Показатели перевозок пассажиров и грузов, их назначение, определение и расчет. Формы изображения грузовых и пассажирских потоков.
Показатели перевозок пассажиров и грузов, их назначение, определение и расчет. Формы изображения грузовых и пассажирских потоков.
Основными показателями перевозок грузов являются:
· объем перевозок (т): ΣGi = G1 + G2 +…+ Gm, где G1 – масса одного груза в i-ых отправках;
· грузооборот (т*км): Αг = ΣGi lгi, где lгi – дальность перевозок грузов;
· средняя дальность перевозок грузов определяется отношением грузооборота к общей массе перевозимых грузов (км): lг = (ΣGi lгi )/(ΣGi);
· средняя густота перевозок характеризует напряженность грузовых перевозок на данном участке и интенсивность использования ВП: Иг = Аг / lуч.г, где lуч.г- протяженность участка, на котором выполняются перевозки грузов;
· коэффициент неравномерности перевозок грузов по времени показывает превышение массы перевезенных грузов в наиболее напряженный месяц навигации Gmax над среднемесячным уровнем перевозок G: ρг’= Gmax /G;
· коэффициент неравномерности перевозок грузов по направлениям показывает , насколько загружено обратное направление по сравнению с прямым:
ρг” = Αг.обр /Αг.пр.
Основными показателями перевозки пассажиров являются:
· численность пассажиров на определенном участке в определенный отрезок времени: ΣYi = Y1 + Y2 +…+ Ym, где Yi – пассажиропоток, или численность пассажиров, перемещаемых из одного пункта отправления в один пункт назначения в течение определенного периода навигации (чел);
· пассажирооборот (чел*км) : Αпас = ΣYi lпасi, где lпасi – дальность поездки пассажира;
· средняя дальность поездки пассажира: lпас=Апас/ΣYi;
· средняя густота перевозки пассажиров на расчетном участке: : Ипас = Апас / lуч.пас, где lуч.пас - протяженность участка, на котором выполняются перевозки пассажиров;
· коэффициент неравномерности перевозок пассажиров по времени за месяц: ρпас’= Ymax /Y, где Ymax – численность перевезенных пассажиров в наиболее напряженный месяц, Y – среднемесячная численность перевезенных пассажиров;
· среднесуточный коэффициент неравномерности перевозок пассажиров: ρпас. сут’= Ymax’ /Y, где Ymax’ – расчетный пассажиропоток в наиболее напряженные сутки наиболее напряженного месяца.
Техническое нормирование работы транспортных судов. Техническое нормирование продолжительности технических и технологических операций.
Валовое время обработки флота в порту складывается из продолжительности грузовой обработки (загрузки, разгрузки) и продолжительности технических и технологических операций.
Нормы времени на выполнение грузовых операций зависят от нормы загрузки грузового судна и судо-часовых норм. Судо-часовая норма – среднее количество груза (в тоннах), которое может быть погружено в судно или выгружено из него за один час стоянки под грузовыми операциями.
Зная значение судо-часовой нормы можно установить норму времени грузовой обработки по формуле
,
где Qэ – эксплуатационная грузоподъемность судна (техническая норма загрузки), т;
Бп(в) – судо-часовая норма, т/час.
Техническими операциями грузового судна называются переходы, совершаемые по акватории порта от рейда к рейду, между причалами, к топливной базе, швартовка, снабжение, профилактический ремонт, то есть, технические операции представляют собой вспомогательные операции, составляющие часть технологического процесса работы транспортного судна.
Технологическими операциями на водном транспорте называются операции ожидания судном причала, груза, тяговых средств, шлюзования, снабжения, то есть, ожидание выполнения им основных транспортных операций.
Продолжительность технологических операций зависит от двух важных аспектов: во-первых, от технологии обслуживания флота, а во-вторых, от воздействия многочисленных случайных факторов транспортного процесса, поэтому, количественные зависимости между технологическими и основными транспортными операциями очень сложны.
Техническое обеспечение информационной системы: структура комплекса технических средств информационной системы. Средства обработки информации. Средства регистрации и сбора информации. Средства передачи информации. Средства ввода, вывода, отображения, накопления и размножения информации.
Комплекс технических средств предназначен для реализации в автоматизированном режиме всех этапов технологического процесса подготовки, передачи и обработки информации.
КТС должен реализовать полный цикл преобразований информации от момента ее фиксации до момента е использования в качестве источника при принятии управленческих решений.
КТС информационных систем подразделяются на следующие укрупненные группы:
1) Средства регистрации и сбора информации являются периферийными условиями, устанавливаются в местах зарождения первичной информации.
Данные средства должны обеспечивать автоматическую регистрацию, сбор и контроль первичных данных, выдачу печатных документов и подготовку исходной информации для передачи по каналам связи.
