Прямые и смешанные сообщения.

Прямые и смешанные сообщения.

Прямое сообщение– это перевозка грузов одним видом транспорта.

Смешанное сообщение – это перевозка грузов с использованием нескольких видов

транспорта. Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т. е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов.

За рубежом смешанное сообщение называется мультимодальным (от multi – много и modal –вид, форма). На начало 90-х годов в бывшем СССР большая часть грузов перевозилась с помощью двух и более видов транспорта. При этом только автомобильный транспорт доставляет грузы «от двери до двери».

Централизованные перевозки.

При централизованных перевозках грузов автотранспортное предприятие обеспечивает

получение и экспедирование груза. Погрузку, как правило, осуществляет грузоотправитель, а разгрузку — грузополучатель. Водителю выдают сопроводительную ведомость и наряд-накладную на перевозимый груз. Преимущество централизованных перевозок состоит в том, что намного улучшается обслуживание клиентуры, упрощается оформление товарно-транспортной документации,

уменьшается количество грузчиков и экспедиторов, обеспечивающих транспортный процесс, сокращается потребность в подвижном составе и создаются возможности для механизации погрузки и выгрузки грузов.

Определение транспорта.

Термин «транспорт» происходит от латинского «transporto», что значит «переношу, перевожу, перемещаю». В этом слове отражена главная суть транспорта - перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиров).

В основном под словом «транспорт» понимается:

1) отрасль народного хозяйства, предназначенную перевозить грузы и пассажиров;

2) комплекс технических средств, обеспечивающих перемещение грузов и людей.

Определение транспортной системы и её состав.

Транспортная система– комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. В состав транспортной системы входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, который включает нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы, транспорт энергии и информации и космический транспорт.

Элементами транспортной системы также являются: городской транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и др.), а также производственный транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего внутренние нужды

промышленных, строительных, торговых, сельскохозяйственных и других предприятий и организаций.

Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона и города.

Транспорт общего пользования, составляющий основу единой транспортной системы государства, это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством осуществляет перевозки грузов и пассажиров по заявкам государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и частных лиц и предприятий. К нему относятся:

железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и все виды городского транспорта.

Универсальный транспорт– это транспорт, осуществляющий все виды перевозок: грузовые и пассажирские.

Дискретный транспорт – это любой транспорт, на котором предметы перевозок (грузы и пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными партиями с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т.д.).

Непрерывный транспорт перемещает предметы перевозки в виде непрерывного потока с помощью гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов, трубопроводов.

Скорости движения транспорта.

№ Вид транспорта Максимальные провозные Скорость сообщения

п/п способности (км/час)

(тыс. пассаж. В сутки)

1 Городские и пригородные 50-55 40-70

ж/дороги

2 Метрополитен 40-45 35-50

3 Трамвай скоростной 20-25 25-35

4 Трамвай 12-18 18-20

5 Монорельсовый транспорт 10-12 30-80

6 Троллейбус 5-10 18-20

7 Автобус 2,5-8 18-25

8 Маршрутные такси 4,5 22-25

Типы вагонов

Самодвижущиеся единицы – это мотор-вагоны или мотриссы, а также мотовозы. Наиболее распространенными видами единиц являются электровозы и тепловозы.

Грузовой вагонный парк включает 5 основных типов вагонов:

1. крытые, для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;

2. платформы с низкими бортами или без бортные для перевозки длинномерных и

громоздких грузов (контейнеров большегрузных);

3. полувагоны (с высокими бортами без крыши);

4. цистерны (для перевозки массовых жидких грузов);

5. изотермические секции для перевозки скоропортящихся грузов;

6. изотермические секции для перевозки сыпучих грузов (пылящихся).

Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов с мягкими и жесткими местами в виде

купейных, открытых не купейных, а также вагонов-ресторанов, почтовых и багажных.

Весовые показатели судна.

Весовыми показателями судна считаются:

1. водоизмещение, равное массе воды, вытесняемой судном при погружении до действующей ватерлинии;

2. полная грузоподъемность судна или дедвейт, равный массе груза плюс масса запасов топлива, материалов снабжения, воды, продуктов питанияи т.д.;

3. чистая грузоподъемность – это максимальное количество коммерческого груза, которое может взять судно (в тоннах).

