Построение динамического паспорта автомобиля
Динамическая характеристика автомобиля - это совокупность кривых, описывающих значение динамического фактора при движении автомобиля на разных передачах с различными скоростями.
При построении графиков, связывающих динамический фактор (Д) и скорость движения (Vа), используют результаты ранее выполненных расчетов сил тяги и сопротивления движению (табл . 2.4).
Значения динамического фактора рассчитываются по формуле:
Д = [Pе - (Pо + Pтр + Pw)]/G. (3.1)
Расчет Д производят применительно к той нагрузке, которая указана в задании на КР.
Если величина нагрузки в задании не указана, то расчет Д осуществляют применительно к полной (номинальной) загрузке автомобиля. Результаты расчетов Д, соответствующие разным передачам и скоростям движения, сводят в таблицу и используют для построения графиков.
Неудобство использования динамической характеристики автомобиля состоит в том, что для оценки тягово-скоростных свойств необходимо строить отдельные графики для каждого значения нагрузки на автомобиль.
Более универсальным и удобным является динамический паспорт автомобиля (рис. 3.1), который позволяет оценить тягово-скоростные свойства при различных нагрузках на автомобиль.
Динамическим паспортом автомобиля называется его динамическая характеристика с номограммой нагрузок и графиком контроля буксования.
Методика построения динамического паспорта автомобиля такова:
1) строят динамическую характеристику автомобиля с полной
нагрузкой;
2) строят номограмму нагрузок, характеризующую изменение
динамического фактора по тяге D в зависимости от нагрузки на
автомобиль;
3) строят график контроля буксования. Он включает в себя зависимости динамического фактора по сцеплению Dсц от нагрузки на автомобиль при разных значениях коэффициента сцепления колес с дорогой.
При построении номограммы нагрузок на автомобиль ось абсцисс его динамической характеристики продолжают влево и на ней в произвольном масштабе откладывают значения нагрузки на автомобиль, % (для грузовых автомобилей) или пасс, (для легковых автомобилей и автобусов).
Из точки, соответствующей нулевой нагрузке, проводят вертикаль, на которой откладывают значения динамического фактора по тяге D для снаряженного автомобиля (без груза или без пассажиров) в масштабе, определяемом по формуле:
D0 = DaGa/G0, (3.2)
где Da — динамический фактор по тяге для автомобиля с полной нагрузкой;
Go и Ga — вес соответственно снаряженного автомобиля и автомобиля с полной нагрузкой.
Рис. 3.1. Динамический паспорт автомобиля
Затем сплошными линиями соединяют одинаковые значения динамических факторов D0 и Da на осях ординат снаряженного и полностью груженого автомобилей.
График контроля буксования строят на номограмме нагрузок автомобиля. С помощью этого графика сопоставляют динамические факторы по тяге D и сцеплению Dcu с целью определения возможности буксования ведущих колес при различных нагрузках на автомобиль.
Для построения графика контроля буксования сначала рассчитывают динамические факторы по сцеплению при разных нагрузках на автомобиль.
При этом используют следующие выражения:
D0 сц = ; (3.3)
Dа сц = , (3.4)
где: D0сц и Dасц — динамические факторы по сцеплению соответственно снаряженного автомобиля и автомобиля с полной нагрузкой;
Go и Ga — вес соответственно снаряженного и полностью груженого автомобилей;
Go2 и Ga2 — вес, приходящийся на ведущие колеса соответственно снаряженного и полностью груженого автомобилей;
φх — коэффициент продольного сцепления (φх = 0,1...0,8).
Последовательно подставляя значения коэффициента сцепления φх в выражения (3.3) и (3.4), определяют динамические факторы по сцеплению D0 сц и Dасц. Найденные значения динамических факторов по сцеплению откладывают на вертикалях Do и Da, номограммы нагрузок в том же масштабе, что и динамические факторы по тяге, и их одинаковые значения соединяют штриховыми линиями, над которыми указывают соответствующие значения φх.
Характеристика ускорений
Характеристика ускорений - это совокупность кривых, характеризующих ускорения автомобиля (j, м/с2) при различных скоростях движения на разных передачах.
Значения ускорений определяют исходя из ранее построенной динамической характеристики. При этом величины ускорений рассчитывают по формуле:
, (3.5)
где: g = 9,8 м/с2 - ускорение свободного падения;
- коэффициент учета вращающихся масс автомобиля при включении i-ой передачи.
Значения вычисляют по формуле:
, (3.6)
где: Jд,, Jк, Jтр - соответственно моменты инерции двигателя (а также связанных с ним деталей), колес и трансмиссии, кгм2;
Мн,, М - соответственно полная масса автомобиля при номинальной и заданной загрузке, кг.
Численные значения моментов инерции вращающихся масс различных марок и моделей автомобилей приведены в табл.3.1.
Таблица 3.1
Моменты инерции вращающихся масс автомобиля, кгм2
N n/n | Марка и модель автомобиля | Двигатель | Ведущие колеса и трансмиссия | Ведомые колеса | |
1.Легковые автомобили: | |||||
ВАЗ-2101 | 0,13 | 1,42 | 1,10 | ||
ВАЗ-2103, 2106 | 0,13 | 1,34 | 1,10 | ||
ВАЗ-2121 | 0,13 | 9,47 | - | ||
"Москвич"-412,2140 | 0,16 | 1,55 | 1,02 | ||
ГАЗ-24 | 0,32 | 2,52 | 2,44 | ||
УАЗ-469 | 0,37 | 13,0 | - | ||
2. Автобусы: | |||||
РАФ-2203 | 0,32 | 3,80 | 2,40 | ||
УАЗ-452В | 0,37 | 13,0 | - | ||
КАВЗ-685, ПАЗ | 0,52 | 35,6 | 21,2 | ||
ЛАЗ-695Н | 1,01 | 67,8 | 33,5 | ||
ЛАЗ-695Е | 1,01 | 75,4 | 36,0 | ||
ЛАЗ-699Н | 1,77 | 67,8 | 33,5 | ||
3. Грузовые автомобили: | |||||
Иж-2715 | 0,16 | 2,10 | 2,01 | ||
УАЗ-451ДМ | 0,37 | 6,50 | 5,94 | ||
ГАЗ-53А | 0,52 | 35,6 | 18,0 | ||
ГАЗ-66 | 0,52 | 66,0 | 33,5 | ||
ЗИЛ-130 | 1,01 | 49,6 | 23,3 | ||
Полученные для различных передач значения ускорения сводят в таблицу произвольной формы.
Рис. 3.2. Характеристика ускорений
Полученные графики ускорений дают наглядное представление о возможностях автомобиля увеличить скорость движения и могут быть использованы для построения графика разгона автомобиля с переключением передач.