Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии

В некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства. Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования. Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

· услуги по передаче электрической энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации. Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъекта естественных монополий:

ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифам.

неценовой метод, который предусматривает: определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная. Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных, противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет. Меры административной ответственности предусмотрены нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «монополия», «естественная монополия».

2. Назовите цели и задачи антимонопольного регулирования.

3. Укажите ведущие методы антимонопольного регулирования.

4. Назовите концепции построения нормативно-правовой системы антимонопольного регулирования на транспорте.

5. Дайте определение доминирующего положения на рынке.

6. Назовите каким образом осуществляется регулирование доминирующих субъектов товарного рынка.

7. Перечислите признаки естественных монополий.

8. Укажите как осуществляется антимонопольное регулирование естественных монополий на транспорте.

9. Охарактеризуйте развитие антимонопольного законодательства в РФ.

Наши рекомендации