По правилам дорожного движения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЛАССЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
1кл. | 2кл. | Зкл. | ||
I | Город и его транспорт. | |||
1. Поговорим об истории . | ||||
2. Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | ||||
3. Остановочный путь и скорость движения. | ||||
П | Где и как можно переходить дорогу. | |||
1. Пешеходный переход. | ||||
2. Нерегулируемые перекрестки. | ||||
3. Регулируемые перекрестки. Светофор. | ||||
4. Регулировщик и его сигналы. | - | |||
5. Где еще можно переходить дорогу. | ||||
III | Пешеход - пассажир - пешеход. | |||
1. Поездка на автобусе и троллейбусе. | ||||
2. Поездка на трамвае. | ||||
3. Поездки на других видах транспорта. | ||||
IV | Дорожные знаки и дорожная разметка. | |||
V | Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут). | |||
VI | Безопасный отдых. | |||
1. Где можно и где нельзя играть. | ||||
2. Ты — велосипедист. | ||||
VI | Поездка за город. | |||
VIII | Дорога глазами водителей. | |||
IX | Заключительное занятие. | |||
Итого: |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | "Правила дорожного движения РФ": Общие положения. 1. Что такое правила дорожного движения. 2. Понятия и термины Правил дорожного движения. 3. Основные требования Правил дорожного движения. | 3 ч. |
II | Сигналы светофора и регулировщика. 1. Сигналы, применяемые в светофорах, и их значения. 2. Типы светофоров. 3. Сигналы регулировщика и их значения. | 2ч. |
III | Дорожные знаки и дорожная разметка. 1. Группы дорожных знаков и их назначение. 2. Назначение и виды дорожной разметки. | 2ч. |
IV | Оценка дорожных ситуаций. 1. Безопасное расстояние до движущегося транспортного средства. 2. Остановочный путь транспортного средства. 3. Опасность бытовых привычек на дороге. 4. Дорога глазами водителя. | 6ч. |
V | Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут). | Зч. |
VI | Безопасность при езде на велосипеде, самокате, роликах, скейтборде. | 2ч. |
VII | Доврачебная медицинская помощь. 1. Краткие сведения о доврачебной помощи. 2. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. | 2ч. |
Итого: | 20ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Дорожно-транспортные происшествия. 1. Что такое ДТП. 2. Виды ДТП. 3. Причины ДТП. 4. Последствия ДТП. 5. Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия. | 2ч. |
Современные транспортные средства - источник повышенной опасности. 1. Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. 2. Безопасный автомобиль. | 2ч. | |
III | Дорога - зона повышенной опасности. 1. Что такое дорога. 2. Почему дорога опасна. 3. Дорога в школу. 4. Дорога к маршрутному транспорту. 5. Упражнения, задачи, тесты. | 5ч. |
IV | Чрезвычайные ситуации на транспорте. 1. Что такое чрезвычайная ситуация (ЧС). 2. Автомобиль. 3. Наземный маршрутный транспорт. 4. Метро. 5. Железнодорожный транспорт. 6. Водный транспорт. 7. Воздушный транспорт. | 4ч. |
V | Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на транспорте. 1. Поведение участников и очевидцев ДТП и ЧС. 2. Доврачебная медицинская помощь. 3. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. 4. Упражнения, задачи, тесты. | 4ч. |
VI | Государственные службы безопасности и спасения. 1. Государственная противопожарная служба. 2. Государственная автомобильная инспекция и милиция. 3. Скорая медицинская помощь. 4. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. | 1 ч. |
Итого: | 18ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Почему нужно знать закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения Российской Федерации. 1 . Закон - основа безопасности. 2. Правила - дорожная грамота. | 2 ч |
II | Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности. 1 . Город как транспортная система. 2. Организация дорожного движения. 3. Регулирование дорожного движения. | 3 ч |
III | Опасность на дороге. Как ее избежать. 1. О чем говорит дорожная статистика. 2. Бытовым привычкам не место на дороге. 3. Как распознать и предвидеть опасность на дороге. | 5 ч |
IV | Работа водителя и поведение пешехода. 1. Основы теории движения автомобиля. 2. Надежный водитель. 3. О культуре поведения пешехода. 4. Взаимоуважение участников движения - залог безопасности на дороге. | Зч. |
