Объединения судовладельцев и формы конкуренции в линейном судоходстве
В линейном судоходстве применяется ряд разнообразных объединений судоходных компаний, которые отличаются друг от друга степенью связей и консолидации.
Наиболее свободной формой объединения является «джентельменское соглашение». Такое соглашение даже не всегда оформляется в письменном виде. Оно касается основ сотрудничества судовладельцев в случае возникновения спорных вопросов при обслуживании одного и того же направления одних и тех же портов двумя и более линиями. Наиболее важным предметом такого рода соглашения являются обычно тарифы или ставки. В рамках «джентельменского соглашения» партнеры обязуются придерживаться правил «честной игры». Иногда эти соглашения предусматривают отказ одного судовладельца от работы на каком-либо направлении в пользу другого.
Более тесной формой объединения является «совместное обслуживание». При таком соглашении линейные судовладельцы договариваются о применении единых тарифов или ставок фрахта в одинаковых условиях перевозок, о регулировании совместного обслуживания в соответствии с единым расписанием, о распределении районов или портов, обслуживаемых линиями партнеров и т.д.
Цель этих и других соглашений – ограничение конкуренции, получение максимально высоких доходов.
Самой распространенной формой объединения являются линейные конференции. Линейная конференция – это добровольное объединение судовладельцев, состоящее из юридически, экономически и организационно самостоятельных судоходных компаний, имеющее своей целью монополизацию перевозок и установление единых тарифов на конкретном направлении, ограничение конкуренции среди членов конференции. Участники конференции сохраняют полную хозяйственную самостоятельность за исключением тех вопросов, которые регламентируются конференцией. Содержание отдельных конференциальных соглашений может существенно отличаться.
В общем случае конференциальное соглашение оговаривает обязательства членов использовать единые тарифные ставки и следовать одинаковой фрахтовой политике.
Конференциальные соглашения могут определять:
· сферу деятельности конференции, т.е. рэнджи портов;
· вид членства в конференции;
· права и обязанности членов;
· условия членства с указанием размера вступительного взноса;
· правила вступления, выхода и исключения из конференции;
· правила, регламентирующие заседания конференции и процедуру голосования;
· положения о секретариате конференции, обязательства членов конференции по осуществлению перевозок в рамках конференции;
· штрафы и другие меры наказания за нарушения соглашения;
· участие членов в других соглашениях и ряд других вопросов.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 380 конференций. Число членов конференций различно: от двух-трех до 50 компаний различных стран. Большинство крупных судоходных компаний являются членами всех или почти всех конференций, действующих в определенном географическом регионе, и пытаются влиять на их политику в своих интересах.
Более тесная форма сотрудничества в рамках конференции - грузовой пул, когда каждой компании устанавливается ее доля от общего объема перевозок. Наибольшее ограничение конкуренции между партнерами достигается при соглашении о фрахтовом пуле, который предусматривает распределение между участниками пула общей суммы доходов от перевозок.
Независимо от вида, в пуловом соглашении оговариваются районы работы судов компаний, перечень грузов, период действия пула. Для всех участников пула устанавливается минимальное количество заходов в порты обслуживаемого района. За невыполнение установленного числа отходов по какому-либо порту, а также за недовыполнение или перевыполнение, установленной соглашением, квоты перевозок с виновной компании взимается штраф.
Создание объединений в линейном судоходстве не устраняет конкуренции, а лишь изменяет ее формы. Различают следующие формы конкуренции в этой сфере:
• Внутренняя конкуренция. Внутри самой конференции не прекращается борьба между отдельными компаниями-партнерами;
• Внешняя конкуренция. Конференции ведут конкурентную борьбу с аутсайдерами, конференциями, обслуживающими смежные направления перевозок, трамповыми компаниями.
40. Смешанные перевозки – виды, определения и характеристики каждого
Как показывает практика, в перевозке почти каждого вида груза участвует не один вид транспорта. За рубежом смешанные перевозки получили название мультимодальные перевозки от словосочетания «multi-modal» много (multi), виды (modal).
На конференции UNCTCAD 1996 года по мультимодальным перевозкам были выработаны понятия для каждого из видов смешанных перевозок. К ним в первую очередь, относятся:
1. Intermodal Transport (интермодальная перевозка),
2. Multimodal Transport (мультимодальная перевозка);
3. Segmented Transport (сегментарная перевозка),
4. Combined Transport (комбинированная перевозках
Интермодальная перевозка - это родовое понятие для всех, перечисленных выше, видов перевозок. Она определяется - как перевозка груза несколькими видами транспорта, где один из перевозчиков обязуется организовать всю перевозку груза («от двери до двери») из одною пункта назначения или порта через один или несколько пунктов в конечный пункт назначения.
