Тема «Домашние птицы» (занятие № 2)
Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— усвоение навыка согласования числительных с существительными;
— упражнение в употреблении предлога под.
Оборудование:картинки домашних птиц, картинки птенцов домашних птиц на каждого ребенка, сюжетная картинка «Птичий двор», геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.Сядут за столы дети, место которых за столом справа, слева.
2. Развитие мелкой моторики.«Гребешок». «Петя, Петя-петушок, покажи свой гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
3. Развитие пространственного мышления и воображения.«Петя-петушок — это чей папа? — Цыпленка. — А кто у цыпленка мама? — У цыпленка мама курица». Далее дети выкладывают из геометрических фигурок цыпленка: два кружочка, два треугольника, две палочки. Сначала выкладывают у цыпленка клювик, «смотрит вниз, клюет», а затем самостоятельно перемещают треугольник-клювик так, как будто цыпленок «пьет».
4. Повторение материала.«Птичья семья». Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка — селезень — утенок, гусыня — гусь — гусенок, индюшка — индюк — индюшонок.
5. Физкультминутка.Танец утят.
6. Согласование числительных с существительными.Игра «Сосчитай птенцов». У каждого ребенка картинка с тем или иным количеством птенцов домашних птиц. Дети говорят: «У меня два утенка. У меня пять индюшат. У меня один гусенок. У меня пять цыплят...».
7. Сравнение двух птиц: гусь — курица.На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица. «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? — У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... — А теперь найдем отличия. — Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы — короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
8. Употребление предлога под. Сюжетная картинка «Птичий двор», «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
Итог занятия.
Тема «Домашние птицы» (занятие № 3)
Цель:
— расширение словаря по теме;
— закрепление навыка согласования числительных с существительными;
— развитие связной речи, пересказ рассказа.
Оборудование:картинки, фланелеграф по сказке К.И. Чуковского «Цыпленок».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.Игра «У кого сколько». У каждого ребенка картинка с разным количеством домашних птиц. Дети называют: «У меня два гуся. У меня три индюшонка. У меня пять уток...».
2. Повторение материала.Игра «Подбери пару». На доске выставлены картинки: гусь, индюк, петух, утка. Дети подбирают пару и называют их.
«Гусь — гусыня, индюк — индюшка, утка — селезень, петух — курица».
3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок»(с показом ее на фланелеграфе).
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Она кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот, вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И, что было силы, закричал: «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу, вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» И была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его, вот так.
4. Физкультминутка.Танец утят.
5. Пересказ рассказа.Логопед предлагает сначала пересказать сказку всем вместе, затем по частям, сначала и до конца.
6. Логопед предлагает детям подумать, что сказала мама цыпленку, какие слова. Прослушать все варианты, предлагаемые детьми. Оценить.
7. Итог занятия.Перечислите всех героев сказки «Цыпленок».
ПТИЦЫ