V | Первая медицинская помощь в пути и при дорожно-транспортных происшествиях. 1. Оказание первой помощи при ДТП и заболеваниях в пути. 2. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. | 5 ч. |
Итого: | 18 ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Движение пешеходов. 1. Где и как могут двигаться пешеходы. 2. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. 3. Движение в жилых зонах на автомобилях. 4. Предупреждающие сигналы водителей. 5. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. 6. Спец-сигналы и опознавательные знаки транспортных средств. 7. Преимущества транспортных средств перед пешеходами. 8. Упражнения, задачи, тесты. | 4 ч. |
II | Обязанности пассажиров и правила перевозки людей. 1 . Безопасность пассажиров при посадке и высадке из транспортного средства. 2. Правила перевозки людей и требования безопасности. 3. Правила перевозки детей в транспортных средствах. 4. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. 5. Упражнения, задачи, тесты. | 3 ч |
III | Опасные бытовые привычки на дороге. 1. Обманчивая безопасность. 2. Обзор дороги - условие безопасности. 3. Видимость на дороге. 4. Пешеход на дороге - примеры опасного поведения. | 3 ч. |
IV | Водитель велосипеда - полноправный участник движения. 1. Велосипед - транспортное средство. 2. Управление велосипедом: требования к водителю. 3. Требования ПДЦ к движению велосипедов. 4. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. | 2 ч |
V | Роликовые коньки, скейтборды и другие средства передвижения. 1. Где разрешено движение на роликовых коньках, скейтбордах и др. средствах. 2. Обеспечение безопасности при движении. 3. Технические требования к роликовым конькам, скейтбордам и др. средствам и уход за ними. 4. Экипировка участника движения. | 1 ч. |
VI | Сигналы светофора и регулировщика. 1. Сигналы светофора и типы светофоров. 2. Методы и системы управления светофорами. 3. Сигналы регулировщика. 4. Ситуационные задачи со светофорами и регулировщиками. | Зч. |
VII | Дорожные знаки и дорожная разметка. 1. Значение знаков и разметки в дорожном движении. 2. Группы знаков и виды разметок. 3. Ситуационные задачи с применением знаков и разметки. | 2ч. |
VIII | Доврачебная медицинская помощь. 1. Значение доврачебной медицинской помощи для жизни и здоровья пострадавших в ДТП. 2. Некоторые приемы оказания доврачебной помощи. | 2ч. |
Итого: | 20ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Состояние безопасности дорожного движения. 1. Конфликтные ситуации. 2. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма. Зачем он нужен. 3. Как избежать попадания в ДТП. | 2ч. |
II | Пути повышения безопасности пешеходов. 1. Разделение транспортных и пешеходных потоков. 2. Технические средства и методы защиты пешеходов. 3. Пешеходные и жилые зоны. 4. Психологическая безопасность. | 1 ч. |
III | Правовое воспитание пешеходов. 1. Что такое правовое воспитание пешеходов. 2. Зачем нужно правовое воспитание. 3. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. 4. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. 5. Значение информации в обеспечении безопасности движения. | 2ч. |
IV | Опасность на дороге видимая и скрытая. 1. Дорожные ситуации с участием пешеходов. 2. Как разгадать дорожную ситуацию. 3. Принятие решения в различных дорожных ситуациях (психологическая готовность к принятию решения и его реализация). 4. Упражнения, задачи, тесты. | З ч. |
V | Безопасность движения двухколесных транспортных средств. 1. Велосипед. 2. Мопед. 3. Мотоцикл и мотороллер. | Зч. |
VI | Сложные ситуации на дороге и перекрестке. 1. Начало движения и маневрирование. 2. Расположение транспортных средств на проезжей части. 3. Проезд перекрестков (правила решения задач). 4. Остановка и стоянка ТС. 5. Упражнения, задачи, тесты. | 5ч. |
VII | Доврачебная медицинская помощь. 1. Принятие" решения об оказании доврачебной помощи (установка диагноза). 2. Отработка некоторых практических приемов доврачебной помощи. | 4ч. |
Итого: | 20ч. |
9 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Права пешехода и его ответственность за нарушения ПДД. 1. Права человека на пешее передвижение. 2. Обязанность пешехода по соблюдение ПДД. 3. Ответственность пешехода за нарушения ПДД. 4. Упражнения, задачи, тесты. | 2 ч. |