Монорельсовые дороги

Из всех видов нового транспорта наибольшее применение получили монорельсовые дороги. Монорельсовые дороги начали строить более 100 лет тому назад в Петербурге и Германии. Современная монорельсовая дорога – это железобетонная или металлическая балка (рельс), поднятая на эстакаду и вагоны с пневмошинами. Различают навесные дороги системы «Альвег», где вагоны имеют нижнюю точку опоры и как бы сидят верхом на несущей балке, и подвесные системы, где вагоны подвешиваются к тележкам, опирающимся на балку.

Недостатки навесной дороги: 1) требуется более сложная система ходовых частей для обеспечения устойчивости вагонов; 2) в неблагоприятных метеоусловиях из-за покрытия льдом или снегом монорельсовая

система выходит из строя.

Преимущество – система имеет более низкие опоры эстакады и следовательно меньшую строительную стоимость.

Большим преимуществом подвесной дороги считается ее работоспособность при

снегопадах и гололедах, так как несущая балка выполнена в виде не полностью замкнутого металлического короба внутри которого движутся тележки вагонов. Недостаток подвесной дороги: высокие опоры эстакады (подъем пола вагона до 4-5 м над поверхностью земли).

Действующие ныне монорельсовые дороги имеют электрическую тягу, получая энергию от контактного провода. Они малошумные и не загрязняют воздушный бассейн планеты. Поезд может состоять из одного или нескольких вагонов. Максимальная скорость движения на действующих дорогах составляет 100-125 км/час. Стоимость сооружения монорельсовых дорог примерно в 2 раза ниже стоимости подземного метрополитена. При наличии свободных пространств для установки эстакады они признаются эффективными в качестве городского и пригородного транспорта, а также в сильно пересеченной и горной местности.

Паромные переправы.

Положительные качества паромных переправ:

1)сокращают простой судов и вагонов

2)снижают стоимость грузов за счет сокращения перегрузочных операций

3)обеспечивают сохранность грузов

4)ускоряют доставку грузов за счет сокращения времени на перевозку грузов

5)упрощают коммерческие операции при передаче грузов и применении без перегрузочных перевозок.

Котрейлерные перевозки

Котрейлерные перевозки – комбинированные железно-дорожно- автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, съемных кузовов на ж/д платформе. В Европе такую перевозку называют «бегущее шоссе».

Положительные качества контрейлерных перевозок:

1) исключение вредных выбросов ОГ (применение в парковых зонах);

2) сокращение количества ж/д станций.

Отрицательные качества:

1) потеря производительности автомобиля и водителя;

2) снижение коэффициента использования грузоподъемности вагона;

3) требуется реконструкция некоторых искусственных сооружений.

Транспортная сеть города

Применение того или другого вида городского транспорта зависит от его провозной возможности и себестоимости перевозок. В соответствии с технико-эксплуатационными характеристиками каждый вид пассажирского транспорта имеет следующие области наиболее рационального применения.

Метрополитен обслуживает мощные пассажиропотоки и разгружает магистрали города от наземного транспорта. Использовать метро целесообразно при пассажиропотоке на одной линии не менее 60 тыс. пасс./сутки.

Трамвай обслуживает магистрали с большими пассажиропотоками и может быть использован как продолжение линий метро в направлениях, связывающих крупные пригороды с городскими районами. Применять трамвай целесообразно при пассажиропотоке не менее 5 тыс. пасс./сутки.

Троллейбус заменяет трамвай и в сравнении с ним обладает большей маневренностью, а в сравнении с автобусом не загрязняет воздушную среду отработанными газами. Применять троллейбус целесообразно при пассажиропотоке не менее 2 тыс. пасс./сутки.

Автобусы, обладающие большой маневренностью, обслуживают самостоятельные линии в тех частях города, где отсутствуют другие виды транспорта, а также осуществляют подвоз пассажиров к станциям метро из микрорайонов, и обслуживают пригородные сообщения.

Легковые автомобили используются в виде автомобилей-такси, автомобилей выделяемых на прокат и автомобилей индивидуального пользования. Поездка в легковом автомобиле предоставляет пассажиру повышенный комфорт и сокращает затраты времени на передвижение.

