Зависимость эксплуатационных показателей от условий работы флота и их влияние на экономические показатели.
Эксплуатационные и экономические показатели взаимосвязаны, что позволяет объединить их в одну систему.
Для разработки совершенной системы организации перевозочного процесса на ВТ требуется владеть данными о влиянии условий работы флота на эксплуатацию и экономические показатели.
Эксплуатационные показатели нагрузки, прежде всего, зависят от характеристик груза, глубины сх, продолжительности весеннего периода навигации.
Рисунок 1- зависимость эксплуатационного показателя нагрузки по отправлению от условий работы флота: удельного погрузочного объема груза и удельной продолжительности весеннего периода навигации.
Рисунок 2 – зависимость коэффициента использования грузоподъемности от неравномерности перевозок груза по направлениям для различных значений показателя нагрузки по пробегу.
Рисунок 3 – зависимость коэффициента использования времени на ход с грузом от различных факторов.
Экономические показатели работы транспортного флота: эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок; доходы и прибыль от перевозок; рентабельность и фондоотдача; производительность труда.
Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию единицы продукции.
Расходы на перевозку водным транспортом складываются из трех составных частей: расходы на грузовую обработку флота, на его эксплуатацию и на обеспечение судоходства
Расходы на содержание транспортного флота составляют основную долю общих расходов на перевозку – эксплуатационных расходов. В целом эксплуатационные расходы состоят из расходов на амортизацию, техническую эксплуатацию, материалы и износ малоценных быстроизнашивающихся предметов, содержание экипажа в рейсе, горючесмазочные материалы, административно-управленческие и прочие.
Для определения эксплуатационных расходов составляется калькуляция стоимости содержания судна за определенный период времени и производится расчет по формуле
С , С - стоимость содержания флота на ходу и стоянке
t , t - время на ходу и время стоянок.
Доходы от перевозок являются основным источником финансовых ресурсов судоходных компаний (пароходств) из которых и возмещаются затраты на заработную плату, топливо и материалы, на ремонт флота и прочие расходы.
Тарифы речного транспорта представляют собой провозную плату за перевозку грузов и пассажиров, которая должна возмещать предприятию все издержки по перевозкам и обеспечивать необходимые накопления в размере определенного процента.
В общем виде прибыль от перевозок рассчитывается как разница между валовыми доходами и расходами:
П = ∑Д –∑Э.
Экономический показатель работы флота – рентабельность, рассчитывается по формуле
На основании планируемого значения рентабельности можно планировать доходы от перевозок: