Особенности санации предприятий общественного пассажирского транспорта
В настоящее время в России сложилась тяжелая ситуация в связи с состоянием и работой городского общественного пассажирского транспорта. Существенно не хватает транспортных средств, срок эксплуатации имеющихся транспортных средств в основном истек, их обновление осуществляется медленно. Сокращается объем и снижается качество транспортных услуг населению, не обеспечивается на должном уровне безопасность перевозок пассажиров из-за изношенности подвижного состава. Имеются проблемы, связанные с размером и сроками выплаты заработной платы работникам предприятий городского общественного пассажирского транспорта. При этом на городском общественном пассажирском транспорте постоянно повышаются тарифы на перевозки пассажиров.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется высокой себестоимостью подвижного состава, сравнительно небольшим сроком его службы, небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы - повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.
В еще большей степени это касается пассажирского транспорта. Увеличиваются расходы на обеспечение безопасности и комфорта. Важнейшую роль играет автомобильный пассажирский транспорт в удовлетворении повседневной потребности российского населения в транспортных услугах, обеспечивая более 50% от общего объема перевозок пассажиров всех видов пассажирского транспорта.
У пассажирского автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. Но сами транспортники выделяют 3 проблемы: первая – это старение парка, вторая – большое количество льготников, третья – это старение автодорог. В основном они никак не связаны с работой транспортников, а связаны с несовершенством законодательной системы, работой муниципалитетов и т.д.
На маршрутах работают автобусы, которые давно израсходовали свой ресурс и давно подлежат списанию. За последние десять лет автобусный парк России сократился более чем на 30% , около 70% автобусов полностью самортизированы, на сегодняшний день более 50% автобусов имеют срок службы более 10 лет. Основной причиной сокращения и старения парков транспортных средств является резкое снижение темпов замены и очень незначительное их обновление. Для минимальной ежегодной замены подлежащего списанию парка потребность в обновлении составляет 13.5 тыс. автобусов. Сохранение текущего уровня закупок за счет откладывания на неопределенный срок замены износившегося парка приведут в ближайшем будущем к массовому выходу его из строя и к другим последствиям, которые трудно преодолеть, поставив под вопрос в ряде городов само существование транспорта общего пользования.
В этих непростых условиях эффективное функционирование пассажирских автотранспортных предприятий сильно затруднено. Предприятия, занятые на социальных маршрутах несут потери от перевозки льготных категорий пассажиров, если возникают задержки при расчетах с бюджетом.
Учитывая большую социальную значимость пассажирского транспорта санация автотранспортных предприятий обеспечивает бесперебойность перевозок. В крупных городах предприятия, занятые на социальных маршрутах, тесно взаимодействуют с правительствами городов и получают от городов и компенсации, и дотации, и помощь.
Например: 1) в 1999 году в Москве создан и до настоящего времени функционирует ОАО «Акционерный Коммерческий Банк развития предприятий пассажирского транспорта г. Москвы «Мострансбанк». Сфера приоритетов деятельности Банка - банковское обслуживание автотранспортных предприятий, их смежников, а так же работников этих предприятий
2) в Санкт-Петербурге в 2003 году ОАО «Третий парк» получил от города на льготных условиях около 200 Автобусов Мерседес VARIO.
3) руководство Северодвинского пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП) обратилось в городской Совет депутатов с просьбой принять срочные меры по погашению задолженности предприятия. На городском автотранспортном предприятии накопилась большая текущая задолженность. Кроме того, некоторое время назад ПАТП взяло по лизингу автобусы на общую сумму 60 млн. рублей. Частично автотранспортники за приобретенные автобусы рассчитались, но необходимо заплатить еще около 30 млн. рублей. В свою очередь у муниципалитета остаются невыплаченные местному автотранспортному предприятию долги в сумме 17,5 млн. рублей, которые тянутся с 1999 года. Также предприятие по суду должно получить из областного бюджета 20 млн. рублей. Как утверждает руководство ПАТП, если в ближайшее время вопрос с долгами не будет урегулирован, единственному в Северодвинске автотранспортному предприятию грозит процедура банкротства. То есть правительство города своими действиями не только не помогает единственному крупному перевозчику, но и способствует его банкротству.
В большинстве населенных пунктов России пассажирским предприятиям не оказывается никакой помощи. И речь может идти только о внутренней санации. То есть предприятиям необходимо сокращать расходы, но не в ущерб безопасности движения, что довольно трудно. Местные администрации, сокращая финансирование пассажирских перевозок, отдают маршруты на откуп частникам.
Таким образом, санация на предприятиях пассажирского транспорта возможна только при активном участии администраций городов и банковских структур. Находящемуся на грани банкротства предприятию, очень трудно самостоятельно провести грамотную санацию. Связано это с особенностями автомобильного транспорта и с большой социальной значимостью пассажирского транспорта.
Контрольные вопросы
1. Назовите порядок установления банкротства предприятия.
2. Назовите транспортные предприятия, которые могут быть признаны банкротами.
3. Дайте определение банкротства предприятия.
4. Перечислите основные процедуры банкротства.
5. Опишите процедуру наблюдение.
6. Опишите процедуру финансового оздоровления.
7. Опишите процедуру внешнего управления.
8. Опишите процедуру конкурсного производства.
9. Опишите процедуру мирового соглашения.
10. Укажите особенности процедуры санации для предприятий пассажирского транспорта.
11. Перечислите признаки классификации санации.
12. Приведите примеры санации предприятий пассажирского транспорта.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация.Сущность, классификация и значение финансового анализа. Анализ финансового состояния предприятия. Виды финансовой устойчивости. Коэффициентный анализ: группы показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Система ранжирования финансовых показателей организации.