Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров

Постановка на учет в налоговом органе. Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.

Налог на добавленную стоимость. Согласно п..п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ услуг на территории Российской Федерации. Перевозки пассажиров и грузов являются услугами, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость. При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 18 %, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ. В частности, в соответствии с п.п. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0% при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т. п.). При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572. Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

- автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.

Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно указанной статье при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 149) пассажиров, багажа, грузов, или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога и налога с продаж). При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов. При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

Налог с продаж. В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог. Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Согласно п. 1 ст. 350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключение такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом. Таким образом, для коммерческих перевозчиков льгот по налогу с продаж не предусмотрено (при осуществлении перевозок в черте города).

Специальные налоговые режимы. Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” с 1 января 2003 года вводятся в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 НК РФ).

Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий: если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж); средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, не превышает 100 человек; стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн. рублей

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Однако это правило действует только в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей. Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности содержится в перечне в соответствии с законом того субъекта федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие. Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 “Деятельность сухопутного транспорта”, включая:

1) Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе: внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

2) Деятельность такси.

3) Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.

4) Деятельность автомобильного грузового транспорта, в том числе: деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта; деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог. Переход на упрошенную или вмененную системы налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 года транспортный налог (глава 28 НК РФ). Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечень объектов налогообложения и транспортных средств не являющихся объектом налогообложения изложен в ст. 358 НК РФ. Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год. В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте экономическую сущность налогов.

2. Дайте определение понятию «налог».

3. Укажите зависимость между величиной налоговой ставки и объемом дохода, поступающего в бюджет.

4. Перечислите основные принципы налогообложения.

5. Назовите основные элементы налога.

6. Назовите виды налоговых ставок.

7. Перечислите функции налогов.

8. Укажите методы налогообложения.

9. Перечислите критерии классификации налогов.

10. Назовите основные виды налогов применительно к грузовым и пассажирским предприятиям автомобильного транспорта.

11. Укажите особенности транспортного налога.

12. Назовите целевые налоги, уплачиваемые автотранспортными предприятиями.

13. Назовите специальные налоговые режимы, которые могут применяться на автотранспортных предприятиях.

14. Перечислите достоинства и недостатки налогообложения как метода регулирования экономики.

Наши рекомендации