Мультимодальная перевозка - это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза («от дери до двери»), принимает на себя ответственностьза всю перевозку груза в целом. В этом случае он может выдавать отправителю один документ на мультимодальную перевозку, который покрывает весь путь следования груза.
Сегментарная перевозка - это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза («от двери до двери»), принимает на себя ответственность только за ту часть перевозки, которую осуществляет он сам.
Комбинированная перевозка - это перевозка груза в одном и том же перевозочном месте (контейнере), осуществляемая нескольким видами транспорта – автомобильным, железнодорожным и водным.
В соответствии с п.1 ст. 1 Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 года (она в силу не вступила, но ее положения используются в международных перевозках): «Международная мультимодальная перевозка означает перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора мультимодальной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора мультимодальной перевозки до обусловленного места доставки в другой стране.
Из приведенных определений видно, что мультимодальная перевозка представляет собой комплексный процесс, включающий в себя не только перевозку груза разнымыми видами транспорта (в несколько этапов), но и оказание иных услуг, связанных с такой перевозкой, в частности, сюда можно отнести услуги по экспедированию, хранению и перевалке груза.
Юнимодальной перевозкой (от англ. Слова unimodal) в международной практике получила название перевозка грузов, осуществляемая одним видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, морским).
Таким образом, процесс перевозки являетется многоэтапным и многoоперационным с большой технологической эксплуатационной и экономической разнородностью операций.
В настоящее время требования рынка привели к тому, что большинство крупных операторов контейнерных перевозок отказалось от традиционной системы доставки груза каждым видом транспорта изолировано друг от друга, перейдя к мультимодальной перевозке.
Ее особенность заключается, прежде всего, в том, что здесь появляется новый правовой субъект - оператор мультимодальной перевозки (multimodal transport opetator) с которым грузовладелец заключает договор мультимодальной перевозки на условиях «от двери до двери». В соответствии с такой схемой, оператор мультимодальной перевозки (ОМП) становится тем единственным лицом, которое несет ответственность перед грузовладельцем за сохранность груза в течение всей его перевозки, а также от имени заключает договоры перевозки с юнимодальными перевозчиками для осуществления отдельных ее этапов. Сущность такой организации перевозки заключается а тем что грузовладелец не вступает в правоотношения с фактическими перевозчиками, и все его права и обязанности вытекают из договора перевозки, заключенного с OMП.
В качестве операторов мультимодальной перевозки грузов могут выступать транспортные компании (судоходные, железнодорожные, автомобильные) или крупные экспедиторские фирмы. Экспедиторы кроме транспортных операций они принимают на себя часть функций отправителя, подготовку документации; упаковку; хранение; таможенные формальности; страхование.
Кроме того оператор мультимодальной перевозки выдает грузоотправителю единый транспортный документ, который покрывает всю перевозку груза в целом. Оператор мультимодальной перевозки обычно:
• обязуется осуществить от своего имени сквозную перевозку от места, где товары были им приняты под ответственность, до места поставки;
• принимает на себя ответственность, установленную в транспортном документе;
• несет ответственность за поступки и упущения своих работников, субподрядчиков, агентов и других лиц, услугами которых он пользуется при выполнении перевозок так, как если бы эти поступки и упущения были совершены им самим.
ОМП несет ответственность за полное соответствие груза данным, указанным в коносаменте, если в нет нет такого рода отметок как «взвешено, погружено и сосчитано отправителем», «контейнер затарен отправителем» и т.д. Коносамент выдается в ордерной форме и является товарораспорядительным документом, если он не имеет отметки «именной».
С целью урегулирования отношений сторон с банками, которые должны осуществлять платежи по предъявлению соответствующего документа, подтверждающего мультимодальную перевозку, в 1973 году Международная торговая палата приняла международные правила для документа на комбинированную перевозку, на основе которых были разработаны два документа на мультимодальную перевозку – «Combidoc» и «Combiconbill», которые были приняты в качестве товарораспрядительных документов. Однако, бурное развитие мультимодальных перевозок началось с 1994 года после принятия новой редакции упомянутых правил и утверждения нового документа мультимодальной перевозки – «Multidoc».