Международные коды опасного груз (cargo IMP code)
Введение
Общие положения
Опасным грузам относятся предметы или вещества, которые способны представлять серьезную угрозу здоровью людей, безопасности полетов, имуществу и окружающей среде.
Большинство грузов перевозимых воздушным транспортом могут являться опасными, если не соблюсти соответствующие меры предосторожности как при хранении, обработке и транспортировке.
Основная угроза, исходящая от опасных грузов состоят из следующих факторов:
· поражение людей радиоактивным излучением, токсинами и болезнетворными организмами;
· заражение имущества и местности радиоактивными веществами;
· поражение людей и имущества взрывной волной и пожаром;
· способность легко воспламеняться и поддерживать горение;
· раздражение кожи и порчи имущества коррозионными веществами.
Любое вещество, которое, будучи представленным для перевозки, способно
взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло или токсические, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары в обычных условиях, возникающих в ходе перевозки, не должно перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах.
Опасные грузы, запрещённые к перевозке при любых обстоятельствах:
· ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ВОСПЛАМЕНЯЮТСЯ ИЛИ РАЗЛАГАЮТСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ТЕМПЕРАТУРЫ 75°С В ТЕЧЕНИИ 48 ЧАСОВ;
· ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА,СОДЕРЖАЩИЕ СМЕСИ ХЛОРАТОВ С ФОСФОРОМ;
· ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОДЕРЖАЩИЕ КАК ХЛОРАТЫ, ТАК И СОЛИ АММОНИЯ;
· ТВЕРДЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ КАК ВЕЩЕСТВА С ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К МЕХАНИЧЕСКОМУ УДАРУ;
· ЖИДКИЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ КАК ВЕЩЕСТВА С УМЕРЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К МЕХАНИЧЕСКОМУ УДАРУ;
· ЛЮБОЕ ВЕЩЕСТВО ИЛИ ИЗДЕЛИЕ, СПОСОБНОЕ ВЫДЕЛЯТЬ ОПАСНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА ИЛИ ГАЗА В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕВОЗКИ ПО ВОЗДУХУ;
· ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕКИСИ, КОТОРЫЕ ОБЛАДАЮТ СПОСОБНОСТЬЮ ВЗРЫВАТЬСЯ.
Исключение для опасных грузов эксплуатанта
Положения, содержащиеся в Технических Инструкциях ИКАО, не распространяются на:
· Изделия или вещества, необходимые на борту ВС в соответствии с действующими требованиями летной годности и правилами эксплуатации;
· Изделия или вещества, перевозимые на борту ВС для использования или продажи во время рейса;
· Сухой лед, необходимый для охлаждения пищевых продуктов;
· Электронные устройства (электронные полетные планшеты, персональные развлекательные устройства, считыватели кредитных карт, содержащие литиевые батареи), перевозимые на борту для использования в ходе полета.
В авиапочте запрещено перевозить опасные грузы, за исключением:
· Образцов, взятых у пациентов - кровь, ее компоненты, ткани и мазки тканевой жидкости, а также части тела, перевозимые для таких целей, как исследования, диагностика, расследования, лечение и профилактика заболеваний;
· Инфекционных веществ и сухого льда (Не более 2.5 кг на упаковку), используемого в качестве хладагента для инфекционных веществ;
· Радиоактивных материалов с очень низкой активностью распада ядра
Опасные грузы в освобожденном количестве:
· Небольшие количества опасных грузов, не подпадающие под действие Технических Инструкций;
· Возможна перевозка только веществ, которые разрешается транспортировать на пассажирских ВС;
· Перевозимый груз удовлетворяет требованиям категорий и групп упаковывания, представленных Технических Инструкциях ИКАО.
