Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей

Автомобили, эксплуатируемые на дорогах общего пользования, должны отвечать ряду требований, которые устанавливают отраслевые (ОСТ), государственные (ГОСТ) и международные стандарты, Правила и Директивы, а также другие нормативные документы.

К числу основных параметров АТС, которые регламентируются указанными документами, прежде всего, относятся:

- габаритные размеры;

- осевые нагрузки;

- полная масса.

В настоящее время предельные значения указанных параметров дорожных автомобилей определяет «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом Российской Федерации», которая вступила в силу с 1 сентября 1996 года.

Согласно «Инструкции…» все дорожные автомобили в зависимости от осевой массы (т.е. массы, приходящейся на ось) подразделяются на две группы: А и Б.

К группе А относятся АТС с предельной осевой массой наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах 1-3 категории, а также на дорогах 4 категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.

Группу Б составляют АТС с осевыми массами наиболее нагруженной

оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах России (табл. 3.1.).

Таблица 3.1

Предельная осевая масса на каждую ось двухосных АТС

и двухосных тележек, тонн

Расстояния между осями, м Группа
А Б
Свыше 2,00 10,0 6,0
Свыше 1,65 до 2,00 включительно 9,0 5,7
Свыше 1,35 до 1,65 включительно 8,0 5,5
Свыше 1,00 до 1,35 включительно 7,0 5,0
До 1,00 6,0 4,5

Полная масса и габариты дорожных АТС не должны превышать значений. приведенных в таблице 3.2. и 3.3.

Таблица 3.2

Предельные полные массы дорожных АТС, тонн

Виды АТС Число осей Группы Расстояние между крайними осями АТС группы А не менее, м
А Б
Одиночные автомобили Две 3,0
Три 16,5 4,5
Седельные автопоезда Две 7,5
Три 8,0
Четыре 11,2
Пять и более 28,5 12,2
Прицепные автопоезда Три 10,0
Четыре 11,2
Пять и более 28,5 12,2
Двухзвенные сочлененные автобусы - 10,0

Допускается увеличение осевой массы:

а) у городских и пригородных двухосных автобусов при расстоянии между осями свыше 2,0 метров:

- для группы А - до 11,5 тонн;

- для группы Б - до 7 тонн.

б) у АТС группы А при расстоянии между осями двухосной тележки свыше 1,35 до 1,65 метра включительно - до 9 тонн, если осевая масса, приходящаяся на смежную ось, не превышает 6.0 тонн.

в) для контейнеровозов - 9.0 м.

Таблица 3.3

Предельные габариты дорожных АТС

Параметры АТС Россия Зарубежные аналоги
Ширина, м 2,5 2,5-2,6
Высота, м 4,0 3,8-4,0
Длина, м    
- одиночные АТС 12,0 11,0-12,4
- двухзвенные автопоезда 20,0 15-24
- двухзвенные сочлененные автобусы 18,0 15-20

для рефрижераторов и изотермических фургонов ширина - 2,6 м

Ограничения осевых нагрузок и полной массы автотранспортных средств обусловлены тем, что многократные динамические воздействия колес на дорогу приводят к накоплению пластических деформаций в дорожной одежде, нарушению внутренних связей между ее слоями и ее постепенному разрушению.

Чем больше масса АТС и осевая нагрузка, тем больше величина динамических нагрузок и меньше срок службы дороги и инженерных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов).

Регламентация предельно допустимых габаритных размеров АТС направлена, прежде всего, на обеспечение безопасности дорожного движения.

Так, например, ограничение длины и ширины автомобилей и автопоездов имеет целью облегчение их обгонов по параллельной полосе движения.

Ограничение высоты необходимо для беспрепятственного проезда автомобилей под мостами, путепроводами, арками зданий, линиями электропередач.

АТС, у которых полная масса (с грузом или без груза), осевая нагрузка или габариты превышают значения, указанные в таблицах 1-3. относятся к внедорожным АТС.

Движение таких АТС по дорогам осуществляется только по специальному разрешению.

В странах Европейского Союза (ЕС) предельные значения параметров дорожных АТС регламентируют Директивы ЕС 85/3, 86/360. 88/212. 89/338 и другие (таблица 4...6).

При этом предельные осевые нагрузки для одиночной оси установлены в зависимости от ее типа и количества колес:

Таблица 3.4

Предельные габариты дорожных АТС

Параметры АТС Значения
Ширина, м для рефрижераторов и изотермических фургонов 2,55 2,6
Высота, м 4,0
Длина, м: - одиночные АТС - седельные автопоезда - седельные автопоезда с низким центром тяжести - автопоезда с одним прицепом - автопоезда с двумя прицепами   16,5 18,75 25,9

Таблица 3.5

Предельные полные массы АТС, тонн

Вид АТС Количество осей Значения
Одиночные автомобили Две
Три 25,0/26,0*
Четыре 32,0
Седельные автопоезда Три 28,0
Четыре 36,0/38,0*
Пять 40,0
Шесть 44,0**
Прицепные автопоезда Четыре 36,0