II | Ошибки пешехода. 1. Понятие "ошибка пешехода". 2. Проявление ошибок и их классификация. 3. Психология ошибок. 4. Упражнения, задачи, тесты. | 5 ч. |
III | Риск. ДТП. 1. Понятие "риск". 2. Риск пешехода - причина ДТП. 3. Характер и риск. 4. Упражнения, задачи, тесты. | 1 ч. |
IV | Правила перевозки людей. 1. Перевозка в маршрутных транспортных средствах (трамвай, троллейбус, автобус). Посадка и высадка. Поведение пассажиров в салоне. Оборудование салона (поручни, запасные выходы). 2. Средства защиты людей в транспортных средствах: ремни и подушки безопасности, шлемы, элементы экипировки. 3. Перевозка в грузовых автомобилях. 4. Правила перевозки групп детей в Санкт - Петербурге. 5. Перевозка детей в легковых автомобилях: размещение, детские сидения. 6. Перевозка детей на двухколесных транспортных средствах (велосипед, мотоцикл и др.). 7. Активная и пассивная безопасность транспортных средств. 8. Упражнения, задачи, тесты. | 2 ч. |
V | Страхование участников дорожного движения и гражданская ответственность владельцев транспортных средств. 1. Что такое страхование? 2. Страхование жизни и здоровья. 3. Страхование гражданской ответственности. 4. Проверка знаний с использованием тестов. | 1 ч. |
VI | Доврачебная медицинская помощь. 1. Роль и значение доврачебной помощи. 2. Первичные действия при оказании доврачебной помощи. 3. Осмотр пострадавшего и постановка диагноза. 4. Первая помощь. 5. Транспортировка пострадавшего. 6. Упражнения и тесты. | 5 ч. |
VII | Статистический анализ ДТП и его значение. 1. Состояние ДДТТ в Санкт - Петербурге, в РФ и за рубежом. 2. Значение статистического анализа для профилактики ДТП. 3. Упражнения, задачи, тесты. | 2 ч. |
VIII | Функции ГАИ и его взаимоотношения с участниками дорожного движения. 1. Функциональные обязанности сотрудников ГАИ. 2. Выполнение участниками дорожного движения требований ГАИ. 3. Взаимоотношения сотрудников ГАИ и участников дорожного движения. 4. Требования ПДД едины для всех участников дорожного движения. | 2ч. |
Итого: | 20ч. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ,
РЕКОМЕНДОВАНЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОЙ
И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ПРЕДМЕТУ
"ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
I
1. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", 1995 г.
2. "Правила дорожного движения РФ". Утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. №1090. Изменения и дополнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67. Введены в действие с 1 апреля 2001 г.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ/Под общ. ред. начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенанта В.А.Федорова. М.: "За рулем", 2001/.
II
Учебная и методическая литература
по Правилам дорожного движения.
1. Учись быть пешеходом: Учебное - методическое. пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат. СПб.: Изд. дом "МиМ", 1997, 1998.
2. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач. школы. Ч. 1 и 2 / Е.М.Сосунова., М.Л.Форштат. Рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. СПб.: Изд. дом "МиМ", 1997, 1998.
3. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по Правилам дорожного движения для 5 кл. / М.Л.Форштат. СПб.: Изд. дом "МиМ", 1998.
4. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по Правилам дорожного движения для 6 кл. / М.Л.Форштат. СПб.: Изд. дом "МиМ", 1998.
5. Пешеход на дороге: Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения / М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. Издание Центра безопасности "Автоград" Комитета по образованию Администрации СПб и Управления ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2001, 2002.
6. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения:
7. Метод, рекомендации для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования / М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова. Издание Центра безопасности "Автоград" Комитета по образованию Администрации СПб и Управления ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2001, 2002.