Код освобожденного количества
опасного груза
Максимальное количество на внутренний упаковочный комплект | Максимальное количество на внешний упаковочный комплект | |
Е0 | Не допускаются в качестве свобожденного Количества | |
Е1 | 30 г/30 мл | 500 г/500 мл |
Е2 | 30 г/30 мл | 1 кг/1 л |
Е3 | 30 г/30 мл | 300 г/300 мл |
Е4 | 1 г/1 мл | 500 г/500 мл |
Е5 | 1 г/1 мл | 300 г/300 мл |
При перевозке опасных грузов в освобожденном количестве необходимо соблюдать следующие условия:
· Количество– максимальное количество нетто внутренних и
внешних упаковок согласно требованиям Технических инструкций ИКАО;
· Упаковка– трехслойная упаковка (внутренний, промежуточный и внешний упаковочный комплект). Упаковочный комплект должен пройти тест на падение и штабелирование;
· Маркировка– знаки опасности не требуются;
· Документация– запись в грузовой накладной «Dangerous Goods in Excepted Quantities».
Упаковки, содержащие освобожденные количества опасных грузов, должны иметь несмываемую и разборчивую маркировку.
Знак должен содержать указание класса (категории) основной опасности для каждого опасного груза, содержащегося в упаковке.
В случае, когда наименование отправителя или получателя не указано на упаковке в других местах, эти сведения должны быть отражены на знаке.
Ограничения при перевозке опасных грузов:
· Для уменьшения опасности, исходящей от опасного груза при его перевозке, ограничивается его количество;
· Количественные ограничения веществ на одну упаковку указаны в Технических Инструкциях ИКАО, в Перечне опасных грузов.
Многие опасные грузы в достаточно ограниченных количествах представляют меньшую опасность при транспортировке и могут безопасно перевозиться в упаковочных комплектах хорошего качества, которые не сертифицированы ООН.
Опасные грузы в ограниченных количествах должны быть упакованы в соответствии с инструкцией по упаковыванию опасных грузов, обозначенной буквой Y в Перечне опасных грузов.
Условия перевозки опасных грузов в ограниченных количествах:
· Количество– количество нетто на каждую упаковку не должно превышать количества, указанного напротив номера инструкции по упаковыванию с буквой Y. Масса брутто на каждую упаковку не должна превышать 30 кг.
· Упаковка– упаковочные инструкции имеют начальную букву Y,упаковка ООН не требуется;
· Маркировка– нанесение знаков опасности необходимо, дополнительная надпись на упаковке: «LTD QTY» («Limited quantity») или знак ограниченных количеств;
· Документация– оформляется стандартный набор документации, необходимой при перевозке опасного груза, в декларации отправителя и грузовой накладной делается пометка «Limited quantity».
Термины и определения
Барабан - транспортная чара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном.
Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
Бочка - транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигами качания, с доньями.
Вещества - твердые или жидкие индивидуальные химические соединения или механические смеси веществ.
Вещества горючие (сгораемые) - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61 °С в закрытом тигле или 66 °С в открытом тигле, зафлегматизироваиных смесей, не имеющих вспышку в закрытом тигле, относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °C.
Примечание. Флегматизатор –вещество, жидкое, твёрдое или порошкообразное, применяемое в качестве примеси к ВВ для снижения чувствительности к внешним воздействиям (удару, трению,искре и т.п). Часто применяют нефтепродукты, такие как: парафин, стеарин, церезин и др. синтетические полимеры или их смеси.
Вещества жидкие (жидкости) - вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25 °С и давлении 101,3 кПа меньше 101,3 кПа. К жидкостям относят также твердые плавящиеся вещества, температура плавления или каплепадения которых меньше 50 °С.
Вещества и материалы твердые - индивидуальные вещества и их смесевые композиции с температурой плавления или каплепадения больше 50 °С. а также вещества, не имеющие температуру плавления (например, древесина, ткани и т. п.).
Вещества негорючие (несгораемые) — вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).
Вещества трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.
Взрыв массой - взрыв, который одновременно охватывает весь груз.
Взрывчатое вещество - твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по ceбe способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что вызывает повреждения окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.
Взрывчатое изделие - изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.
