Классификация и применение пластичных смазок
Пластичные смазки подразделяются на четыре группы:
- антифрикционные - для снижения износа и трения скольжения сопрягаемых деталей;
- консервационные - для предотвращения коррозии при хранении, транспортировке и эксплуатации;
-канатные - для предотвращения коррозии и износа стальных канатов;
- уплотнительные - для герметизации зазоров, облегчения сборки и разборки арматуры, манжет, резьбовых, разъемных и любых подвижных соединений.
Антифрикционные смазки являютсясамой многочисленной группой пластических смазок и делятся на следующие подгруппы:
С - общего назначения;
О - для повышенной температуры;
М - многоцелевые;
Ж - термостойкие (узлы трения с рабочей температурой >150 °С);
Н - низкостойкие (узлы трения с рабочей температурой <40 °С);
И - противозадирные и противоизносные;
X - химически стойкие;
П - приборные;
Т - редукторные (трансмиссионные);
Д - приработочные пасты;
У - узкоспециализированные (отраслевые).
Консервационные смазки обозначаются буквой “3”, канатные — “К”.
Уплотнительные смазки имеют три подгруппы:
А - арматурные (для манжет);
Р - резьбовые;
В - вакуумные (для уплотнений в вакуумных системах).
В зависимости от применения смазки делят па общего назначения, многоцелевые и специализированные.
Смазки общего назначения
Кальциевые смазки имеют общее название — солидолы. Это самые массовые и дешевые антифрикционные смазки, относятся к сред не плавким. Кальциевые смазки выпускаются следующих марок: солидол Ж, прессолидол Ж, солидол С или прессолидол С.
Солидол С работоспособен при температуре от -20 до 65 °С. Прессолидол С - от -30 до 50 °С.
Натриевые и натриево-кальциевые смазки работают в более широком интервале температур (от -30 до 110 °С) и применяются главным образом в подшипниках качения.
Например, смазка автомобильная ЯНЗ-2 почти нерастворима в воде, но при длительном применении во влажной среде эмульгируется. Вытесняется универсальной смазкой Литол-24.
Универсальные смазки
Универсальные смазки водостойки и работоспособны в широком интервале температур, скоростей и нагрузок. Обладают хорошими консервационными свойствами. Загустителями для них служат литиевые мыла.
Литол-24 - можно использовать в качестве единой автомобильной смазки, она работоспособна при температуре от -40 до 130 °С.
Фиол-1, Фиол-2, Фиол-3 - смазки аналогичны Литол-24, но более мягкие, лучше удерживаются в узлах трения.
Специализированные смазки
К специализированным смазкам относятся около 20 марок смазок разного качества. Они наиболее эффективно используются в качестве несменяемых и непополняемых смазок в процессе эксплуатации.
Графитная - применяется преимущественно в открытых узлах.
AM карданная - для карданных шарниров равных угловых скоростей (Тракта, Рцеппа, Вейса) грузовых автомобилей, склонна к вытеканию из узлов.
Шрус-4 - для шарниров равных угловых скоростей (типа Бирфильд) легковых автомобилей; работоспособна при температуре от -40 до 130 °С, водостойка, имеет высокие противозадирные и противоизносные свойства.
ШРБ-4 - для герметизированных шарниров подвесок и рулевого управления, диапазон рабочих температур от -40 до 130 °С.
ЛСЦ-15 - применяется в шлицевых соединениях, шарнирах и осях приводов педалей, стеклоподъемниках; обладает высокой водостойкостью, адгезией (прилипаемостью) к металлам, хорошими консервационными свойствами.
Термостойкие смазки
Предел работоспособности термостойких смазок — от 150 до 250 °С.
Униол-ЗМ - водостоек, обладает хорошей коллоидной стабильностью и противозадирными свойствами.
ЦИАТИМ-221 - можно применять при температурах от -60 до 150 °С, химически стабильна к резине и полимерным материалам.
Морозостойкие смазки
Морозостойкие смазки работоспособны во всех узлах трения в условиях Крайнего Севера и Арктики.
Зимол - морозостойкий аналог смазки Литол-24.
Лита - многоцелевая морозостойкая рабоче-консервационная смазка, водостойкая.
ЦИАТИМ-201 - основная морозостойкая смазка для автомобилей, обладает посредственными противозадирными свойствами, при хранении выделяет масло. Зимол и Лита, уступая ей по морозостойкости, превосходят по противоизносным свойствам, работоспособности при повышенных температурах.
ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Таблица 1.
№ поз. на схеме смазки | Наименование узла, агрегата | Кол-во смазки (общее на все точки) | Наименование смазки | Кол-во точек | Периодичность | Указания по смазке | ||
ТО-1 | ТО-2 | СТО | ||||||
Валик привода педали тормоза | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку | |||||
Система гидроусилителя руля | 2,5 л | МГ-15-В ГОСТ 17479.3-85 | Х ХХ | Проверьте уровень масла в бачке и, при необходимости долейте. При использовании заменителей меняйте масло при СТО, оба фильтра насоса промойте в бензине или керосине. Замените фильтрующий элемент | ||||
Бачок заливной главного цилиндра тормоза | 0,6 л | Жидкость для тормозов "Роса" ТУ 2451-004-10488057-94 Заменители: "Нева", "Томь" ТУ 6.01.1163-78, ТУ 6.01.1276-82, SAE 1703F; DOT-4 | Х | Проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте (то же проделать после прокачки и ремонтных работ). Заменяйте жидкость раз в год осенью |
Продолжение таблицы 1.
Картер масляный двигателя | 10 л | М-4з/6-В1 ГОСТ-17479.1-85 Дублирующие: SAE 5W-30, SAE 5W-40 | Х | Х | Проверьте уровень масла при ЕО, долейте до нормы. Замените масло и фильтрующий элемент масляного фильтра | |||
Подшипники водяного насоса | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия | |||||
Маслоотделитель вентиляции картера двигателя | ХХ | Разберите, промойте в керосине, протрите насухо, установите на место | ||||||
Подшипники натяжного ролика вентилятора | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х ХХХ | Доложите смазку в полость подшипника. Снемите ролик, промойте в керосине, протрите насухо и заложите свежую смазку | |||||
Подшипники валов вентилятора | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия |
Продолжение таблицы 1.
Ролики шторки радиатора | 3 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Смазывайте оси роликов один раз в год - осенью | |||||
Распределитель зажигания: - втулка ротора | М-4з/6-В1 ГОСТ-17479.1-85 Дублирующие: SAE 5W-30, SAE 5W-40 | Х | 4 - 5 капель | |||||
Подшипники ступиц колёс передней оси | 1 кг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | ХХ | Закладывайте смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников | ||||
Подшипник муфты выключения сцепления | 30 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте одной полной заправкой колпачковой маслёнки | ||||
Картер коробки передач | 3 л | ТМ-5-18 ГОСТ 17479.2-85 Заменитель: SAE 85W/90 по API GL-5 | Х | ХХ | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте. Замените смазку. | |||
Шарниры карданных валов | 50 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Смазывайте раз в два года | |||||
Подшипник опоры промежуточного вала карданной передачи | 50 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия | ||||
Шлицы карданного вала | 240 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 или ЯНЗ-2 ГОСТ 19537-74 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку (10 качков шприцем) |
Продолжение таблицы 1.
Клеммы и перемычки аккумуляторной батареи | Литол-24 ГОСТ 21150-87 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Х | Смазывайте тонким слоем | |||||
Картер заднего моста | 8,2 л | ТМ-5-18 ГОСТ 17479.2-85 или Top75W-85 SKG-F | ХХ | Замените масло | ||||
Фильтры воздушных усилителей тормозов | Масло M-8В ГОСТ 10541-78 | ХХХ | Промойте фильтрующие элементы в керосине и обмакните в чистое масло | |||||
Предохранитель против замерзания | 200 г | Спирт этиловый технический ГОСТ 17228-78 | Применяйте при температурах окружающего воздуха ниже 5˚С | |||||
Шарниры рулевых тяг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывать до появления свежей смазки | |||||
Шкворни поворотных кулаков | 0,09 кг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывать через пресс-маслёнку по четыре кучка на каждую точку | ||||
Шарниры силового цилиндра ГУР опора цилиндра | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | 1 1 | Х | Смазывайте до появления свежей смазки из отверстия. Разберите, смажьте |
Продолжение таблицы 1.
Заливной бачок привода выключения сцепления | 0,45 л | Томь ТУ 2451-004- 10488057 или SAE 1703F; DOT-4 | Х | Х | Проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте (то же проделать после прокачки и ремонтных работ). Заменяйте жидкость раз в год осенью |