8. О методике преподавания Правил дорожного движения в школе / М.Л.Форштат, Центр безопасности "Автоград". СПб.: ЦПИ Комитета по образования, 2002.
9. Школьный учебный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения / М.Л.Форштат. Издание Центра безопасности "Автоград" Комитета по образованию Администрации СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Ленинградской области. СПб., 2000.
10. Сборники материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: В помощь работникам образовательных учреждений. 1, 2ч. Е.И. Свахчян, О.Г. Макашина. Издание Центра безопасности "Автоград" Комитета по образованию Администрации СПб и Управления ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2001
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ «АВТОГРАД»
М. Л. ФОРШТАТ
ПРОГРАММА РЕКОМЕНДОВАНА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОГРАММА
Реальная ситуация такова, что учащиеся, обучающиеся в одной и той же школе и даже в одном и том же классе, очень часто имеют неодинаковую подготовку по ПДЦ, а некоторые даже не имеют ее вовсе.
Необходимо отметить, что правильнее было бы обучать детей по программе, обязательной для всех классов с 1-го по 9-й, рассчитанной для каждого класса в отдельности. При этом программа должна отражать в полной мере требования действующих Правил дорожного движения и меры по их обеспечению непосредственно на дороге. Расчет учебных часов должен быть произведен по единственно возможному принципу - по принципу разумной достаточности, а не по остаточному или другому произвольному принципу.
Минимальное количество учебных часов, предлагаемое для программы «Безопасность детей на дороге», - 10. Но это не расчетное (реально необходимое), а реально исполнимое для каждой школы и для каждого класса количество часов.
Любое возможное увеличение количества учебных часов, безусловно, очень желательно и весьма полезно.
Компенсировать, в определенной мере, недостаток в учебных часах можно и другим путем. Для этого можно использовать, в дополнение к обучению по программе «Безопасность детей на дороге», Обучающий минимум по Правилам дорожного движения «Пешеход на дороге», разработанный Центром безопасности «Автоград». Суть Обучающего минимума заключается в проведении ежедневных 3- и 5-минутных занятий, проводимых в конце каждого учебного дня за счет времени последнего урока или дополнительного времени.
Обучающий минимум представляет собой перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге и в основном соответствует настоящей программе.
Проведение блиц-занятий доступно каждому учителю. Их цели и метод подробно изложены в методических рекомендациях Обучающего минимума*.
Для достижения наибольшей результативности обучения Правилам и безопасности дорожного движения методика преподавания должна основываться на следующих принципах:
4. обязательное обучение всехшкольников;
5. строго регулярное обучение;
6. учет возрастныхи психофизических особенностей учащихся;
7. творческий подход к изложению учебного материала с учетом кон
кретных местных условий дорожного движения;
8. систематическая проверка знаний, умений и навыков учащихся (в том числе игры, соревнования, конкурсы и т.п., проводимые вне учебных часов программы).
ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Примерно 75% всех ДТП с участием детей происходит в результате повторяющихся одних и тех же ошибочных действий. Это прежде всего:
• Переход через проезжую часть вне мест, установленных для перехода дороги (35 - 40%);
• Выход на проезжую часть дороги из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору (25 - 30%);
• Нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, роли
ковых коньках, скейтбордах и т.п. (10 -15%);
• Неподчинение сигналам светофора и регулировщика (5-10%);
• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5%).
Как видно из приведенных данных, от 65 до 80% ДТП связаны с неправильным переходом проезжей части и наездом транспортных средств на детей-пешеходов. Многие из них или погибают или получают ранения с тяжелыми последствиями. В числе многих других видов травматизма
именно дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов носит особо тяжкий характер, ведь пешеход не имеет даже такой защиты, как корпус автомобиля, который имеют пассажиры и водители.
Детям недостаточно привить необходимые знания, умения и навыки безопасного поведения на дороге. Надо еще суметь воспитать у них привычку и потребность не пренебрегать приобретенным потенциалом, а осознанно реализовывать его в обстановке дорожного движения. Среди детей, пострадавших на дороге, есть и немало таких, которые знали, как следовало вести себя в сложившейся дорожной ситуации, но нарушили требования Правил.
