Следовая информация на месте ДТП.

Следы и механизмы следообразования.След – материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в событии ДТП объектов и о механизме такого события. Одна из задач трансп. эксперт. – разработка способов и методов идентификации ТС по следам. Основная задача – решение диагностических задач связанных с исследованием процесса ДТП (определение направления движения, места столкновения). Именно здесь проявляются особенности трасологии, в которой связаны познания разных отраслей науки и криминалистики. Учитывается, что событие ДТП делится на начальную, конечную и несколько промежуточных фаз. Начальная характеризуется не следовыми взаимодействиями, а только субъективными или объективными предпосылками. Значение начальной фазы важно для анализа дальнейших событий. В последующих фазах возник. различные следы, характеризующиеся динамическим контактом ТС при ДТП. Заключительная (конечная) фаза лишена динамики. Ее характеризует статическое взаимодействие ТС с др. объектами. Как правило, в данной фазе снимают следы конечного местоположения ТС.

Классификация следов. Механическая сила, определяющая взаимодействие объектов называется следообразующей.

По признакам: 1.Следы трения (доминируют силы трения), 2.Следы вдавливания (доминируют силы давления). Форма и размер следов давления соответствует форме и размерам контактирующего участка лишь при перемещении его по нормали к следовоспринимающий поверхности. Если давление и трение нарушают сцепление и взаимное размещение частиц расположенных на поверхности объектов, тогда образуется объемный след. Если нарушается сцепление частиц вещества следа, образуется поверхностный след (наслоение/отслоение).

Следы подраздел. на: 1. Первичные (возникающие в процессе первого начального контакта). 2.Последующие (в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов). Следы бывают как непосредственно на ТС, так и на ПЧ и др. объектах. Объемные и поверхностные следы формируются благодаря механическому/ термическому воздействию. При механическом наблюдается более выраженный след, чем при термическом. Иногда образ. следы связанные с химическим воздействием на объект. Эти следы появляются редко, в виде следов коррозии и образуются при долгом хранении объектов. Следы м.б. линейными и точечными в зависимости от характера взаимодействия объектов.

Следы на месте ДТП: 1) Оставленные ТС/иными объектами, а т.ж. на предметах окружающей обстановки. 2) Следы и повреждения на ТС возникшие при столкновении. 3) Группа следов возникших при наездах и переездах пешехода. 4) Опрокидывание. 5) На одежде.

Влияние следов и их значение при производстве экспертизы. Следы на месте происшествия подраздел. на 3 группы:

1) Следы оставленные ТС. а)Следы колес ТС (отпечатки протектора, следы юза, следы заноса при незаблокированных колесах, следы заноса при заблокирован. колесах). По данным следам можно определить направление движ. ТС, смоделировать процесс ДТП. б) Следы скольжения частей ТС. Позволяют определить место нанесения удара по ТС, направление его движения после удара. К таким следам относят трасы на поверхности а\м, царапины, вмятины, повреждение стоек, лонжеронов. в) Участки осыпей мелких частиц. Определяют место столкновения (пыль, элементы ТС, отделившееся лакокрасочное покрытие). Исследовав пятно данных частиц определяется направление движ. а\м, угол соударения, направление движ. а\м после соударения.

2) Следы оставленные отброшенными объектами. Они позволяют определить перемещение объектов, а если имеется перемещение нескольких объектов, то можно определить место соударения.

3) Следы оставленные пострадавшими при наезде. (Следы волочения, смещения обуви, следы и повреждения ТС). Признаки следов волочения: наличие крови, царапины, осыпи грязи и красок, внедрение в поверхность дороги вещества объектов. Следы и повреждения делят на: а)возникающие при столкновении ТС и наезде их на неподвижные объекты. б) возник. при наезде на пешехода. в) возник при опрокидывании. г) возник. при наезде на предметы на дороге.

4) Следы возник. на одежде и обуви пострадавшего. а) Следы удара по телу пешехода на одежде (отпечатки ободков фар, облицовки, декоративных частей передней части ТС). Отображаются в виде наслоения пыли, грязи, примятости. Они позволяют идентифицировать ТС, установить взаимное расположение ТС и пешехода в момент наезда. Порезы осколками стекол фар и лобового стекла, одежды в местах нанесения удара отображаются в виде линейных и точечных повреждений. Вкрапление лака и краски в одежду пострадавшего. б) Следы скольжения по поверхности дороги (наслоение пыли. грязи на одежде, наличие вкраплений эл-ов поверхности дороги, разрыв материала одежды, следы т рения на подошвах обуви). в) Следы переезда на одежде (наслоение пыли, грязи, следы протектора, специфические порывы). г) Следы воздействия частей ТС на пассажиров и водителей 6) На пассажирах появившиеся при ДТП.

Особенности отображения идентификационных признаков. Цель эксперта – сопоставить след с объектом следообразования. На следе ищут признаки объекта. Они отражаются формой, размерами, макро- и микростроением поверхности. Поверхность следообраз. части а\м состоит из отдельных впадин и выступов. Поэтому чтобы выяснить к какой группе относится элемент поверхности прибегают к понятию базисной плоскости, т.е. доминирующей плоскости. Чем > расчленен объект, тем > он содержит идентификационных признаков. Для общей характеристики рельефа применяется показатель индекс расчлененности. Он удобен при изучении линейных следов. Отражает среднее расстояние м\у выдающимися трасами и углубленными.Показателем индекса служит кол-во трас на 1см или 1 мм поперечного следа. По неровностям оставленным следообразующим объектом на следовоспринимающем производят индексацию. Для отображения в следах идентификационных признаков ТС необходим его непосредственный контакт с воспринимающим объектом. Как правило следы содержат достаточно четкое отображение идентифик. признаков.

Наши рекомендации