Глава 3.Перспективы развития туризма Австралии
Глава 3.Перспективы развития туризма Австралии
3.1. Внутреннее распределение турпотока……………………………………..
3.2. Организация и материально-техническая база туризма……………..
3.3. Перспективные направления туризма…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение……………………………………………………………………
Введение
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международных путешествий.
В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.
Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 1 00 млн человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.
Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.
Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.
Австралия уже давно стала одной из самых туристически развитых стран. С каждым годом поток иностранных туристов в страну возрастает. Чтобы привлечь туристов в столь отдаленный от основных стран район нужны очень серьезные основания. В Австралию не приезжают на уик-энд или экскурсию, поэтому она должна обладать целым комплексом рекреационных ресурсов, высокоразвитой инфраструктурой туризма, хорошо отлаженной работой транспортной сети.
Пять миллионов приезжающих туристов ежегодно дают основание полагать, что Австралия справляется с этими задачами. Большое количество прибрежных курортных городов, внутриконтинентальных туристических центров, горноклиматических курортов, неповторимость растительного и животного мира, красота ландшафтов и теплый климат служат отличными предпосылками и для дальнейшего совершенствования рекреационно-туристической отрасли Австралии.
Вместе с тем, у туризма Австралии есть ряд проблем, тормозящих ее рекреационное развитие: удаленность от Европы и США, слабая освоенность центральных частей материка, опасные животные и др.
Объект исследования: рекреационно-ресурсный потенциал Австралии
Предмет исследования: рекреационное развитие Австралии
Цель: изучение главных проблем рекреационного развития Австралии
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Дана страноведческую характеристику Австралии
Выявлены главные рекреационные ресурсы Австралии
Описана характеристика турпотока
Охарактеризованы особенности внутреннего распределения турпотока
Рассмотрена материально-техническая база туризма страны
Выявлены перспективные направления развития туризма
Методология и методика: в работе использованы литературно-аналитический и картографический методы. В основу методологии положены теоретические воззрения Рубцова, Мироненко и Твердохлебова, Мухина, Александровой и других ученых
Глава 1 Теоретические аспекты развития туризма
1.1 Основные положения теории и практики туризма
На протяжении последнего двадцатилетия, туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около десяти процентов мирового валового национального дохода.
Поскольку целью данной работы является раскрытие особенностей туристской индустрии на территории Австралии, целесообразно рассмотреть сущность и специфику туризма как сектора экономики, особенности туристского продукта и самого рынка туруслуг.
Существует множество различных трактовок понятия «туризм», что отражает многогранный характер объекта исследования, его разностороннее влияние на общественную жизнь:
1) С точки зрения потребителя, туризм - это путешествие, предпринятое с определенной целью (отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах). Схожее определение закреплено в законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»: «туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Очевидно, что данное толкование в первую очередь подчеркивает социальное значение и природу туризма.
2) Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИСТ) приняла за основу следующее определение: «туризм - совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы». Производители и потребители туристского продукта имеют свои экономические интересы, таким образом, в туризме возникают производственные и экономические отношения. Данный подход выводит туризм в самостоятельную область бизнеса, но скорее отражает сущность туристского рынка.
3) В практике туризм все чаще понимается как «специфичная отрасль народного хозяйства, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия».
Такое определение достаточно полно характеризует экономическое содержание туризма:
- туристская услуга является товаром, поскольку обладает потребительской и меновой стоимостью;
- достижение удовлетворения потребности туриста возможно лишь на основе комплексного туристского обслуживания;
- туризм является особой сферой распределения и использования ограниченных туристских ресурсов.
Соответственно, туристский бизнес - это любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды в результате предоставления туристам различных услуг хозяйствующими субъектами.
В системе туризма выделяют четыре основные звена:
- формирование туристских потребностей;
- производство отдельных туристских услуг;
- формирование и реализация туристского продукта;
- потребление туристского продукта.
