Средства обеспечения БД и их классификация. Организационные средства обеспечения БД.
Классификация средств: технические; организационные; технологические; соц.- психологические; экономические.
ДСП обязан знать аппараты управления ЭАиТ, в том числе принцип действия этих устройств, порядок приготовления маршрутов, расположение, назначение, внешний вид кнопок, рукояток для приготовления маршрута, показания приборов в работе, признаки основных нарушений нормальной работы, порядок действий при тех или иных нарушениях; порядок пользования вспомогательными кнопками (рукоятками) – пригласит. сигналов и способы вкл и выкл централизации отдельных элементов и устройств ЭАиТ. Все требования излагаются в местных инструкциях о порядке пользования устройств ЭАиТ, разработанной дистанцией Сигнализации и связи.
Организационные средства.
Документом, устанавливающим порядок пользования средствами и безопасным приемом-отправлением поездов, проследованием, выполнением маневровой работы, является ТРА. Порядок, установленный ТРА, является обязательным для работников всех служб.
В ТРА указана:характеристика основных технических устройств, путей (длина, вместимость в ваг, электрическая изоляция, наличие контактной сети, устройств АЛС, спец устройств для закрепления вагонов, приведенный уклон); меры предосторожности выхода п.с. за предельные столбики; порядок проверки свободности п.с. при неисправной электрической изоляции;информация о стрелках, №, централизация, порядок убеждения свободности от п.с. при испр и неиспр.; наличие и расположение башмаков, место хранения; хар-ка горок (кол-во путей надвига, роспуска, тип и кол-во замедлителей, наличие средств автоматизации); порядок приготовления и проверки правильности маршрутов при испр и неиспр работе средств ЭАиТ; порядок перестановки состава с одного района в другой.
ТРА устанавливает порядок выдачи предупреждений на поезда; негабар и опасные грузы – способы закрепления и ограждения вагонов с ними. В ТРА определено место стоянки или дислокациивосстан-го и пожарного поездов. ДСП ведет учет положения свободности-занятости ПО путей по показаниям приборов в журнале, на ГИДе и др.
21 Обеспечение БД при отказе устройств А и Т. Общие требования и порядок действий исполнителей. Требования ПТЭ.
Нарушения нормальной работы устройств АиТ могут быть вызваны неисправностью, выключением для осмотра или ремонта,производст-вом отдельных путевых работ, прекращением пользования по тем или иным причинам АБ или ПАБ. После установления неисправности устройств АиТ ДСП обязан немедленно сделать запись в журнал СЦБ. Независимо от того нужно ли пользоваться устройствами или нет. Сообщает ШН, ДС, ДНЦ. До устранения неисправности и проверки устройств, записи электромеханика, путейцев и др. работников, ДСП независимо от поездной обстановки запрещается пользоваться неисправными устройствами. В зависимости от характера неисправности ДСП, не ожидая прибытия электромеханика, должен использовать имеющиеся средства для возобновления нормальной работы. Например, ложная занятость. Если после внешнего осмотра будет установлена и устранена причина, тогда ДСП разрешается возобновить пользование, но предварительно делает запись о причинах нарушения и способе устранения. Если внешним осмотром не удалось установить причину неисправности, то до устранения её приём-отправление поездов и маневровые передвижения производятся порядком, установленным ТРА. При возникновении отклонений на пульте, ДСП должен проверить не является ли это следствием ухода вагонов, взреза стрелки, схода п.с., неправильных его действий и др. При этом необходимо дополнительно проверить:
- действительно ли свободны путь приёма и изолированные участки по маршруту следования поезда;
- имеется ли контроль положения всех стрелок, в том числе охранных, входящих в маршрут, и правильно ли они установлены;
- не остаются ли путь и стрелки, входящие в маршрут замкнутыми в других маршрутах;
- не извлечен ли аппарата ключ-жезл и правильно ли он установлен в аппарате;
- не оказался ли включенным заградительный светофор на переезде;- не ограждён ли путь и др. в зависимости от характера нарушения в работе устройства;
- соответствует ли приготовленный маршрут направлению следования поезда и правильно ли установлено направлению блокировки;
- не допущены ли другие ошибки при использовании устройств АиТ.
