Оценочные показатели эффективности тормозной системы
Оценочными показателями эффективности рабочей тормозной систем являются установившееся замедление jуст, соответствующее движению автомобиля при постоянном усилии воздействия на тормозную педаль в условиях, оговоренных ГОСТом, и минимальный тормозной путь SТ – расстояние, пройденное автомобилем от момента нажатия на педаль до остановки.
Для автопоездов дополнительный оценочный показатель – время срабатывания tср – врем от момента нажатия на тормозную педаль до достижения jуст. При стендовых испытаниях оценочными показателями по ГОСТ 22895-77 являются суммарная тормозная сила SРтор и время срабатывания tср, а по ГОСТ 25478-82 – общая удельная тормозная сила , время срабатывания tср и коэффициент осевой неравномерности тормозных сил .
Оценочным показателем стояночной тормозной системы является сила SРтор при гостированных условиях, вспомогательной тормозной системы – установившаяся скорость на спуске с указанными в ГОСТ 22895-77 параметрами. Нормативные значения оценочных показателей для автотранспортных средств, принимаемых к производству, (ГОСТ 22895-77), назначают из условий соответствия их параметрам лучших моделей с учетом перспектив развития в зависимости от категорий автотранспортных средств (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Категория автотранспортных средств (АТС)
Категория | Полная масса, т | Наименование АТС |
М1 | Соответствует полной массе базовой модели | Автобусы, пассажирские автомобили и их модификации, а также пассажирские автопоезда с числом мест для сидение более 8 |
М2 | До 5 | То же, имеющие более 8 мест для сидения |
М3 | Св. 5 | То же |
N1 | До 3,5 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи и грузовые автопоезда |
N2 | Св. 3,5 до 12 | То же |
N3 | Св. 12 | » |
O1 | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы |
O2 | До 3,5 | То же |
O3 | До 10 | » |
O4 | Св. 10 | » |
Для рабочей тормозной системы новых автомобилей всех категорий нормативное значение SТ и jуст устанавливаются соответственно двум типам испытаний.
Испытание типа 0, когда температура, измеренная вблизи поверхности трения тормозного барабана или диска менее 1000С (холодные тормоза), и испытание типа I – тормозные механизмы разогреты по гостированной методике (горячие тормоза).
Для автотранспортных средств категории М2, М3, N3 и О4 и автопоездов, у которых тягачами являются автомобили категорий N2 и N3, предусмотрены дополнительные испытания типа II – торможение после движения на затяжных спусках.
Нормативные значения SТ и jуст для запасной тормозной системы новых автомобилей, а также рабочей и запасной систем, находящихся в эксплуатации, соответствуют испытаниям типа 0.
Усилия на тормозной педали при всех видах испытаний не должны превышать 490 Н для новых автотранспортных средств категории М1 и находящихся в эксплуатации категорий М1, М2, М3 и 687 Н для остальных категорий. Усилие на тормозном рычаге – 392 Н.
Нормативные значения для испытаний типа 0 приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Нормативные значения
Категория | М1 | М2 | М3 | N1 | N2 | N3 |
Начальная скорость торможения V0, км/ч | ||||||
jуст, м/с2, не менее: рабочей тормозной системы запасной тормозной системы | 2,9 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5,5 2,2 | 5,5 2,2 |
Нормативные значения jуст при испытании типа I составляют 0,8; типа II – 0,75 приведенных значений.
У автомобилей, находящихся в эксплуатации, начальная скорость торможения для всех категорий равна 40 км/ч, нормативные значения jуст для автомобиля полной массы уменьшены приблизительно на 25%, время срабатывания соответственно увеличено (например, для категории N в 2 раза).
В ГОСТ 25478-82 указаны также нормативные значения jуст для автомобилей в снаряженном состоянии. Нормативные значения SТ можно определить по формуле , где А = 0,1(0,11) для категории М1; А = 0,15(0,19) для категорий М2, М3 и N; А = 0,18(0,24) для автопоездов (значения в скобках – для автомобилей, находящихся в эксплуатации).