Характеристика основного порта
Географические координаты порта: 69 град. О минут север, широты; 33 град. 4 минуты вост. долготы.
Порт Мурманск находится на Кольском полуострове, на побережье Баренцева моря и является крупнейшим в мире портом, расположенным за полярным кругом.
Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.
Лишь в очень суровые зимы Кольский залив в районе порта сплошь покрывается льдом. В этих случаях проводка судов осуществляется ледоколами и портовыми буксирами.
Глубины на подходных фарватерах, протяженность которых составляет 22 мили, большие, что обеспечивает доступность порта для любых судов.
На акватории, прилегающей к Мурманску, расположены причалы морского торгового порта, пассажирского района, рыбного порта, нефтебазы, судоремонтных заводов, различных городских организаций и воинских частей.
Торговый порт разделен на 3 производственных, перегрузочных комплекса. Первый из них специализируется на перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений. В его состав входит причалы №18 и 19. На них установлено специальное перегрузочное оборудование, включающее железнодорожную эстакаду для выгрузки вагонов, бункера-накопители вместимостью 25 тыс. т, три перегрузочные установки производительностью до 1200 тонн в час каждая. Второй комплекс специализируется в основном на перевалке навалочных грузов (руда, импортный глинозем).
Кроме того, на его причалах осуществляется перегрузка контейнеров ИСО, генеральных грузов на Дудинку, Шпицберген и другие порты арктического побережья России. Он включает 5 причалов с глубинами до 12,5 м. На третьем комплексе производится перевалка навалочных и генеральных грузов. В его состав входят 9 грузовых причалов с глубинами от 7,7 до 10,0 м, оборудованных портальными кранами. На шести из них грузовые работы могут вестись по варианту «вагон - судно» и обратно.
Всего в торговом порту эксплуатируется 16 грузовых и 5 вспомогательных причалов. Их общая протяженность составляет более 3,4 км. К большинству из них подведены железнодорожные пути. Для производства грузовых работ в торговом порту имеется более 50 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 т, более 120 автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 10 тонн, спецтягачи и роллтрейлеры, контейнерные погрузчики, 3 спецустановки для перегрузки апатитового концентрата и близких по характеристикам минеральных удобрений. В торговом порту имеются 6 крытых складов общей площадью 28,4 тыс. кв. м.
В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 40 тонн. Пассажирский район включает пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота, 3 плавучих причала для судов местного плавания и морской вокзал. Глубины у пирса 6,5 м, у плавпричалов - до 7,8 м. В рыбном порту имеется около 50 причалов небольшой длины с глубинами от 6,0 до 8,5 м общей протяженностью около 4,0 км.
На причалах установлены в основном портальные краны грузоподъемностью от 3,2 до 6 т. Есть несколько кранов г/п 10 т. Порт разделен на районы: 1-й и 2-й грузовые районы и угольную базу (3-й грузовой район).
В состав нефтебазы входит один нефтепирс длиной 336 м, на котором перерабатываются почти все виды жидкого топлива. Параллельно ему строится еще один нефтепирс. обслуживания, отстоя судов, различных вспомогательных целей.
Однако несколько причалов, используются для перевалки коммерческих грузов. Торговый порт и пассажирский район обслуживают около 50 судов портового флота, включающего буксиры различной мощности, рейдовые и швартовные катера и др. В их число входят также пассажирские суда на 80 и 180 пассажиров, используемые для местных перевозок.
В Мурманске действует Морская администрация порта Мурманск. На ее балансе находятся причалы торгового порта и пассажирского района.
Основные виды деятельности:
* погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, в том числе выгрузка грузов из транспортных средств (судов, вагонов и автотранспорта), погрузка грузов на транспортные средства, крепление грузов;
* обслуживание судов;
* транспортно-экспедиторское обслуживание;
* накопление и хранение грузов, складские операции с грузами;
* предоставление услуг аренды, связи, энергоснабжения, водо- и теплоснабжения и т.п.
Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в ОАО “ММТП”:
* цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель);
* прокат черных металлов;
* уголь навалом;
* апатитовый концентрат навалом;
* железорудный концентрат навалом;
* марганцевая руда навалом;
* глинозем навалом;
* металлолом;
* железорудные окатыши навалом;
* продукция химической промышленности в мешках и биг-бегах;
* строительные материалы;
* продовольственные грузы;
* технологическое оборудование в ящиках и без упаковки;
* легковые автомобили и колесная техника;
* различные грузы в контейнерах ИСО-20 и ИСО-40 (в том числе рефрижераторные), МПС и др.
Мурманский морской торговый порт характеризуется следующими общими показателями:
· площадь территории - 104 га;
· количество причалов - 17;
· общая протяженность причалов - 3000 метров;
· глубины у причалов - до 15 метров;
· общая длина железнодорожных подъездных путей - 10,5 км;
· общий грузооборот (по итогам 2007 года) - 10 255 тыс. тонн.
По объему перевалки сухих грузов Мурманский порт прочно удерживает второе место в Северо-Западном регионе после порта Санкт Петербург и четвертое место по России.
Мурманский морской торговый порт - единственный порт на северо-западе России, имеющий возможность обрабатывать суда дедвейтом свыше 140 000 тонн.
Техническая и оперативная мощность
Максимальный достигнутый грузооборот – 15,2 млн. тонн
Количество обрабатываемых судов в год – 500 – 600
Валовая интенсивность обработки судов с навалочными грузами - 20 – 25 тыс. тонн/судо-сутки
Вагонооборот – 220 000 ед. в год
Интенсивность обработки вагонов – более 750 ед. в сутки
Максимальный дедвейт судов, обрабатываемых у причалов – до 140 000 тонн
Максимальная масса отдельных единиц генеральных грузов (перегрузка кранами в спаренном режиме) – до 80 тонн
Максимальная масса отдельных единиц генеральных грузов (перегрузка с использованием погрузчиков) – до 45 тонн.
Транспортировка грузов с использованием тягачей – до 60 тонн.
Рис.1 Схема порта Мурманск
Зоны тяготения
Уголь
Особое место занимает перевалка угля. Мурманский морской торговый порт является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые.
Основное направление экспорта - это страны Западной Европы, в частности - Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.
Рис.1.2 Зоны тяготения угля
Минеральные удобрения
На акватории, прилегающей к Мурманску, расположены причалы морского торгового порта, пассажирского района, рыбного порта, нефтебазы, судоремонтных заводов, различных городских организаций и воинских частей. Торговый порт разделен на 3 производственных перегрузочных комплекса. Первый из них специализируется на перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений. В его состав входит причалы No 18 и 19. На них установлено специальное перегрузочное оборудование, включающее железнодорожную эстакаду для выгрузки вагонов, бункера-накопители вместимостью 25 тыс.т, три перегрузочные установки производительностью до 1200 тонн в час каждая. Второй комплекс специализируется в основном на перевалке навалочных грузов (руда, импортный глинозем).