1) Формирование туристских потребностей. Потребности отражают интересы и нужды туристов, лежит в основе спроса на туристский продукт. Всемирная Туристская Организация (ВТО) выделяет следующие основные потребности туристов:
- рекреация, досуг, отдых;
- посещение знакомых и родственников;
- деловые и профессиональные цели;
- лечение;
- религия и паломничество.
В зависимости от главной цели путешествия различают отдельные виды туризма: рекреационный, деловой, оздоровительный, религиозный, развлекательный и т.д.
Важная особенность туристского спроса состоит в том, что первичные или основные потребности туриста, в свою очередь, на основе эффекта мультипликатора, порождают вторичные потребности. К этим потребностям мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, размещении, питании, развлечениях и т.п.
2) Производство туристских услуг формирует предложение и осуществляется разнообразными хозяйствующими субъектами, представляющими собой как туристские фирмы, так и инфраструктуру туризма (гостиницы, предприятия общественного питания, транспорта, объектов и средств развлечения и т.д.)
В целом, различают три уровня производства туристских услуг:
1. Туристское производство в узком смысле: типичные туруслуги производятся типичными туристскими предприятиями (гостиничные предприятия, общепит, транспорт, туроператоры и турагенты и т.д.).
2. Туристское производство в широком смысле: типичные туруслуги производятся нетипичными туристскими предприятиями (производство и продажа туристских товаров, сувениров и т.д.);
3. Окраинное туристское производство: нетипичные туристские предприятия производят товары и услуги, не относящихся к типичному турпродукту, но отвечающие отдельным потребностям туристов (лечение, обучение, шоппинг и т.д.)
Так или иначе, все туристские предприятия выполняют функции производства, реализации и организация потребления туруслуг, что позволяет объединить их в единую отрасль – «туризм».
3) Формирования туристского продукта и его реализация на туристском рынке являются сложными и специфичными сферами.
Поскольку любая туристская услуга, взятая в отдельности, не может удовлетворить всех потребностей туриста, существует объективная необходимость объединения различных туристских услуг в единый комплекс – тур. В ходе поездки, помимо услуг, туристы могут потреблять и товары туристского назначения.
Задачи формирования комплексного туристского продукта, его реализации и организации потребления выполняют туроператоры и турагенты, что обусловливает их особую роль в туристском бизнесе.
4) Потребление туристского продукта имеет свои особенности:
- обычно товары и услуги движутся к потребителю, в туризме же сам потребитель должен прибыть к месту производства турпродукта, которое является и местом потребления;
- это обстоятельство вызывает производный мультикативный эффект: в месте потребления турпродукта для туриста необходимо наличие целого ряда условий и услуг.
- процесс потребления туристских услуг неразрывно связан с их производством;
- туристское потребление носит «кредитный» характер – оборотные средства туристского предприятия формируются за счет предварительной оплаты турпродукта потребителем;
- потребление ограничено во времени, строго оговорено сроками и условиями сделки, что обуславливает интенсивную деятельность туриста в период путешествия и превышение его расходов над расходами в обычной среде проживания.
Следовательно, в туристском бизнесе актуализируется необходимость эффективной организации производства и управления, учета издержек и доходности.
Международный туризм (internationaltourism) – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителей одной страны на территории другой страны. Туристов участвующих в международном туризме относят к категории иностранных туристов. Международный туризм делится на выездной туризм (outboundtourism)и въездной туризм (inboundtourism) и эти понятия могут обозначать одну и ту же туристскую деятельность относительно отправляющей и принимающей сторон туристского потока. Иногда используются термины «outgouing» и «incoming» соответственно[1, ].
Более общей категорией обладают понятия «прием туристов» и «отправка туристов». Они в одинаковой мере относятся как к внутреннему, так и к международному туризму.
Прием туристов характеризует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих в данный регион или туристский центр. Из этой деятельности по организации туризма вытекает загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов – всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае иностранного туризма – валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест в туристском регионе или центре, способствует развитию экономики региона за счет эксплуатации местных туристских ресурсов.