Воспитание дисциплинированного поведения на дороге является неотъемлемой частью обучения детей Правилам дорожного движения.
Но, говоря о воспитании пешехода, нельзя иметь в виду только требования по выполнению обязанностей, записанных в Правилах дорожного движения, как бы важны они ни были.
Во всем мире, особенно в тех странах, где культура дорожного движения находится на самом высоком уровне, пешеходам предоставлены и охраняются права, которые приравниваются к одним из основных прав человека. Это права на пешее передвижение.
В 1963 году была образована Международная федерация пешеходов. Она не только провозгласила право людей на пешее передвижение, но и поставила своей целью защиту безопасности людей, находящихся на дороге вне транспорта.
Особое внимание в хартии уделено трем наиболее уязвимым категориям: детям, женщинам и людям пожилого возраста.
В 1988 году Европейский парламент принял разработанную Федерацией Европейскую Хартию о правах пешеходов. Хартия включает в себя положения, реализация которых целесообразна и в России.
Ознакомление детей с сутью и смыслом положений, входящих в содержание Хартии о правах пешеходов, может сыграть важную роль в воспитании грамотных и цивилизованных участников движения.
В Хартии специальным пунктом выделено положение о том, что каждое государство организует распространение информации о правах пешеходов среди населения и обеспечивает ее доступность для детей начиная со школьного возраста.
Ничего подобного у нас нет. Наш Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» лишь говорит о праве пешеходов получатьинформацию о безопасных условиях движения непосредственно от органов исполнительной власти и от соответствующих должностных лиц. Об обеспечении информацией, о правах пешехода населения и о ее доступности для школьников (что крайне важно!) не сказано ничего.
А ведь любые права, в том числе и права пешехода, в данном случае ко многому обязывают. Не потому ли пешеходы, и среди них дети, так часто нарушают свои обязанности, что у них мало прав?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
Основные термины и понятия, используемые в «Правилах дорожного движения РФ». | ||
Дорога и правила поведения на ней. Что называется дорогой. Элементы (составные части) дороги. Как надо переходить дорогу. Дорога с двусторонним движением. Переход дороги с двусторонним движением. Дорога с односторонним движением. Переход дороги с односторонним движением. Обозначение пешеходных переходов. Светофор и его сигналы. Типы светофоров. Регулировщик и его сигналы. Безопасность на пешеходном переходе - забота самого пешехода. | ||
Опасность на дороге. Как ее избежать. Бытовые привычки и их опасность на дороге. Что такое дорожные «ловушки». Характерные случаи дорожных «ловушек»:
| ||
Требования безопасности к водителям велосипеда. Возрастные ограничения. Расположение велосипедов на проезжей части дороги. Навык управления велосипедом в различных ситуациях в городе и за городом. Безусловное выполнение требований ПДД. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипеда. Экипировка водителя велосипеда. | ||
Требования безопасности при катании на роликовых коньках, скейтбордах и других подобных средствах передвижения. Места, разрешенные для катания на роликовых коньках, скейтбордах и т.п. Обязательное выполнение требований ПДЦ к пешеходам. Подбор роликовых коньков, скейтбордов и т.п. и их содержание в исправном состоянии. Экипировка, используемая при катании на роликовых коньках, скейтбордах и т.п. | ||
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара. Проезжая часть дороги - не место для игр и забав. Поведение на проезжей части жилых зон и во дворах. | ||
Всего: |
СОДЕЙСТВИЕ ГАИ
В воспитании дисциплинированного поведения на дороге большую помощь школе могут оказать сотрудники ГАИ, используя для этого свой авторитет блюстителей порядка в дорожном движении.
Участие сотрудников ГАИ в работе с карточками нарушителей ПДД, оперативное информирование о состоянии дорожной обстановки и ее изменениях, оказание помощи в грамотном толковании дорожных ситуаций и текста «Правил дорожного движения», участие в массовых мероприятиях по тематике дорожного движения и работа по организации безопасного передвижения детей в микрорайоне школы - все это и многое другое может оказать неоценимую помощь в воспитании дисциплинированных участников дорожного движения.