Вид опасности груза - признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классом (подклассов).
Вид опасности груза дополнительный - вил опасности, не являющийся основным.
Вид опасности груза основной - вид опасности, характерный для класса, (подкласса), к которому отнесен груз.
Вид тары - классификационная единица, определяющая тару по форме.
Вкладыш - элемент тары или упаковки, предназначенный для предотвращения потери (просыпания) продукции через не плотности тары или защиты тары от вредного воздействия продукции.
Внешняя упаковка - тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения.
Примечание. Данное определение не включает средства пакетирования грузов.
Газ окисляющий - газ, для которого характерна цепная окислительно-восстановительная реакция.
Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Газы - вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25 °С и давлении 101,3 кПа превышает 101,3 кПа.
Груз- имущество (материальные средства), перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах согласно грузовой накладной.
Груз бездокументный - груз, прибывший в аэропорт без грузовой накладной и других необходимых документов, или груз находящийся на складе и не имеющий документов.
Груз бесхозный - груз, принадлежность которого не определена в течении 6-ти месяцев со дня поступления в аэропорт.
Груз ошибочно снятый - груз, который по каким-либо причинам снят в транзитном аэропорту, находящийся по маршруту следования рейса между пунктом загрузки и пунктом разгрузки.
Груз скоропортящийся - продукты растительного или животного происхождения, продукты их переработки, живые растения, рыбопосадочный материал и другие грузы, которые требуют особых условий при хранении и транспортировке.
Груз служебный - любые товары, которые перевозятся воздушным судном и являются собственностью перевозчика (авиакомпании).
Груз специальный - груз, который из-за своей ценности или характера, требует специального внимания или обращения во время процедур приемки, хранения, транспортировки, загрузки и разгрузки.
Груз, ошибочно маркированный - груз или часть груза, маркированный неправильно ярлыком отправки, к которой он не относится.
Группа упаковки - признак, характеризующий надежность тары или упаковки при транспортировании опасного груза определенной степени транспортной опасности.
Инцидент, связанный с опасными грузами - относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, причинению ущерба имуществу, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкости или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу воздушному судну или находящимся на его борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами.
Исключение - положение действующих Правил (по перевозке опасных грузов), в соответствии с которым на перевозку конкретного вида опасных грузов не распространяются обычно применяемые к такому виду требования.
Исполнитель транспортной услуги - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.
Количество нетто - масса или объем грузов, составляющих содержимое одного грузового места.
Маркировка - текст, условные обозначения и рисунки на упаковке.
Масса брутто - общая масса грузового места.
Мешок - транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.
Надлежащее отгрузочное (транспортное) наименование - наименование, которое надлежит использовать для описания конкретного изделия или вещества во всех перевозочных документах и уведомлениях и, где это целесообразно, на упаковочных комплектах.
Несовместимый - термин, применяемый к опасным грузам, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества.
Номер по списку ООН - четырехзначный номер, присвоенным Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов для обозначения вещества (изделия) или конкретной группы веществ (изделий).
Опасные грузы - изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности или имущества.
Опасный груз в мелкой расфасовке (ограниченных количествах) - груз, количество которого в потребительской и транспортной таре не превышает значений, устанавливаемых правилами перевозки опасных грузов соответствующего вида транспорта для грузов в мелкой расфасовке (ограниченных количествах).
Патрон- устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целее при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.
Пиротехнические вещества и составы - индивидуальные вещества или смеси веществ, предназначенные для производства внешних эффектов (световых, тепловых, звуковых и реактивных) в результате недетонирующих экзотермических реакций,
Происшествие, связанное с опасными грузами - относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение или наносится серьезный ущерб имуществу.
Пыли - диспергированные твердые вещества и материалы с размером частиц менее 850 мкм.
Среднесмертельная (летательная) -доза, выраженная в миллиграммах вещества на килограмм живой массы, которая при введении внутрь или при нанесении на кожу вызывает гибель 50 % подопытных животных (белых крыс, наблюдаемых в течение 14 суток).
