Стоимость прохождения товара через цепочку
Точнее, данный показатель лучше назвать средней стоимостью прохождения товара от момента поступления (входа) в цепочку и до момента выхода из цепочки, например, при поставке товара в магазин дилером. Хотя есть еще более распространенное название - «стоимость дистрибуции», которая рассчитывается делением добавленной стоимости (разница между ценой поставки в розничный магазин и отпускной заводской ценой) на отпускную заводскую цену, и измеряется в процентах. Обычно она измеряется в процентах от стоимости.
Все эти показатели используются при рассмотрении и анализе функционирования отдельных участков системы.
Управление распределением состоит из решения 2-х задач:
· Снабжение системы в целом.
· Распределение запасов по складам и уровням системы.
При этом, чем ниже уровень, тем меньше возможностей для перераспределения. Так, со склада одного дилера осуществить поставку другому дилеру намного сложней, чем с одного распределительного склада.
Вопросы по дисциплине: «Логистика складирования»
1. Склад как элемент системы логистики.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. На всех стадиях движения МП, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем, существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Движение МП через склад увеличивает стоимость товара, что связано с соответствующими затратами. Поэтому необходимо изучать проблемы и методы эффективной организации и функционирования складов для рационализации движения МП в логистической цепи и снижения издержек обращения.
Существует большое количество различных видов складов. Они классифицируются по отношению к базисным функциональным областям логистики и участникам логистической системы, виду продукции, форме собственности, функциональному назначению, уровню специализации, степени механизации складских операций, виду складских зданий и сооружений, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т.п.
Классификация складов:
1. по отношению к базисным функциональным областям логистики:склад логистики снабжения, склад логистики производства, склад логистики распределения;
2. по виду продукции:склад материальных ресурсов, склад незавершенного производства, склад готовой продукции, склад тары, склад возвратных отходов, склад инструмента;
3. по зоне обслуживания:общезаводской склад (центральный), участковый склад (для снабжения группы цехов однородными материалами и изделиями), прицеховой склад (обслуживает один цех);
4. по форме собственности:собственный склад организации, арендуемый склад, коммерческий склад, склады государственных и муниципальных предприятий, склады общественных и некоммерческих организаций;
5. по функциональному назначению склад буферных запасов (для снабжения производственных процессов), транзитно-перевалочный склад (грузовые терминалах), склад комиссионирования (формирование ассортимента и комплектация партий груза в соответствии с заказами клиентов), склад сохранения (прием товаров на временное хранение), специальный склад (таможенные склады, склады остатков и отходов);
6. по отношению к участникам логистической системы:склад производителя, склад торговых компаний, склад торгово-посреднической компании, склад транспортной компании, склад экспедиторской компании, склад предприятия по грузопереработке, склады прочих логистических посредников;
7. по уровню специализации:узкоспециализированный склад, склад ограниченного ассортимента, склад широкого ассортимента;
8. по степени механизации складских операций:немеханизированный склад, механизированный склад, автоматизированный склад;
9. по виду конструкции складских зданий:закрытый склад (отдельное сооружение), полузакрытые площади (имеют только навес или крышу и одну, две или три стены), открытые (специально оборудованные) площади;
10. по этажности здания:многоэтажный склад, одноэтажный склад высотой до 6 м, высотный склад, высотно-стеллажный склад высотой более 10 м;
11. по возможности доставки и вывоза груза:пристанционный или портовый склад (расположен на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовый склад (имеет подведенную железнодорожную ветку), глубинный склад.
Функции складов:
· Концентрация и хранение запасов, обеспечивающие осуществление непрерывного производства или снабжения при ограничении, связанном с источником ресурсов и колебаниями потребительского спроса;
· Консолидация грузов – подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта;
· Разукрупнение грузов – сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам;
· Управление ассортиментным составом – это накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами;
· Комплектация партий груза – подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки потребителям;
· Предоставление услуг, а именно:
1. Материальных (доставка, маркировка, фасовка, упаковка)
2. Организационно-коммерческая (заключение договоров с транспортными агентствами, информирование о кредитовании, и т. п.)
3. Складских (прием на временное хранение, сортировка, сдача в аренду складских площадей и т. п.)
4. Транспортно-эксплуатационных экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки)
· Организация перевалки грузов (cross-docking). В этом случае поступление товаров на склад координируется с момента отправки их заказчикам, чтобы их передавали непосредственно из зоны поступления в зону погрузки и тут же отправляли для доставки потребителям
Типы складов:
В первый («А») класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики.
Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
Во второй класс («А–») входят 20–30-летние реконструированные здания. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
К классу «В+» относятся здания, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
В четвертый класс («В») входят помещения, построенные в 70-80 годах и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
Пятый класс – это класс «С». В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
Шестой класс – это класс «С–». К нему принадлежат старые здания 30–60 годов строительства. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
К классу «D» относятся не предназначенные для использования в складских целях помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем эксплуатировать. Это связано с огромным количеством денежных средств на восстановление и приведение в порядок к современным показателям.
2. Проектирование складских зон грузопереработки и хранения материальных ресурсов.
Основные требования к планировке складских помещений
Проектирование складских помещений должно вестись с учетом нескольких практических требований:
· площадь, предназначенная для хранения товаров, должна вдвое превышать размер помещений, отведенных под остальные нужды склада;
· планировка помещений должна быть рассчитана на использование складского оборудования, погрузочной техники. Требуется создать условия для качественной укладки и хранения продукции. Это залог непрерывности товарооборота, точности всех технологических процессов;
· по возможности рекомендуется устраивать однопролетное складское помещение большой площади. Отсутствие перегородок и достаточная ширина (около 24 метров) – это благоприятные условия для движения погрузочно-разгрузочной техники и других специальных приспособлений. Для обеспечения несущей способности устраивают колонны и усиленные пролеты;
· основные складские зоны планируются с высотой потолков, достаточной для эффективной укладки упаковок и проезда спецтехники.
На стадии проектирования специалисты выясняют специфику технологических процессов, которые будут производиться на этом складе, количество и параметры помещений различного назначения, их взаимное расположение. Все эти моменты в последующем отразятся на эффективности эксплуатации складских помещений и на прибыльности всего предприятия.