* – при наличии двойных шин и пневматической подвески

** – зарезервировано для комбинированных контейнеров ISO длиной 12 метров.

Таблица 3.6

Предельные нагрузки на тележку АТС, кН

Тип тележки Расстояние между осями, м Значения
2-х-осная с близко расположенными осями 1,02-1,05 162,6
1,05-1,20 172,8
1,20-1,35 183,0
1,35-1,50 188,0
1,50-1,80 193,2
1,80-1,85 200,0
1,85-2,50 203,4
3-х-осная Менее 3,0 182,9
3,0-3,9 203,3
3,9-4,6 223,6
4,6 и более 243,9

115 кН- для ведущей оси со сдвоенными колесами:

101,7 кН - для не ведущей оси со сдвоенными колесами;

92 кН - для ведущей оси с одинарными колесами;

71.2 кН - для одинарной оси с управляемыми колесами.

Для тележек АТС предельные нагрузки на них устанавливается в зависимости от расстояния между смежными осями (табл. 6).

Важное значение для эксплуатации автомобилей имеет не толь­ко распределение масс и нагрузки по осям, но и положение центра масс относительно осей и поверхности дороги.

Расстояния от центра масс самого автомобиля соответственно до переднего (а0) и заднего (b0) моста (тележки) можно опреде­лить по формулам:

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru , (3.1.)

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru , (3.2.)

где: L - база автомобиля;

М0 – масса автомобиля без груза, тонн;

М02 и М01- собственная масса автомобиля, приходящаяся соот­ветственно на передней и заднюю оси, тонн.

У загруженного автомобиля положение центра масс отличается от незагруженного (порожнего). Его координаты можно найти по формулам:

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru , (3.3.)

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru , (3.4.)

Как видно из формул (3.3.) и (3.4.). значение а и в зависит не только от положения центра масс самого автомобиля (ао), ко и от массы (Мгр) и расположения (bгр) груза (рис.3.1.).

Высота центра тяжести (центра масс) автомобиля в загружен­ном состоянии (hцт) превышает высоту центра масс самого автомо­биля (hо) и может быть найдена по формуле (3.5.)

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru (3.5.)

Значение hо ориентировочно составляет:

h0 = 0,50...0,60 метра - у легковых автомобилей;

h0 = 0,65...1,00 метр - у автобусов;

h0 = 0,75... 1,05 м - у грузовых автомобилей.

При эксплуатации автомобилей особую роль играет так называ­емая сцепная масса (Мφ), т.е. масса, приходящаяся на ведущие ко­леса.

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru

Отношение сцепной массы (Мφ) к общей массе (Ма) автомобиля показывает долю нагрузки, приходящуюся на ведущие колеса, и на­зывается коэффициентом сцепной массы (Кφ).

Для заднеприводного автомобиля значение Кφ можно определить по формуле

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru (3.6.)

Для отечественных грузовых автомобилей коэффициент сцепной массы при полной загрузке находится в пределах 0,62... 0,75, а при незагруженном состоянии в 1.5 - 2 раза меньше: 0,35...0,55.

Значение коэффициента сцепной массы (Кφ) для переднеприводного автомобиля находится аналогично:

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru (3.7.)

Значение коэффициента сцепной массы для полноприводных автомобилей находится как сумма двух коэффициентов:

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru (3.8.)

Порядок выполнения работы

1. Получить вариант задания у преподавателя.

2. Выбрать исходные и нормативно-справочные данные, необходимые для выполнения расчетов в соответствии с полученным вариантом (табл.3.10 и 3.11).

3. Произвести расчет положения центра масс относительно оси переднего и заднего моста для автомобиля без груза и с грузом: (см. пример решения)

– Определить расстояние от центра массы самого автомобиля до передней (a0) и задней (b0) оси, пользуясь формулами (3.1.) и (3.2.).

– Определить расстояние от центра массы груза до передней (a) и задней (В) оси, пользуясь формулами (3.3.) и (3.4.).

– Найти высоту центра тяжести груза автомобиля (hцт) в загруженном состоянии по формуле (3.5.).

– Рассчитать коэффициент сцепной массы (К) для заднеприводного (формула (3.6.)) или полноприводного (формула (3.8.)) автомобиля.

4. Все рассчитанные данные занести в таблицу 3.7.

Таблица 3.7

Результаты расчетов

Расстояние от центра тяжести самого а/м до передней и задней оси Расстояние от центра тяжести груза до передней и задней оси Высота центра тяжести а/м в загруженном состоянии hцт Коэффициент сцепной массы К
a0 b0 a В
           

Построить 2 графика:

1. Зависимость коэффициента сцепной массы от степени загрузки.

2. Зависимость перемещения центра тяжести автомобиля от степени загрузки.

Для построения первого графика используются значения массы перевозимого груза (табл.3.11) и коэффициента сцепной массы К (табл. 3.7.). Каждое из этих чисел принимаем за 100%.