Отправка туристов – как и прием, важная категория. Такая деятельность всегда сопровождается вывозом денежной массы в другие регионе, а в случае иностранного туризма – в другие страны. Собственно рабочие места образуются лишь в сфере организации туризма и отчасти в сфере перевозки. Поэтому отправка туристов никогда не является приоритетной отраслью для местной власти региона и в части выезда за рубеж, для государства. Туризм образует довольно ощутимую утечку валюты за рубеж или денежной массы в другие регионы, и именно поэтому государства и стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жестокие экономические барьеры на пути выездного туризма
В литературе существует множество определений туризма. Приведем классическое:
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма — знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими. Основными критериями туризма являются следующие:
1. Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.
2. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6—7 дней), меньшую долю занимают 8—12-дневные поездки.
3. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
4. Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма, ограничены категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это 20—30 минут при расстоянии в несколько километров, для крупного города — поездки на работу продолжительностью до трех часов на расстояние 50—100 км. Учитывается и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км считается дальним путешествием. В то же время, в крупных городах это расстояние находится в пределах городской черты.
5. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:
· деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
· Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм — это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Международный туризм осуществляется на основе межгосударственных договоров.
Совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма (то есть обслуживание туристов из числа жителей своего государства) называется национальным туризмом.
По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм.
Плановый туризм — это любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма (туроператорами). Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов и составляет основу индустрии массового туризма. Именно этот вид туризма является главной составляющей деятельности различных туристских коммерческих организаций и предпринимателей.
Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты.
Разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых, называется социальным туризмом.
Индустрия туризма - это система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристические товары и услуги.
Для индустрии международного туризма особенно важными является вопрос согласования деятельности предприятий, туроператоров и турагентств разных стран, выработка международных стандартов относительно средств размещения, питания, которые используются в мире для обслуживания туристов. В помощь агентствам и туристам работают бюро переводов на английский, немецкий, турецкий, арабский и другие языки.
Однако единых международных стандартов пока не существует. В каждой стране действуют национальные стандарты, которые между собой могут существенно различаться. Например, гостиницы отличаются не только категориями (кроме "звезд", они могут классифицироваться по разрядам), но и набором (номенклатуре) предлагаемых услуг и требованиями к номерному фонду. Однако это не означает, что вообще нет никаких общих критериев, которые можно положить в основу международных стандартов.
Туризм целесообразно рассматривать как индустрию, производящую продукцию, а также обеспечивает ее реализацию. Индустрия туризма состоит из обособленных, на первый взгляд, видов деятельности (транспортное обслуживание, гостиничные услуги, деятельность туроператоров и турагентов и др.)., Которые в действительности являются взаимозависимыми и функционируют благодаря сотрудничеству многих предприятий - как мелких, так и очень крупных. Кроме того, в этой деятельности участвует большое количество людей, непосредственно обеспечивающих функционирование рынка: специалисты по маркетингу и рекламе и, конечно, розничные продавцы - турагенты. Туризм обслуживают также множество других компаний, включая организации по обмену валюты, кредитование и др.. Следовательно, организация этого бизнеса требует большого искусства, практического опыта и тщательной координации.
Туристическая индустрия - это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, туроператоров и турагентств, экскурсионных бюро, услуг гидов-переводчиков.
Туристический спрос сталкивается со специфической предложением целого ряда продуктов и услуг, которые производит индустрия, которая развивается быстрее любой другой.
Некоторые туристические продукты являются основными при удовлетворении потребностей туриста, остальные - дополнительными или второстепенными, поэтому пределы индустрии туризма определить очень трудно. Например, транспортные предприятия и рестораны при гостиницах удовлетворяют потребности не только туристов, ими могут воспользоваться и другие люди. Поэтому сферу туризма можно рассматривать в узком и широком смыслах. В первом смысле она охватывает предприятия, производящие продукты и услуги только для туристов, во втором - предприятия, производящие продукты и услуги не только для туристов, но и для всех граждан, желающих приобрести определенный продукт (услугу), т.е. ориентируются на весь рынок.