Среднесмертельная (летательная) концентрация - концентрация паров, газов или пыли вещества, выраженная в кубических сантиметрах на кубический метр (миллионных долях) - для паров и газов в миллиграммах на кубический дециметр — для пыли, которая при вдыхании (экспозиции) в течение 1 ч вызывает гибель 50 % подопытных животных (белых крыс, наблюдаемых в течение 14 суток). Допускается использовать известные значения ЛК50 при экспозиции в течение 4 ч. В этом случае используемое значение ЛК50 для паров должно быть умножено на два, а для пыли - на четыре.
Средство пакетировании грузов - любой тип грузового контейнера. авиационного контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с меткой над защитным колпаком.
Примечание. Данное определение не включает внешнюю упаковку.
Тара внутренняя - элемент комбинированной упаковки, предназначенный для размещения в нем продукции и помещаемый в транспортную или промежуточную тару для транспортирования.
Тара комбинированная - тара, изготовленная из двух или более различных материалов, состоящая из сосуда, встроенного или вставленного в наружную тару так, что вместе они образуют единую транспортную тару, которая наполняется, хранится, транспортируется и опорожняется как единое целое.
Тара наружная - наружная защита комбинированной тары или упаковки вместе с любым поглощающим и прокладочным (амортизационным) материалом и другими компонентами, необходимыми для содержания и защиты внутреннего сосуда или внутренней тары.
Тара потребительская - элемент упаковки, в которую расфасовывают продукцию для ее непосредственного использования потребителем.
Тара промежуточная - элемент комбинированной упаковки, предназна-ченный для размещения в нем внутренней тары с продуктом, помещаемый в транспортную тару.
Тара со съемным дном - тара, верхнее дно (крышка) которой снимается полностью.
Тара транспортная - элемент упаковки, предназначенный для защиты продукции (простая упаковка.) Или потребительской тары от воздействия внешних факторов и обеспечения удобства перегрузочных работ, транспортирования, складирования и ее крепления к транспортным средствам.
Тара узкогорлая - тара (барабан, бочка, канистра, фляга), диаметр любой горловины (для наполнения, опорожнения или вентиляции) которой не превышает 72 мм.
Тара широкогорлая - тара (барабан, бочка, канистра, фляга), которая имеет горловину диаметром более 72 мм.
Тип тары - классификационная единица, определяющая тару по материалу.
Транспортная экспедиция - транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором.
Транспортное наименование - наименование груза по номенклатуре ИЮПАК (IUРАС - Internationa) Union of Pure and Applied Chemistry - Международный союз теоретической и прикладной химии или техническое наименование в соответствии с нормативной (технической) документацией.
Транспортный индекс - универсальный показатель опасности радиоактивного груза при транспортировании, характеризующий как опасность радиоактивного облучения, так и условия ядерной безопасности (индекс критичности).
Упаковка (материальное средство) - совокупность потребительской транспортной тары, прокладочных, амортизирующих материалов и вспомогательных упаковочных средств (материалов).
Упаковка (процесс) - комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции к транспортированию и хранению для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного вида.
Упаковка комбинированная - упаковка, состоящая из транспортной тары, в которую вложена одна или несколько единиц внутренней и, при необходимости, промежуточной тары и вспомогательных упаковочных средств.
Упаковочный комплект- емкости и любые другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого и соответствия требованиям по упаковыванию, содержащимся в применяемых Правилах (перевозки опасных грузов и т.д.).
Упаковывание груза - технология и операции, с помощью которых изделия ли вещества помещаются в оберточный материал и/или заключаются в упаковочные комплекты или надежно защищаются каким-либо иным способом.
Фляга- транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
Ящик- транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой пли без нее.
Эмбарго — отказ авиакомпании на ограниченный срок принимать к перевозке по какому-либо маршруту или его участку и в какое-либо место или пункт стыкующей авиакомпании какой-либо товар или тип груза, предложенный должным образом.
