Условия целесообразности формирования контейнерных поездов
Одним из эффективных способов улучшения использования вагонного и контейнерного парков и ускорения доставки ценных грузов является организация их перевозок специальными контейнерными поездами. Организация таких поездов требует координации деятельности железных дорог, автотранспорта, грузоотправителей и основывается на календарном планировании приема контейнеров к перевозке.
Контейнерные поезда, следующие без переработки и перегрузки контейнеров до станции назначения, могут быть двух категории: ускоренные и грузовые (сквозные).
Для назначения ускоренного контейнерного поезда требуется анализ значительного объема информации о технической оснащенности станции по пути следовании поезда, о возможности обгона ускоренным поездом обычных грузовых, о возможности оборудования грузовых вагонов тележками пассажирских вагонов и других факторов, а также выполнение специальных технико-экономических расчетов по выбору оптимальной массы поезда и его ходовой скорости.
В данном пункте проекта рассматриваются условия организации грузового контейнерного поезда. При этом сравниваются экономии времени в пути следования, достигаемая от пропуска поездов без переработки через сортировочные станции и сокращения стоянок на технических станциях, с дополнительными затратами времени на накопление контейнеров на целый состав поезда у отправителей и на станции в ожидании погрузки.
Условие целесообразности организации контейнерных поездов имеет вид:
, (3.5)
где МКП - количество контейнеров в поезде;
- соответственно станция сортировки номер i (1, n) и экономия времени при ее проследовании безе переработки, ч;
- период накопления контейнеров на состав поезда, ч.
Из условия, приведенного выше, максимально целесообразный период накопления контейнеров на состав контейнерного поезда составит:
. (3.6)
В соответствии с требованиями ОАО «РЖД» и теоретическими исследованиями, состав контейнерного грузового поезда, следующего без переработки о станции назначения, должен составлять от 30 до 50 физических вагонов, но при этом его длина должна соответствовать длине приемоотправочных путей.
Состав маршрута определяется по формуле:
, (3.7)
где - масса брутто контейнерного поезда, т;
- средняя масса груза соответственно в условном среднетоннажном и крупнотоннажном контейнерах, т, т; т;
- масса тары соответственно условного среднетоннажного и крупнотоннажного контейнеров, т;
- масса тары вагона, используемого для перевозки соответственно среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров, т.
Масса контейнерного поезда брутто:
,(3.8)
где - коэффициент кратности - целое число, .
Состав контейнерного грузового поезда должен соответствовать длине приемоотправочных путей станции железных дорог.
, (3.9)
где - состав маршрута, ваг;
- длина локомотива, 30 м;
- полезная длина приемоотправочных путей, м.
Результаты расчетов сведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Проверка условий целесообразности назначения грузовых контейнерных поездов
Назначение прямых сборных поездов | Суточный вагонопоток, ваг/сут | Экономия времени в пути следования, ч | Максимальный период накопления, ч | Возможный состав поезда, ваг | Возможн-ый состав поезда, ваг. | |||
А | 4271,4 | 610,8 | 30<40<50 | |||||
Б | 2424,8 | 353,94 | 22<30 | |||||
В | 1,7 | 1882,92 | 282,59 | 17<30 | ||||
Г | 843,8 | 139,89 | 7<30 | |||||
Д | 3,5 | 582,26 | 30<38<50 | |||||
Е | 1,3 | 1165,06 | 182,7 | 10<30 | ||||
Ж | 2,3 | 396,75 | 25<30 | |||||
З | 2,7 | 2278,26 | 339,67 | 21<30 |
3.3 Организация централизованного завоза и вывоза контейнеров со станции
Транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев рассматриваются на примере организации централизованного завоза и вывоза контейнеров со станции. Одной из основных задач, при решении указанной проблемы, является определение потребного парка автомобилей:
, (3.10)
где - продолжительность оборота автомобиля, ч;
ψ - коэффициент, учитывающий непроизводительные простои автомобиля в ожидании начала грузовых операций и в пути следования, равен 1,25;
Та - продолжительность работы автотранспорта по завозу и вывозу контейнеров, равна 8 ч;
Ма - число контейнеров на машине, физ. ед., зависит от типа контейнеров и технических характеристик автомашин.