К таким устройствам относятся: регистраторы информации, устройства дистанционного сбора информации, терминальные устройства абонентских пунктов организационные аппараты и т. д.
2) Средства передачи информации должны обеспечивать передачу данных с заданной скоростью в установленные сроки с необходимым уровнем надежности
Различают средства передачи данных: немеханизированные (почта, курьерская связь), механизированные, автоматизированные, автоматические (по каналам связи).
3) Средства обработки информации. Данная группа технических средств выполняет вычислительные и логические операции в соответствии с заданными алгоритмами обмена информации.
4) Технические средства вывода, отображения, накопления и размножения информации.
Данная группа предназначена для выдачи информации в виде конечных форм, тиражирования её и архивного хранения.
Упаковка, элементы упаковки, тара. Классификация тары. Требования, предъявляемые к таре.
Требования, предъявляемые к таре.
Упаковка - технические средства, обеспечивающие защиту грузов и окружающей среды от загрязнения и облегчающие процесс реализации продукции. Элементы упаковки:
-тара - специальные изделия для размещения продукции;
-упаковочные материалы – предназначены для изоляции продукции от агрессивных факторов окружающей среды и механических воздействий;
-средства консервации – необходимы для обеспечения сохранности металлопродукции при длительном хранении.
В зависимости от назначения различают следующие виды тары:
-потребительская –переходит вместе с товаром в собственность потребителя;
-групповая – служит для комплектации и укрупнения партий изделия в потребительской таре или без нее;
-транспортная – образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной тарной единицы;
-производственная – предназначена для внутрицеховых перемещений и хранения полуфабрикатов.
Требования предъявляемые к таре:
1. прочность и надежность конструкции;
2. возможность выполнения грузовых операций с помощью средств механизации и автоматизации ПРР;
3. максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств, контейнеров и стандартных поддонов;
4. простота и удобство;
5. собственная масса тары при обеспечении заданной прочности и надежности должна быть минимальной;
6. внешние параметры тары должны быть кратны параметрам транспортных средств, контейнеров, поддонов;
7. возможность многоярусного штабелирования;
8. универсальность;
9. обеспечение охраны труда при выполнении ПРР, при вскрытии тары, при упаковывании и распаковывании.
Содержание, источники и применение транспортного права.
Транспортное законодательство регулирует имущественные отношения участников перевозочного процесса.
Транспортное право – это нормы взаимодействия участников транспортной деятельности, основанные на равенстве.
Транспортное правовключает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения между транспортными организациями и грузовладельцами, транспортными предприятиями и пассажирами, между различными видами транспорта:
1. право и обязанность грузовладельца предъявить груз к перевозке;
2. право транспортного предприятия потребовать предъявить груз к перевозке и обязанность перевезти его в установленный срок и в полной сохранности;
3. право граждан на поездку и обязанность транспорта перевезти пассажиров и их багаж;
4. обязанность транспортного предприятия перевезти пассажира в безопасности и багаж в полной сохранности.
Объектами транспортной деятельности являются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности (З-н, ст.6).
Субъектами транспортной деятельности являются юридические и физические лица, осуществляющие транспортную деятельность, т.е. производители транспортных работ и услуг, а также пользующиеся этими работами и услуга.
Основным источником транспортного права является Закон РБ «Об основах транспортной деятельности» №140-З от 05 мая 1998 г. (постоянно пересматривается и уточняется). Общие положения, регулирующие транспортную деятельность, изложены в ГК РБ.
Требования к размещению устройств в порту.
Размещение устройств в порту требует соблюдения определенных требований, нарушение которых приводит к несогласованной работе устройств и значительным ожиданиям при производстве погрузочно-разгрузочных, складских и других работах.
-подходы к порту с воды должны быть безопасны и доступны в течении всей навигации;
-подъездные пути с суши должны быть удобны и по возможности иметь меньшее число взаимных пересечений;
-должны быть развиты инженерные коммуникации, обеспечивающие бесперебойную работу оборудования и обслуживания судов обрабатываемых у причалов;
-компактно должны располагаться на причалах складских, перегрузочных, дорожных устройства, обеспечивающие наикратчайший путь от одного вида транспорта к другому;
-правильное районирование порта по видам грузов, должно удовлетворять требованиям противопожарных и санитарных норм;
-порт должен иметь хорошо развитую территорию;
-обеспечение возможности дальнейшего перспективного развития порта без нарушения эксплуатационного режима, действующей его части.
Виды речных русел.
Совокупность всех явлений образования и переформирования русел под действием речного потока называется русловым процессом. Этот процесс идет многими путями, в результате которых в природе встречаются различные виды русел:
1 Прямолинейные (слабоизогнутые) однорукавные русла характеризуются прямыми берегами на значительном протяжении реки. Между берегами располагаются шахматная цепочка побочней и плесовые лощины, неглубокие и короткие. Судовой ход попеременно переваливается от одного берега к другому.
