Тема «Зимние забавы» (занятие № 3)

Цель:

— активизация и расширение словаря по теме;
— усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже;
— овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.

Оборудование:картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.Игра «Один — много». Конек — коньки, клюшка — клюшки, шайба — шайбы, снежинка — снежинки, сугроб — сугробы, сосулька — сосульки, горка — горки, мороз — морозы, метель — метели, вьюга — вьюги, снежок — снежки, Снегурочка — Снегурочки...

2. Введение в тему.Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску.

· Льется речка — мы лежим, лед на речке — побежим (коньки).

· На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи).

· Все лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы (санки).

· Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).

· Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей
Не интересна для детей (клюшка).

«Для чего нужны эти предметы? — Для игр зимой, для зимних забав. — Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».

3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже.Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?

4. Физкультминутка.Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.

5. Составление предложения в прошедшем времени.Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».

6. Составление простого предложения по сюжетной картинке.Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».

7. Итог занятия.«Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»

Тема «Зима» (занятие № 4)

Цель:

— активизация словаря по теме «Зима»;
— закрепление пространственных представлений (снизу — сверху, слева — справа, наверху);
— развитие связной речи, составление рассказа по картинке.

Оборудование:картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.Игра «Назови зимнее слово».

2. Закрепление пространственных представлений.Логопед предлагает детям отгадать загадку.

Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).

«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).

3. Развитие связной речи.Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно — слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1—2 рассказа).

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

5. Заслушивают еще 1—2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.

6. Развитие логического мышления.Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2—4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их

Итог занятия.

Наши рекомендации