Продолжительность оборота автомобилей зависит от схемы их движения при обслуживании грузовладельцев, расстояния перевозки контейнеров в груженом и порожнем состояниях, а также от времени выполнения грузовых операций. Маршруты движения автомашин между станцией и грузовладельцами могут быть организованы по различным схемам.
Рисунок 3.1 - Схемы маятниковых маршрутов
Рисунок 3.2 - Схема кольцевого маршрута
При маятниковой схеме движения продолжительность оборота автомобилей определяется:
, (3.11)
где - продолжительность нахождения автомобиля на станции под погрузкой или выгрузкой контейнеров, ч;
L - расстояние перевозки контейнеров при маятниковой схеме, км;
V - скорость движения автомобиля в черте города, равна 20 км/ч;
tв,tп - простой автомобиля у грузовладельцев соответственно под выгрузкой груза из контейнеров и под погрузкой груза в контейнеры, ч.
При кольцевой схеме движения продолжительность оборота автомобиля составит:
, (3.12)
где L1,L2,L3 - расстояния перевозки при кольцевой схеме, км.
Продолжительность нахождения автомобиля на станции под погрузкой или выгрузкой контейнеров определяется:
, (3.13)
где Нвр.м. - норма времени механизатора на погрузку (выгрузку) одного контейнера краном, ч/конт;
tд - дополнительное время нахождения автомобиля на станции, связанное с оформлением документов на завоз и вывоз, передвижением в зону работы крана, с подготовительными заключительными операциями на грузовом фронте, равно 0,4 ч.
Продолжительность простоя автомобиля с контейнерами у грузовладельцев включает время на выполнение грузовых и экспедиторских операций.
Продолжительность простоя автомобилей у грузовладельцев при выполнении грузовых операций механизировано:
, (3.14)
где Qконт. - масса груза в одном контейнере, т, для 3-хтонных контейнеров 2,4 т; для 5-титонных - 4 т; для 24-тонных - 13,5 т;
- продолжительность выполнения экспедиторских операций у грузовладельцев, принимается 0,25 ч.
Величина необходимого парка автомобилей рассчитывается для каждого типа среднетоннажных (УУК-3 и УУК-5)и крупнотоннажных контейнеров отдельно на основе их среднесуточного объема прибытия на станцию.
В общем виде суточный объем прибытия контейнеров, подлежащих перевозке автотранспортом по k-ому варианту определяется по формуле:
, (3.15)
где - суточное прибытие контейнеров конкретного класса, физ. ед.;
- доля конкретного типа контейнеров, перевозимых по маятниковой или кольцевой схеме k-ого варианта расчета.
Расчет произведем в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Парк автомобилей для централизованного завоза и вывоза контейнеров
№ п/п | Тип контейнеров и автомашин | Схема движения, Ма, физ. ед. | , физ. ед. | Время\ч | А, ед | |||
на станции | в пути | у клиентов | всего | |||||
УУК-3 ЗИЛ-130+ прицеп ГКБ-817 | маятниковая, Ма=4 | 1,17 | 1,4 | 1,39 | 3,96 | |||
кольцевая, Ма=4 | 1,17 | 0,95 | 1,54 | 3,51 | ||||
УУК-5 ЗИЛ-130+ прицеп ГКБ-817 | маятниковая, Ма=2 | 0,99 | 1,4 | 1,24 | 3,63 | |||
кольцевая, Ма=2 | 0,99 | 0,95 | 1,24 | 3,18 | ||||
1С МАЗ-6422+ полуприцеп | маятниковая, Ма=2 | 1,24 | 1,4 | 10,96 | 13,6 |