2 Извилистые однорукавные русла наблюдаются при извилистых руслах. Различают три подтипа таких русел:
· свободное меандрирование- русло свободно принимать предельно искривленные плановые формы;
· незавершенное меандрирование- коренные берега сдерживают развитие извилин, и они долго являются основным руслом, пока не разовьется спрямляющая извилина;
· ограниченное меандрирование- извилины имеют вид более или менее правильных синусоидов.
3 разветвленные русла- это русла с сетью рукавов, образующих острова больших размеров. Главное русло всегда остается явно выраженным, т.к. оно пропускает большую часть расхода воды.
Трассирование судоходных эксплуатационных прорезей. Требования, предъявляемые к судоходным прорезям.
При назначении трассы судоходной прорези используют следующие данные: сведения о ходе руслового процесса на перекатах за ряд предшествующих лет, данные о деформациях прорези за эти годы, план свежей русловой съемки. Если на перекате не произошло крупных деформаций, перечисленных данных достаточно для выбора направления прорези. Поэтому к эксплуатационным прорезям применяется термин трассирование. Для трассирования прорезей на распространенных типах перекатов существуют определенные рекомендации:
· перекат-перевал- прорезь трассируют по линии наибольших глубин, овалы грунта располагают на верхнем побочне;
· перекат с затонной частью- в зависимости от местных топографических и гидрологических условий и хода руслового процесса прорезь трассируют через нижнюю или верхнюю часть вала переката. Коренное улучшение перекатов с затонной частью достигается с помощью капитальной прорези, прокладываемой через нижний побочень;
· перекат-россыпь- наиболее устойчивыми являются криволинейные судовые ходы с устройством на них местных прорезей и закреплением побочней.
При разработке судоходных прорезей д.б. учтены три группы требований:
1 Общие: судоходная прорезь должна иметь установленные размеры судового хода, быть удобной и безопасной для движения флота, иметь минимальные объемы выемки, иметь малую заносимость, способствовать общему улучшению состояния переката.
2 Требования судоходства: подходы к прорезям снизу и сверху должны иметь возможно большие радиусы закругления, на прорези и на подходах к ней не д.б. свальных течений, скорость течения при входе и выходе должна изменяться плавно.
3 Требования к габаритам: ширина восстановленной и ремонтной прорези д.б. не менее гарантированной ширины судового хода.
Показатели перевозок пассажиров и грузов, их назначение, определение и расчет. Формы изображения грузовых и пассажирских потоков.
Основными показателями перевозок грузов являются:
· объем перевозок (т): ΣGi = G1 + G2 +…+ Gm, где G1 – масса одного груза в i-ых отправках;
· грузооборот (т*км): Αг = ΣGi lгi, где lгi – дальность перевозок грузов;
· средняя дальность перевозок грузов определяется отношением грузооборота к общей массе перевозимых грузов (км): lг = (ΣGi lгi )/(ΣGi);
· средняя густота перевозок характеризует напряженность грузовых перевозок на данном участке и интенсивность использования ВП: Иг = Аг / lуч.г, где lуч.г- протяженность участка, на котором выполняются перевозки грузов;
· коэффициент неравномерности перевозок грузов по времени показывает превышение массы перевезенных грузов в наиболее напряженный месяц навигации Gmax над среднемесячным уровнем перевозок G: ρг’= Gmax /G;
· коэффициент неравномерности перевозок грузов по направлениям показывает , насколько загружено обратное направление по сравнению с прямым:
ρг” = Αг.обр /Αг.пр.
Основными показателями перевозки пассажиров являются:
· численность пассажиров на определенном участке в определенный отрезок времени: ΣYi = Y1 + Y2 +…+ Ym, где Yi – пассажиропоток, или численность пассажиров, перемещаемых из одного пункта отправления в один пункт назначения в течение определенного периода навигации (чел);
· пассажирооборот (чел*км) : Αпас = ΣYi lпасi, где lпасi – дальность поездки пассажира;
· средняя дальность поездки пассажира: lпас=Апас/ΣYi;
· средняя густота перевозки пассажиров на расчетном участке: : Ипас = Апас / lуч.пас, где lуч.пас - протяженность участка, на котором выполняются перевозки пассажиров;
· коэффициент неравномерности перевозок пассажиров по времени за месяц: ρпас’= Ymax /Y, где Ymax – численность перевезенных пассажиров в наиболее напряженный месяц, Y – среднемесячная численность перевезенных пассажиров;
· среднесуточный коэффициент неравномерности перевозок пассажиров: ρпас. сут’= Ymax’ /Y, где Ymax’ – расчетный пассажиропоток в наиболее напряженные сутки наиболее напряженного месяца.