить, что индивидуальные подогреватели в основном предназначены для обогрева двигателя, но суровые условия Севера требуют обогрева и других агрегатов автомобиля.