Требования законодательства нормативных документов регламентирующих перевозку ОГ
В настоящее время различают несколько уровней нормативного регулирования опасных грузов по воздуху:
· Международный уровень;
· Национальный уровень;
· Отраслевой уровень;
· Руководящие документы авиапредприятия.
Международный уровень включает:
1. Рекомендации ООН по транспортировке опасных грузов;
Разрабатываются Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов
Экономического и Социального Совета ООН. На их основе международные
организации и национальные органы власти различных государств
разрабатывают нормативные документы, регламентирующие перевозки опасных грузов различными видами транспорта
2. Правила МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) безопасной транспортировки радиоактивных материалов;
Разработаны Рабочими группами МАГАТЭ требования этих правил применяются всеми международными транспортными организациями. Во многих странах правила МАГАТЭ приняты в качестве национального документа. В других странах действуют свои национальные правила,
полностью повторяющие положения правил МАГАТЭ или основанные на этих положениях
3. Приложение ИКАО№ 18 к Чикагской конвенции 1944 года;
Определяет необходимость классификации опасных грузов и ограничения при их перевозке, основано на Рекомендациях комитета экспертов ООН
4. Технические инструкции ИКАОпо безопасной перевозкеопасных грузов по воздуху;
Разработаны, Отделом по опасным грузам ИКАО являются согласованными в международном масштабе нормами по безопасной транспортировке опасных грузов воздушным транспортом и содержат правила и ограничения, а так же распространяющиеся на опасные грузы и является подробным инструктивным материалом по обработке опасных грузов. Переиздаются каждые два года (выпускается нечётный год.)
5. Инструкция ИКАО о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах;
Содержит информацию общего характера о факторах, рассмотрение
которых, может быть необходимым в случае возникновения инцидентов и кроме того содержит инструкции в виде контрольного перечня, которые предполагается использовать совместно с процедурами на случай аварийной обстановки, предусмотренными в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. Кроме того, представлен перечень опасных грузов в алфавитном порядке
6. Правила ИАТА – Dangerous Goods Regulations;
Разработано Советом по опасным грузам ИАТА и полностью соответствуют Техническим инструкциям ИКАО, а в некоторых случаях являются ограничительными по сравнению с Техническими инструкциями ИКАО. Учитывают практические аспекты авиационной индустрии и соображения операционного характера и являются рабочим
документом для авиакомпаний.
Подготовка сопроводительной документации
К перевозке принимаются опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов Технических инструкций при условии, что эти грузы, их упаковка и маркировка, а также перевозочные документы соответствуют требованиям, изложенным в Технических инструкциях ИКАО.
Грузы, указанные в Перечне опасных грузов перевозятся на основании письменных заявлений отправителей. Заявления должны быть представлены руководителю авиапредприятия или другому уполномоченному на это лицу в двух экземплярах не позже чем за 48 часов до планируемой отправки опасного груза.
При предъявлении к перевозке опасных грузов руководитель авиапредприятия или уполномоченное им лицо обязаны проверить правильность оформления заявления на перевозку опасных грузов, правильность наименования, грузов и наличие их в Перечне опасных
грузов, а также обеспечить выполнение всех необходимых требований.
Один экземпляр заявления остается в аэропорту (на аэродроме) отправления, второй вручается командиру воздушного судна вместе с грузом и перевозочными документами и следует в пункт назначения, где хранится вместе с документами на перевозку указанных в заявлении грузов.
В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем удостоверяется грузовой накладной.
Грузовая накладная заполняется на русском языке для внутренних перевозок и на английском языке для международных перевозок.
Грузовая накладная оформляется на основании заполненной и подписанной грузоотправителем заявки грузоотправителя, а при перевозке грузов, отнесенных к категории опасных, - декларации грузоотправителя на опасные грузы.
Заявка грузоотправителя и декларация грузоотправителя на опасные грузы должны содержать необходимую и подробную информацию для заполнения грузовой накладной. При необходимости к Декларации прикладываются другие документы, которые подтверждают приводимые в ней сведения.