Обеспечение БД при отказе автоматической блокировки (АБ). Неисправности АБ. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при отказе АБ.
Неисправности АБ:погасшие сигнальные огни на двух и более расположенных подряд проходных светофорах; наличие разрешающего огня на выходном или проходном светофоре при фактически занятом блок-участке;невозможность смены направления, в том числе и с помощью кнопок вспомогательного режима на однопутном перегоне или при отправлении поезда по неправильному пути на двухпутном перегоне с двусторонней блокировкой.
ДСП, получив сообщение о неисправности АБ, обязан:прекратить отправление поездов на данный перегон, привести выходные светофоры в запрещающее положение;вызвать по радиосвязи машинистов поездов, находящихся на данном перегоне, и предупредить их о неисправности;сообщить о неисправности АБ ДНЦ;сделать соответствующую запись в журнале СЦБ и сообщить ДС,ШН, ПД или ПДБ и ДСП станции ограничивающей перегон.
Дежурный по станции обязан: оформить запись о приеме дежурства по телефонной связи в журнале поездных телефонограмм;произвести обмен поездными телефонограммами по поездной диспетчерской связи под контролем ДНЦ;приготовить маршрут отправления и на все стрелочные кнопки стрелок, входящих в маршрут, и охранные надеть красные колпачки. При наличии маневровых маршрутов соответствующий маршрут отправления набрать из маневровых маршрутов с открытием маневровых светофоров в попутном направлении. Рукоятки стрелок при маршрутном наборе установить в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте;получив согласие ДСП соседней станции на отправление поезда заполнить бланк путевой записки; еще раз убедиться в готовности маршрута отправления установленным ТРА станции порядком, послать извещение на переезд путем нажатия кнопки, известить по радиосвязи машиниста об установлении движения поездов поТСС и готовности маршрута, вручить ему путевую записку порядком, предусмотренным ТРА станции, отправить поезд.
После устранения неисправности и проверки работы устройств потребовать от электромеханика опломбирования аппарата (кнопок) и соответствующей выписки в последней графе журнала осмотра, самому расписаться под этой записью и передать ее ДНЦ.
Действие автоблокировки соответствующего перегона восстанавливается после получения регистрируемого приказа ДНЦ.
Поездной диспетчер:контролирует действия дежурных по станции при их переговорах по диспетчерской связи; дает разрешение на отправление поезда дежурному по станции; после получения уведомления о восстановлении действия автоблокировки, которое записывает в журнале диспетчерских распоряжений, и проверив свободность перегона через дежурных по станциям, ограничивающим перегон, передает приказ о восстановлении движения поездов по автоблокировке.
Обеспечение БД при отказе полуавтоматической блокировки (ПАБ). Неисправности ПАБ. Требования ПТЭ. Регламенты действия при отказе ПАБ.
К неисправностям, при которых необходимо прекратить действие полуавтоматической блокировки, относятся:
- невозможность закрытия выходного или проходного светофора;
- невозможность открытия выходного или проходного светофора при свободном перегоне;
- произвольное получение блокировочных сигналов;
- невозможность подачи или получения блокировочных сигналов;
- отсутствие пломб на блок-аппарате. Исключение составляют вспомогательная кнопка и педальная замычка.
При работах по переоборудованию, переносу устройств, ремонту и т. д. блокировка также закрывается и движение поездов осуществляется по телефонной связи.
Дежурный по станции обязан: обнаружив одну из перечисленных неисправностей ПАБ, убедиться в свободности перегона сделать соответствующую запись в журнале СЦБ; сообщить о неисправности ШН, ПД или ПДБ и ДСП станции ограничивающей перегон, контроля и оказания практической помощи вызвать на станцию ДС (ДСЗ) или свободного от работы ДСП, сделать об этом запись в журнале движения поездов с указанием времени вызова и явки ДС; передать запись о неисправности из журнала осмотра и время вызова и явки начальника станции ДНЦ;приготовить маршрут отправления и на все кнопки стрелок, входящих в маршрут, и охранных надеть красные колпачки.