По всем вопросам работы с программой и другими консультациями по обучению школьников Правилам и безопасности дорожного движения просим обращаться в Центр безопасности «Автоград»:
196135, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, 28. тел. 387-83-92, факс: 387-34-53
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЛАССЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
1кл. | 2кл. | Зкл. | ||
I | Город и его транспорт. | |||
1. Поговорим об истории . | ||||
2. Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | ||||
3. Остановочный путь и скорость движения. | ||||
П | Где и как можно переходить дорогу. | |||
1. Пешеходный переход. | ||||
2. Нерегулируемые перекрестки. | ||||
3. Регулируемые перекрестки. Светофор. | ||||
4. Регулировщик и его сигналы. | - | |||
5. Где еще можно переходить дорогу. | ||||
III | Пешеход - пассажир - пешеход. | |||
1. Поездка на автобусе и троллейбусе. | ||||
2. Поездка на трамвае. | ||||
3. Поездки на других видах транспорта. | ||||
IV | Дорожные знаки и дорожная разметка. | |||
V | Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут). | |||
VI | Безопасный отдых. | |||
1. Где можно и где нельзя играть. | ||||
2. Ты — велосипедист. | ||||
VI | Поездка за город. | |||
VIII | Дорога глазами водителей. | |||
IX | Заключительное занятие. | |||
Итого: |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | "Правила дорожного движения РФ": Общие положения. 1. Что такое правила дорожного движения. 2. Понятия и термины Правил дорожного движения. 3. Основные требования Правил дорожного движения. | 3 ч. |
II | Сигналы светофора и регулировщика. 1. Сигналы, применяемые в светофорах, и их значения. 2. Типы светофоров. 3. Сигналы регулировщика и их значения. | 2ч. |
III | Дорожные знаки и дорожная разметка. 1. Группы дорожных знаков и их назначение. 2. Назначение и виды дорожной разметки. | 2ч. |
IV | Оценка дорожных ситуаций. 1. Безопасное расстояние до движущегося транспортного средства. 2. Остановочный путь транспортного средства. 3. Опасность бытовых привычек на дороге. 4. Дорога глазами водителя. | 6ч. |
V | Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут). | Зч. |
VI | Безопасность при езде на велосипеде, самокате, роликах, скейтборде. | 2ч. |
VII | Доврачебная медицинская помощь. 1. Краткие сведения о доврачебной помощи. 2. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. | 2ч. |
Итого: | 20ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Дорожно-транспортные происшествия. 1. Что такое ДТП. 2. Виды ДТП. 3. Причины ДТП. 4. Последствия ДТП. 5. Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия. | 2ч. |
Современные транспортные средства - источник повышенной опасности. 1. Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. 2. Безопасный автомобиль. | 2ч. | |
III | Дорога - зона повышенной опасности. 1. Что такое дорога. 2. Почему дорога опасна. 3. Дорога в школу. 4. Дорога к маршрутному транспорту. 5. Упражнения, задачи, тесты. | 5ч. |
IV | Чрезвычайные ситуации на транспорте. 1. Что такое чрезвычайная ситуация (ЧС). 2. Автомобиль. 3. Наземный маршрутный транспорт. 4. Метро. 5. Железнодорожный транспорт. 6. Водный транспорт. 7. Воздушный транспорт. | 4ч. |
V | Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на транспорте. 1. Поведение участников и очевидцев ДТП и ЧС. 2. Доврачебная медицинская помощь. 3. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. 4. Упражнения, задачи, тесты. | 4ч. |
VI | Государственные службы безопасности и спасения. 1. Государственная противопожарная служба. 2. Государственная автомобильная инспекция и милиция. 3. Скорая медицинская помощь. 4. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. | 1 ч. |
Итого: | 18ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Почему нужно знать закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения Российской Федерации. 1 . Закон - основа безопасности. 2. Правила - дорожная грамота. | 2 ч |
II | Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности. 1 . Город как транспортная система. 2. Организация дорожного движения. 3. Регулирование дорожного движения. | 3 ч |
