Оценочные показатели эффективности тормозной системы

Оценочными показателями эффективности рабочей тормозной систем являются установившееся замедление jуст, соответствующее движению автомобиля при постоянном усилии воздействия на тормозную педаль в условиях, оговоренных ГОСТом, и минимальный тормозной путь SТ – расстояние, пройденное автомобилем от момента нажатия на педаль до остановки.

Для автопоездов дополнительный оценочный показатель – время срабатывания tср – врем от момента нажатия на тормозную педаль до достижения jуст. При стендовых испытаниях оценочными показателями по ГОСТ 22895-77 являются суммарная тормозная сила SРтор и время срабатывания tср, а по ГОСТ 25478-82 – общая удельная тормозная сила Оценочные показатели эффективности тормозной системы - student2.ru , время срабатывания tср и коэффициент осевой неравномерности тормозных сил Оценочные показатели эффективности тормозной системы - student2.ru .

Оценочным показателем стояночной тормозной системы является сила SРтор при гостированных условиях, вспомогательной тормозной системы – установившаяся скорость на спуске с указанными в ГОСТ 22895-77 параметрами. Нормативные значения оценочных показателей для автотранспортных средств, принимаемых к производству, (ГОСТ 22895-77), назначают из условий соответствия их параметрам лучших моделей с учетом перспектив развития в зависимости от категорий автотранспортных средств (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Категория автотранспортных средств (АТС)

Категория Полная масса, т Наименование АТС
М1 Соответствует полной массе базовой модели Автобусы, пассажирские автомобили и их модификации, а также пассажирские автопоезда с числом мест для сидение более 8
М2 До 5 То же, имеющие более 8 мест для сидения
М3 Св. 5 То же
N1 До 3,5 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи и грузовые автопоезда
N2 Св. 3,5 до 12 То же
N3 Св. 12 »
O1 До 0,75 Прицепы и полуприцепы
O2 До 3,5 То же
O3 До 10 »
O4 Св. 10 »

Для рабочей тормозной системы новых автомобилей всех категорий нормативное значение SТ и jуст устанавливаются соответственно двум типам испытаний.

Испытание типа 0, когда температура, измеренная вблизи поверхности трения тормозного барабана или диска менее 1000С (холодные тормоза), и испытание типа I – тормозные механизмы разогреты по гостированной методике (горячие тормоза).

Для автотранспортных средств категории М2, М3, N3 и О4 и автопоездов, у которых тягачами являются автомобили категорий N2 и N3, предусмотрены дополнительные испытания типа II – торможение после движения на затяжных спусках.

Нормативные значения SТ и jуст для запасной тормозной системы новых автомобилей, а также рабочей и запасной систем, находящихся в эксплуатации, соответствуют испытаниям типа 0.

Усилия на тормозной педали при всех видах испытаний не должны превышать 490 Н для новых автотранспортных средств категории М1 и находящихся в эксплуатации категорий М1, М2, М3 и 687 Н для остальных категорий. Усилие на тормозном рычаге – 392 Н.

Нормативные значения для испытаний типа 0 приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Нормативные значения

Категория М1 М2 М3 N1 N2 N3
Начальная скорость торможения V0, км/ч
jуст, м/с2, не менее: рабочей тормозной системы запасной тормозной системы   2,9   2,5   2,5   2,5   5,5 2,2   5,5 2,2

Нормативные значения jуст при испытании типа I составляют 0,8; типа II – 0,75 приведенных значений.

У автомобилей, находящихся в эксплуатации, начальная скорость торможения для всех категорий равна 40 км/ч, нормативные значения jуст для автомобиля полной массы уменьшены приблизительно на 25%, время срабатывания соответственно увеличено (например, для категории N в 2 раза).

В ГОСТ 25478-82 указаны также нормативные значения jуст для автомобилей в снаряженном состоянии. Нормативные значения SТ можно определить по формуле Оценочные показатели эффективности тормозной системы - student2.ru , где А = 0,1(0,11) для категории М1; А = 0,15(0,19) для категорий М2, М3 и N; А = 0,18(0,24) для автопоездов (значения в скобках – для автомобилей, находящихся в эксплуатации).

Наши рекомендации