На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. И в отличие от любой другой отрасли туризм, в частности, направленный на прием иностранных туристов (въездной туризм), сохраняет темпы своего развития даже во время энергетических, валютных и экономических кризисов.
Сфера туризма включает рекреационные ресурсы, туристские услуги, туристскую индустрию, туристскую инфраструктуру, туристскую деятельность и другое.
Опыт зарубежных стран показывает, что реализация программ развития различных видов туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, а также позволяет государству решать вопрос о пополнении доходной части государственного бюджета.
В результате, туризм становится бесспорным лидером среди экспортных групп мирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придают развитию туристской отрасли огромное значение
Известно, что туризму свойственно как прямое, так и косвенное влияние на экономику, высокий уровень занятости и получаемого дохода. Если туризм становится профилирующей отраслью хозяйственного развития, то районы республики вынуждены возрождать и сохранять природную и историческую среду, которая и является фактором туристской привлекательности, то есть основой для его доходов и залогом благополучия.
Социальная ориентация туризма предопределяет следующие основные направления:
преимущественное развитие спортивно-оздоровительного, культурно-просветительного, эколого-экспедиционного и научного туризма;
приоритетность отечественных экономических интересов перед зарубежными;
государственная поддержка и защита потребностей населения в туризме как движение к гражданскому обществу;
ориентирование рыночной экономики на решение социальных задач;
формирование новых форм регулируемых рыночных отношений и разработка механизма либерализации цен на социальный турпродукт;
использование новейших компьютерных технологий и коммуникативных связей;
осуществление институционных преобразований в сфере туризма через социально-ориентированную рыночную инфраструктуру - создание банков, бирж, фондов, общественных организаций массового типа.
Современная индустрия туризма представляет крупный самостоятельный комплекс хозяйства, состоящий из группы отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время.
Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются:
рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей в жилье, питании, одежды, употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран затраты на туристские услуги вышли на второе место, после затрат на жилье;
растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;
увеличения свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно.
В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе.
Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает, а индустрия внутреннего туризма развивается быстрыми темпами;
развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;
развитие международного разделения туризма и международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;
развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов .
Таким образом, туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Опыт стран показывает, что реализация программ развития различных видов туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, а также позволяет государству решать вопрос о пополнении доходной части государственного бюджета
Классификация туризма
Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы .
Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями туристским обществом в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
внутренний туризм - в пределах территории своей страны и лиц, постоянно проживающих в данной стране;
въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;
международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.
Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране (национальный), так и к туристскому региону (региональный). При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.
Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:
рекреационный;
лечебный;
познавательный;
деловой;
религиозный;
этнический;
транзитный;
научный;
экологический и так далее.
Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил.
Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и так далее.
Лечебный (медицинский) туризм, обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и другое).
Познавательный туризм включает в себя, поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа .
Что касается научного туризма, то, как понятие научный туризм включает в себя и экологический, и этнокультурный, и подводный и многие другие виды, но главный его признак – это активное участке туриста в процессе тура, а не просто получение интересной информации и созерцание объектов, что характерно для познавательного туризма. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии, нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетаются с познавательным, научно-познавательным туризмом и так далее.
В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, представляет собой путешествия одного туриста (или группы), по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.
Неорганизованный туризм – это путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и так далее) по мере их приобретения. Разновидностью неорганизованного туризма, является путешествие, так называемым автостопом с использованием в качестве средств передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный туризм, получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около восьмидесяти процентов от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.
По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до пяти-семи дней.
По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным - в определенное время года.
Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и тому подобное). Сезонный туризм, в свою очередь, делится на одно - и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков, как летом, так и зимой.
По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.
Формирование зон для различных видов туризма является комплексной задачей туристского региона, включающей решение следующих вопросов:
реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры, истории, культуры, восстановление парков и исторического ландшафта;
реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов;
создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории;
развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское;
Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами очень повезло –отличается разнообразием и уникальностью природных ландшафтов, великим культурным и духовным насл