Промышленный транспорт

Промышленный транспорт – это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, т. е. перемещение топлива и сырья в границах предприятия (это внутренние технологические перевозки), и ввоз (вывоз) грузов на другие виды транспорта (внешние перевозки). Ведущую роль промышленный транспорт играет в работе предприятий черной металлургии, угольной, химической, строительной, лесной, дерево- и нефтеперерабатывающих отраслей.

Типы локомотивов

Локомотивы по роду двигателя подразделяются: паровозы, тепловозы, электровозы, паротурбовозы, газотурбовозы.

По назначению: пассажирские (свысокой скоростью движения), грузовые (с большой силой тяги) и маневровые. В настоящее время в основном(99%) применяются электровозы и тепловозы.

Недостатки морского флота

Отрицательные качества морского флота:

1. низкие скорости движения;

2. некоторая зависимость от климатических условий: туман, ледоставы в устьях портов;

3. необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств.

Оюъемные хар-ки мор. флота

В качестве объемных характеристик используются:

1) грузовместимость–это кубатура грузовых помещений;

2) регистровая вместимость, исчисляемая в регистровых тоннах, из расчета2,83м объема помещений на 1регистровую тонну.

Морские порты и их класс-я

Морские порты– одно из звеньев морского транспорта.

Различают порты общего назначения, специализированные и комбинированные.

Порты общего назначения принимают пассажирские и грузовые суда и перерабатывают все грузы на общих причалах. Имеют не большой грузооборот.

Специализированные порты сооружаются для переработки грузов определенной группы и при больших грузопотоках оборудуются мощными перегрузочными машинами. Эти порты имеют большие глубины акваторий и походных каналов, мощные береговые и рейдовые причалы, большие складские площади, сложное железнодорожное хозяйство.

Комбинированныепортыимеютцелыерайоныдляпереработкиспециальныхгрузовигрузов общего назначения, а также для приема пассажирских судов.

Хар-ка метрополитена

Метрополитен строится в городах с населением более 1 млн. человек. Различают подземный, надземный и наземный (легкий) метрополитен. Линии подземного метрополитена бывают глубокого (более 12 м) и мелкого заложения(6-12 м). Расстояние между станциями 0,5-2 км. Стоимость строительства: глубокого заложения 1 км – 70 млн.$; мелкого – 30-40 млн.$; на эстакадах– 15-17 млн.$.

Положительные качества метрополитена:

1) большая провозная способность;

2) высокая скорость движения;

3) комфорт передвижения пассажиров;

4) незанятость города.

Отрицательные качества: большие первоначальные капитальные затраты.

Прямые и смешанные сообщения.

Прямое сообщение– это перевозка грузов одним видом транспорта.

Смешанное сообщение – это перевозка грузов с использованием нескольких видов

транспорта. Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т. е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов.

За рубежом смешанное сообщение называется мультимодальным (от multi – много и modal –вид, форма). На начало 90-х годов в бывшем СССР большая часть грузов перевозилась с помощью двух и более видов транспорта. При этом только автомобильный транспорт доставляет грузы «от двери до двери».

Централизованные перевозки.

При централизованных перевозках грузов автотранспортное предприятие обеспечивает

получение и экспедирование груза. Погрузку, как правило, осуществляет грузоотправитель, а разгрузку — грузополучатель. Водителю выдают сопроводительную ведомость и наряд-накладную на перевозимый груз. Преимущество централизованных перевозок состоит в том, что намного улучшается обслуживание клиентуры, упрощается оформление товарно-транспортной документации,

уменьшается количество грузчиков и экспедиторов, обеспечивающих транспортный процесс, сокращается потребность в подвижном составе и создаются возможности для механизации погрузки и выгрузки грузов.

Определение транспорта.

Термин «транспорт» происходит от латинского «transporto», что значит «переношу, перевожу, перемещаю». В этом слове отражена главная суть транспорта - перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиров).

В основном под словом «транспорт» понимается:

1) отрасль народного хозяйства, предназначенную перевозить грузы и пассажиров;

2) комплекс технических средств, обеспечивающих перемещение грузов и людей.

Наши рекомендации