Служебная автотехническая экспертиза.
Это научно-техническое исследование, проводимое лицами, имеющими спец. знания, с целью объективного установления всех причинно-следственных факторов возникновения ДТП и действий всех прямых и косвенных участников ДТП.
Служебная экспертиза выполняется сотрудниками организаций, за которыми закреплены транспортные средства, или сотрудниками дорожных подразделений, на участке которых произошло ДТП Служебная экспертиза кроме установления причин возникновения ДТП, преследует профилактические цели. Результаты расследования явл. предметом обсуждения и разбора во всех звеньях автотранспортных и дорожных организаций. Объекты: ТС, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, узлы, детали и части; материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта; участок дороги, на котором произошло ДТП; документация по проектированию, строительству и содержанию данного участка дороги. Предмет: установление фактических данных, хар0щих весь процесс ДТП и действия лиц, причастных к этому происшествию.
Задачи:
а) исследование технического состояния ТС в целях установления исправности систем, агрегатов, узлов; характера, причин и времени возникновения неисправностей; причинной связи между обнаруженной неисправностью и событием происшествия;
б)выяснение возможности обнаружения и устранения технич. неисправности до момента возникновения ДТП.
в)установление возможности предотвращения ДТП.
г) исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, в целях установления скорости движения ТС; направления движения ТС; расположения ТС и других объектов; момента объективного возникновения препятствия или опасности для движения. в) оценка действий водителей ТС, причастных к ДТП; определение психофизиологич. хар-к участников ДТП и установление причинно-следственных связей м\у их состоянием и возникновен. ДТП.г) исследование участкадороги, на котором произошло ДТП, в целях установления сцепных качеств проезжей части дороги; соответствия дислокации дорожных знаков, разметки и обустройства дороги требованиям норм.-технич. документации; обзорности с места водителя транспортного средства с учетом ландшафта места ДТП и профиля дороги; причинной связи между дефектами дороги и событием ДТП.
Необходимость в назначении экспертизы возникает в следующих случаях:
1) обнаружены признаки неисправности ТС, либо водитель ссылается на отказ систем управления перед происшествием.
2) неясен механизм происшествия — отсутствуют объективные сведения о скорости ТС, месте столкновения (наезда), характере и последовательности взаимодействия ТС; 3)требуется дать техническую оценку действиям водителей (установить, имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, соответствовали ли действия водителя техническим требованиям ПДД);
3) имеются основания полагать, что состояние дороги повлияло на возникновение ДТП. Исходные данные – копии схемы к протоколу осмотра места ДТП, протокол осмотра ТС, справка по ДТП. Целесообразно систематизировать исходные данные, необходимые для производства экспертного исследования, по элементам системы «водитель — ТС — дорога — среда движения». При назначении экспертизы, связанной с проверкой технического состояния ТС на исследование должны быть представлены ТС, их узлы, детали, т.к. протоколы осмотра ТС и их фотоснимков не всегда достаточно. При назначении экспертизы для установления обстоятельств ДТП и оценки действий участников происшествия должны быть представлены материалы дела в полном объеме или отдельные документы. В случаях, когда решаются задачи о расположении ТС и других объектов на дороге в момент столкновения или наезда, представляются ТС. При назначении экспертизы, направленной на установление состояния участка дороги, эксперт вызывается на место, где произошло ДТП. До прибытия эксперта необходимо, по возможности обеспечить состояние участка дороги в неизменном состоянии. В постановлении о назначении экспертизы должны быть изложены исходные данные, необходимые для проведения исследования, сделаны ссылки на конкретные документы материалов дела, содержащиеся в которых сведения эксперт должен использовать. Момент возникновения препятствия или опасности для движения определяется следователем (судом) и указывается в постановлении о назначении экспертизы в числе других исходных данных, на основании которых эксперт проводит исследование. Иногда для определения момента возникновения препятствия или опасности для движения необходимо проанализировать скорость, направление движения и взаимное расположение на дороге ТС, пешеходов и других объектов, то есть провести исследование на основе специальных технических познаний. В этих случаях данный вопрос выносится на разрешение автотехнической экспертизы. Исходные данные, характеризующие среду движения, конкретизируются в зависимости от вида ДТП. В судебной автотехнической экспертизе устанавливается причинная связь между неисправностью ТС, состоянием дороги, действиями водителя и событием ДТП (наездом, столкновением, опрокидыванием). Эксперт-автотехник устанавливает исключительно несоответствие действий водителя требованиям ПДД, оценивая лишь «техническую» сторону этих действий и рассматривая водителя как оператора, выполняющего систему операций по управлению ТС. Для решения вопроса о нарушении водителем ПДД необходима правовая оценка действий водителя, что составляет прерогативу следователя и суда.