III | Опасность на дороге. Как ее избежать. 1. О чем говорит дорожная статистика. 2. Бытовым привычкам не место на дороге. 3. Как распознать и предвидеть опасность на дороге. | 5 ч |
IV | Работа водителя и поведение пешехода. 1. Основы теории движения автомобиля. 2. Надежный водитель. 3. О культуре поведения пешехода. 4. Взаимоуважение участников движения - залог безопасности на дороге. | Зч. |
V | Первая медицинская помощь в пути и при дорожно-транспортных происшествиях. 1. Оказание первой помощи при ДТП и заболеваниях в пути. 2. Автомобильная аптечка первой медицинской помощи. | 5 ч. |
Итого: | 18 ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Движение пешеходов. 1. Где и как могут двигаться пешеходы. 2. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. 3. Движение в жилых зонах на автомобилях. 4. Предупреждающие сигналы водителей. 5. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. 6. Спец-сигналы и опознавательные знаки транспортных средств. 7. Преимущества транспортных средств перед пешеходами. 8. Упражнения, задачи, тесты. | 4 ч. |
II | Обязанности пассажиров и правила перевозки людей. 1 . Безопасность пассажиров при посадке и высадке из транспортного средства. 2. Правила перевозки людей и требования безопасности. 3. Правила перевозки детей в транспортных средствах. 4. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. 5. Упражнения, задачи, тесты. | 3 ч |
III | Опасные бытовые привычки на дороге. 1. Обманчивая безопасность. 2. Обзор дороги - условие безопасности. 3. Видимость на дороге. 4. Пешеход на дороге - примеры опасного поведения. | 3 ч. |
IV | Водитель велосипеда - полноправный участник движения. 1. Велосипед - транспортное средство. 2. Управление велосипедом: требования к водителю. 3. Требования ПДЦ к движению велосипедов. 4. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. | 2 ч |
V | Роликовые коньки, скейтборды и другие средства передвижения. 1. Где разрешено движение на роликовых коньках, скейтбордах и др. средствах. 2. Обеспечение безопасности при движении. 3. Технические требования к роликовым конькам, скейтбордам и др. средствам и уход за ними. 4. Экипировка участника движения. | 1 ч. |
VI | Сигналы светофора и регулировщика. 1. Сигналы светофора и типы светофоров. 2. Методы и системы управления светофорами. 3. Сигналы регулировщика. 4. Ситуационные задачи со светофорами и регулировщиками. | Зч. |
VII | Дорожные знаки и дорожная разметка. 1. Значение знаков и разметки в дорожном движении. 2. Группы знаков и виды разметок. 3. Ситуационные задачи с применением знаков и разметки. | 2ч. |
VIII | Доврачебная медицинская помощь. 1. Значение доврачебной медицинской помощи для жизни и здоровья пострадавших в ДТП. 2. Некоторые приемы оказания доврачебной помощи. | 2ч. |
Итого: | 20ч. |
КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Состояние безопасности дорожного движения. 1. Конфликтные ситуации. 2. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма. Зачем он нужен. 3. Как избежать попадания в ДТП. | 2ч. |
II | Пути повышения безопасности пешеходов. 1. Разделение транспортных и пешеходных потоков. 2. Технические средства и методы защиты пешеходов. 3. Пешеходные и жилые зоны. 4. Психологическая безопасность. | 1 ч. |
III | Правовое воспитание пешеходов. 1. Что такое правовое воспитание пешеходов. 2. Зачем нужно правовое воспитание. 3. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. 4. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. 5. Значение информации в обеспечении безопасности движения. | 2ч. |
IV | Опасность на дороге видимая и скрытая. 1. Дорожные ситуации с участием пешеходов. 2. Как разгадать дорожную ситуацию. 3. Принятие решения в различных дорожных ситуациях (психологическая готовность к принятию решения и его реализация). 4. Упражнения, задачи, тесты. | З ч. |
V | Безопасность движения двухколесных транспортных средств. 1. Велосипед. 2. Мопед. 3. Мотоцикл и мотороллер. |