Бланк «Заявка грузоотправителя» оформляется в одном экземпляре и остается у юридического лица, оформляющего «Грузовую накладную».
Бланк «Декларация грузоотправителя на опасные грузы» оформляется в двух экземплярах и является приложением к грузовой накладной. Один экземпляр остается в аэропорту отправления, второй следует с грузом до пункта назначения.
В соответствии с декларацией отправителя»в разделе «Handling Information» , если груз разрешен к перевозке только на грузовом ВС делается запись: – вписывается «CAO» (cargo aircraft only).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок, грузоотправитель обязан предъявлять дополнительные документы по установленной форме. Такими документами являются сертификаты, лицензии, свидетельства, разрешения и другие документы.
В Российской Федерации используются следующие виды сертификатов:
· Сертификат соответствия;
· Сертификат пожарной безопасности (является часть сертификата соответствия);
· Гигиеническое заключение;
· Ветеринарный сертификат и свидетельство – ветеринарные сопроводительные документы;
· Сертификат происхождения (документ, подтверждающий изготовление продукции в заявленной стране);
· Сертификат качества – документ, аналогичный сертификату соответствия в РФ, выдается за рубежом (в РФ подлежит признанию).
Бланк «Информация командиру ВС о наличии опасных грузов и специальных грузов на борту» «Notification to Captain» (NOTOC)
Командир воздушного судна, на котором будут перевозиться опасные и другие специальные грузы, должен быть информирован перед рейсом об этих опасных грузах.
Эта информация должна быть оформлена в виде специального бланка «Notification to Captain» (NOTOC) «Информация командиру ВС о наличии опасных и специальных грузов на борту».
NOTOC для опасных грузов должен быть заполнен как минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр передается командиру ВС и прикладывается им к отчету о рейсе (заданию на полет), второй экземпляр должен находится в аэропорту отправления.
Информация командиру ВС о наличии опасных и специальных грузов на борту ВС предназначена для информирования экипажа (командира) ВС об имеющихся на борту опасных и специальных грузах, их свойствах и действиях при аварийной ситуации.
В «Информации командиру ВС о наличии опасных грузов на борту» должны быть указаны номера авианакладных, по которым перевозятся опасные грузы, классы опасности (основной и, при наличии, дополнительный), номера ООН, допустимость перевозки пассажирским/грузовым самолетом, кодовое обозначение практического действия и другая предусмотренная
информация.
«Информация командиру ВС о наличии опасных грузов на борту» подписывается должностным лицом, ответственным за загрузку ВС.
Классификация ОГ
Опасные грузы классифицируются по нескольким признакам:
· По степени опасности;
· По физико-химическим свойствам.
1. Классификация по степени опасности:
· Грузы, запрещенные к воздушной перевозке при любых обстоятельствах;
· Грузы, запрещенные к воздушной перевозке без государственного освобождения от действий правил;
· Грузы, запрещенные к перевозке на пассажирских воздушных судах;
· Грузы, допускаемые к воздушной перевозке.
2. Классификация по физико-химическим свойствам:
Класс 1 ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА
К опасным грузам 1 класса относятся:
· Взрывчатые вещества и изделия;
Твёрдое или жидкое вещество (смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что вызывает повреждений окружающих предметов.