Затем вычисляем соответствующий степени загрузки а/м процент от этих чисел, т.е. 20%, 40%, 60% и 80%. Результаты заносятся в таблицу 3.8.

По данным таблицы 3.8. строится график зависимости коэффициента сцепной массы от степени загрузки.

Таблица 3.8

Результаты расчетов

Степень загрузки а/м, %
Масса перевозимого груза, кг          
Коэффициент сцепной массы, К          

Для построения второго графика используются значения массы перевозимого груза (табл.3.11), расстояние от центра тяжести груза до задней оси и расстояние пройденное центром тяжести от h0 до hцт, т.е. hцт – h0. Каждое из этих чисел принимаем за 100%.

Затем вычисляем соответствующий степени загрузки а/м процент от этих чисел, т.е. 20%, 40%, 60% и 80%. Результаты заносятся в таблицу 3.9.

Используя полученные в таблице 3.9. данные, рассчитать расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки(l):

Теоретические положения по определению предельных параметров дорожных автомобилей - student2.ru

(3.9)

По данным таблицы 3.9. строиться график зависимости расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки от степени загрузки.

Таблица 3.9

Результаты расчета

Степень загрузки а/м, %
Масса перевозимого груза, кг          
Расстояние от центра тяжести груза до задней оси, мм, В          
Расстояние смещения центра тяжести от h0 до hцт, т.е. hцт -h0          
Расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки, мм, l          

Таблица 3.10

Нормативно-справочные данные для выполнения расчетов

Марка а/м База а/м, мм Масса а/м без груза (с грузом), кг Нагрузка на переднюю ось без груза (с грузом), кг Нагрузка на заднюю ось без груза (с грузом), кг Масса перевозимого груза, кг
ГАЗ – 53-12 (7850) (1875) (5975)
МАЗ – 53371 (16000) (6000) (10000)
КамАЗ – 5320 (15305) (4375) (10930)
УАЗ – 3303 (2610) (1200) (1410)
МАЗ – 5551 (16230) (5980) (10250)  

Окончание табл. 3.10

ЗИЛ – 431410 (10400) (2510) (7890)
КамАЗ – 5315 (16000) (6000) (10000)
ГАЗ – 66-11 (5770) (2715) (3055)
Урал – 5557 (16300) (4306) (11994)
ГАЗ – 3307 (7850) (1875) (5975)
ЗИЛ – 433100 (11725) (3725) (8000)
МАЗ – 53362 (16380) (6380) (10000)
ЗИЛ - ММЗ – 4502 (10850) (2850) (8000)
КрАЗ – 260 (21475) (6320)   (15155)
КамАЗ – 55102 (15630) (4500) (11130)

Таблица 3.11

Варианты заданий для выполнения расчетов

№ варианта Марка автомобиля Расстояние от оси заднего моста до центра тяжести груза, мм, bгр Высота центра тяжести груза , мм, hгр Тип привода
ГАЗ – 53-12 заднеприводный
МАЗ – 53371 622,5 заднеприводный
КамАЗ – 5320 заднеприводный
УАЗ – 3303 полноприводный
МАЗ – 5551 заднеприводный
ЗИЛ – 431410 заднеприводный
КамАЗ – 5315 заднеприводный
ГАЗ – 66-11 340,5 полноприводный

Окончание табл.3.11

Урал – 5557 полноприводный
ГАЗ – 3307 заднеприводный
ЗИЛ – 433100 заднеприводный
МАЗ – 53362 заднеприводный
ЗИЛ - 4502 заднеприводный
КрАЗ – 260 полноприводный
КамАЗ – 5510 222,5 заднеприводный

3. Контрольные вопросы

1. Основных параметров АТС регламентируются документами?

2. На сколько групп согласно «Инструкции…» все дорожные автомобили в зависимости от осевой массы (т.е. массы, приходящейся на ось) подразделяются?

3. Как определяется коэффициента сцепной массы для заднеприводных автомобилей?

4. Предельные габариты дорожных АТС?

5. Чем обусловлены ограничения осевых нагрузок и полной массы автотранспортных средств?

6. Какое значение при эксплуатации автомобилей имеет распределение масс и нагрузки по осям, а также положение центра масс относительно осей и поверхности дороги?

7. Что на­зывается коэффициентом сцепной массы?

8. Как определяется расстояния от центра масс самого автомобиля соответственно до переднего и заднего моста (тележки)?

9. Как найти положение центра масс относительно передней оси?

10. Как найти положение центра масс относительно задней оси?

11. Какие АТС относятся к группе А?

12. Какие значение высоты центра масс самого автомобиля существуют у разных АТС?

13. Как определяется высота центра тяжести (центра масс) автомобиля в загружен­ном состоянии?

14. Как определяется коэффициента сцепной массы для полноприводных автомобилей?

15. Какие АТС относятся к группе Б?

16. Определение сцепной массы.

Лабораторная работа №4

Наши рекомендации