Методы регулирования транспортной деятельности
Методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; экономические; комплексные.
Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.
В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т. д.
К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).
Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т. д.
Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить
Регулирование рынка автотранспортных услуг на протяжении последних 20 лет осуществлялось методом лицензирования автотранспортной деятельности. Но необходимо понимать, что лицензирование это лишь один из методов регулирования деятельности. Основным его недостатком является невозможность применения альтернативных методов воздействия на участников рынка. Кроме того, в Российских условиях применение системы лицензирования привело к перекосам на рынке транспортных услуг и распространению негативных тенденций.
Так в частности, для того чтобы стать перевозчиком, не обязательно было регистрировать организацию или становится индивидуальным предпринимателем. Широкое распространение получила черная схема ухода от налогов и государственного контроля путем оформления лицензий на фирмы-однодневки. Именно поэтому только по Москве насчитывается порядка 20000 частных владельцев грузовых автотранспортных средств. Необходимо также отметить, что в 2002 году с вступлением в действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» было отменено лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью менее 3,5 тонн. В результате этого, за пять лет был практически полностью утрачен государственный контроль за предприятиями и частными лицами, использующими грузовой транспорт малой тоннажности. По разным оценкам число таких перевозчиков составляет до 2/3 от общего количества. В итоге их деятельность ничем не регламентируется в принципе.
Отмена лицензирования как инструмента государственного контроля в области перевозок грузов автомобильным транспортом предполагает создание альтернативных методов регулирования рынка автотранспортных услуг.
Создание саморегулируемых организаций является одним из признанных во всем мире рыночных способов регулирования профессиональной деятельности. В развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий. Самая распространенная в мире организационная форма саморегулируемых организаций – Ассоциации.
В России саморегулируемые профессиональные объединения действуют успешно на протяжении 15 лет в таких сферах, как оценочная деятельность, реклама, аудиторская деятельность, рынок ценных бумаг. В Государственной Думе Российской Федерации готовится ко второму чтению законопроект о «Саморегулируемых организациях», принятие которого определит общие правовые основы деятельности саморегулируемых организаций. В тоже время, в законодательстве в сфере транспорта нет упоминаний о саморегулируемых организациях, но нет и запрета на их создание. Поэтому деятельность саморегулируемых организаций в автотранспортной сфере возможна на основании Федерального Закона «О некоммерческих организациях».
В правовой деятельности основной упор необходимо сделать на юридическое сопровождение деятельности перевозчиков. Например: Ассоциация заключает абонентский договор на юридическое обслуживание своих членов с юридической фирмой. В результате перевозчики, не обладающие своей правовой службой получают квалифицированную юридическую помощь.
В финансово-экономической деятельности необходимо оказывать услуги по налоговому, бухгалтерскому и финансовому консультированию автотранспортных предприятий, привлекая для этого специалистов аудиторских компаний. Заключать соглашения со страховыми компаниями о льготном страховании предприятий-членов Ассоциации. Привлекать для сотрудничества банки и инвестиционные компании с целью разработки программ финансирования и кредитования.
В техническом направлении деятельности саморегулируемых организаций необходимо сосредоточить усилия на обновлении парка транспортных средств. Оказывать содействие перевозчикам в приобретении автотранспортных средств путём заключения Ассоциацией соглашений:
· с торгующими фирмами - о дисконтной продаже машин,
· с лизинговыми компаниями - о применении льготных схемах лизинга.
Оказывать содействие в осуществлении качественного и сертифицированного сервисного обслуживания транспортных средств. Продвигать внедрение систем телематики и мониторинга автомобильных перевозок с применением спутниковых навигационных систем и различных систем связи. Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные причины, вызывающие необходимость регулирования рынка транспортных услуг.
2. Перечислите основные задачи регулирования рынка транспортных услуг на современном этапе.
3. Укажите основные нормативно-правовые методы регулирования рынка транспортных услуг.
4. Укажите основные нормативно-правовые методы регулирования рынка транспортных услуг.
5. Приведите возможные альтернативные методы регулирования рынка транспортных услуг.
6. Назовите особенности саморегулируемых организаций на транспорте.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