· Пиротехнические вещества, составы и изделия
Вещество или смеси веществ, предназначенные для производства внешних эффектов (световых, дымовых, звуковых, тепловых и реактивных) в результате не детонирующих экзотермических реакций.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОИХ СВОЙСТВ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ 1 КЛАССА
ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ШЕСТЬ КАТЕГОРИЙ:
КАТЕГОРИЯ 1.1. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе
Например: тротил, ТЭН, нитроглицерин, аммонал, гранитоль;
Класс 2 ГАЗЫ
К ОПАСНЫМ ГРУЗАМ 2-ГО КЛАССА ОТНОСЯТСЯ:
· ГАЗЫ СЖАТЫЕ, СЖИЖЕННЫЕ, В РАСТВОРЕ, ОХЛАЖДЕННЫЕ СЖИЖЕННЫЕ;
· СМЕСИ ГАЗОВ;
· ИЗДЕЛИЯ, СНАРЯЖЕННЫЕ ГАЗОМ И АЭРОЗОЛИ.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОИХ СВОЙСТВ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ 1 КЛАССА
ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ШЕСТЬ КАТЕГОРИЙ:
Требования, предъявляемые к таре и упаковке ОГ
При перевозке на грузы влияют внешние факторы, такие как:
· МЕХАНИЧЕСКИЕ
· КЛИМАТИЧЕСКИЕ
· БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Упаковка опасного груза должна:
· Обеспечивать защиту груза от внешних факторов;
· Обеспечивать защиту окружающей среды от проявления этим грузом своих опасных свойств;
· Обеспечивать удобное перемещение и размещение груза при его транспортировке и хранении;
· Соответствовать требованиям нормативной документации.
Под упаковкой понимают:
· Комплекс защитных мер по подготовке груза к транспортировке, необходимых для обеспечения его сохранности;
· Совокупность транспортной тары и вспомогательных (прокладочных,
амортизирующих) упаковочных материалов.
Исходя из степени опасности груза установлены разные требования к
прочности упаковочных комплектов:
I группа упаковывания- для грузов, представляющих высокую степень опасности;
II группа упаковывания- для грузов, представляющих среднюю степень опасности;
III группа упаковывания- для грузов, представляющих низкую степень опасности;
Упаковочные комплекты
Виды упаковочных комплектов:
· Отдельный упаковочный комплект – изделие или вещество содержится в одном контейнере.
· Комбинированный упаковочный комплект – изделие или вещество содержится в одном или нескольких внутренних упаковках, которые содержатся в одном внешнем упаковочном комплекте
При перевозке опасных грузов на пассажирских воздушных судах используются комбинированные упаковочные комплекты.
Комбинированные упаковочные комплекты свою очередь подразделяются:
· Внутренний упаковочный комплект;
· Прокладочный или абсорбирующий материал;
· Внешний упаковочный комплект;
· Герметическая металлическая емкость;
· Абсорбирующий материал.
В зависимости от использования различают:
· Одноразовые упаковочные комплекты;
· Многоразовые упаковочные комплекты.
Все упаковочные комплекты перед использованием проходят испытания на:
· Вертикальный удар при падении
· Горизонтальный удар
· Штабелирование
· Опрокидывание
· Воздействие вибрации
· Воздействие низкого давления (герметичность)
Объем испытаний определяется видом упаковки и ее содержимым.
Соответствие упаковочных комплектов установленным требованиям (на основе результатов испытаний) подтверждается соответствующим документом (сертификатом)
Маркировка опасных грузов
При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры к тому, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут соприкоснуться с предъявляемыми к перевозке опасными грузами, были надлежащим образом уведомлены о потенциальной опасности, которую представляют эти грузы.
При воздушной перевозке каждое грузовое место и внешние упаковки с опасными грузами кроме общей транспортной маркировки дополнительно должны содержать информацию о перевозимом грузе и исходящей от него опасности.
На грузы имеющих несколько степеней опасности, необходимо нанести все знаки, где:
· Основной знак характеризует вид опасности, соответствующий классу
(категории) данного груза;
· Дополнительный знак, характеризует дополнительную опасность, исходящую от груза.
Все маркировочные надписи на упаковке:
· должны быть нестирающимися;
· должны быть ясно видимыми и разборчивыми;
· должны быть способны выдерживать воздействие любых погодных условий без существенного снижения их качества;
· не должны размещаться рядом с другими маркировочными надписями, способными существенно уменьшить их эффективность.
Маркировка грузового места должна содержать:
· Наименование грузоотправителя, грузополучателя, аэропорт отправления и при