Поездной диспетчер:докладывает о неисправности ДНЦО;на основании переданной записи дежурного по станции и после проверки свободности перегона регистрируемым приказом закрывает действие ПАБ на данном перегоне и устанавливает движение поездов по ТСС;для проверки правильности записи приказа один из ДСП, по указанию поездного диспетчера, зачитывает приказ, а другой слушает и следит за текстом. После проверки ДНЦ говорит «Верно» и передает время утверждения приказа.
ДСП обязан:взять журнал поездных телефонограмм и произвести в немзапись о приеме дежурства; произвести обмен поездными телефонограммами по поезднойдиспетчерской связи под контролем ДНЦ. Получив согласие ДСП соседней станции на прием поезда, доложить ДНЦ о готовности маршрута и получить от него конкретное разрешение на отправление поезда.Только после этого ДСП имеет право заполнить бланк путевой записки;еще раз убедиться в готовности маршрута отправления установленным порядком, послать извещение на переезд путем нажатия кнопки и известить ТЧМ по радиосвязи об установлении движения поездов по ТСС и готовности маршрута отправления;вручить ему бланк путевой записки порядком, предусмотренным ТРА, и отправить поезд;после устранения неисправности и проверки работы устройств СЦБ потребовать от ШН опломбирования аппарата (если он вскрывался) или кнопок и производства соответствующей выписки в последней графе журнала СЦБ, самому расписаться под этой записью, после чего передать ее ДНЦ.
Обеспечение БД при ложной свободности стрелочного участка или участка пути. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при этом
Причины вызывающие ложную свободность:
- неисправность рельсовых цепей, устройств СЦБ, загрязнение головок рельсов, ржавчина на головках рельсов, снегопад, гололед, нахождение на путях легковесных подвижных единиц и вагонов с колесными парами, поверхности катания которых загрязнены.
При ложной свободности стрелочного изолированного участка или участка пути ДСП каждый раз обязан убедиться в их свободности порядком установленным ТРА, а также наличие прохода по смежным путям. Маневровые передвижения по участкам производятся по запрещающим показаниям светофора. В случае обнаружения дежурным по станции ложной свободности стрелочного изолированного участка, пути, первого блок-участка удаленияон обязан сделать запись в журнале осмотра и вызвать ШН, ПД, ДС, сообщить об этом ДНЦ. Впредь до устранения неисправности ДСП разрешается устанавливать маршруты движения поездов и маневры только тогда, когда он убедится лично или через работников указанных в ТРА станции. Приём-отправление, манёвры осуществляются только при запрещающем показании светофора, порядком установленным ТРА станции. После устранения неисправности, делается запись в журнал СЦБ. Если же неисправность не удается устранить, ШН выключает изолированный участок без сохранения пользования сигналами.
Обеспечение БД при ложной занятости участка пути или стрелочного участка. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при этом.
Неисправность рельсовых цепей, устройств СЦБ, повреждение рельсов, наличие проволоки или других металлических предметов шунтирующих рельсовую цепь.
При ложной занятости стрелки она переводится с помощьювспомога-тельной кнопки, о срыве которой ДСП должен сделать запись. Передпереводом такой стрелки, ДСП каждый раз обязан убедиться в свободности ее от ПС порядком предусмотренным ТРА, а также о наличии прохода по смежным путям.
При ложной занятости пути приема ДСП должен лично или через соответствующих работников убеждаться о свободности пути от ПС.
Действия ДСП при обнаружении ложной занятости:
- немедленно сделать об этом запись в журнале осмотра, вызвать ДС, ШН, ПД, сообщить ДНЦ;
- до устранения неисправности ДСП разрешается устанавливать маршруты для движения поездов после того, как лично убедиться в свободности пути;
- маневры производятся по разрешающим показаниям маневровых светофоров, маршруты приема или отправления набираются открытием попутных (встречных) маневровых светофоров, приём и отправление производится при запрещающих показаниях входных и выходных светофоров.
После устранения неисправности делается выписка в журнале СЦБ.
Обеспечение БД при взрезе стрелки. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при этом.
Звонит звонок на пульте у ДСП. ДСП должен выключить его; убедиться лично или через других работников в соответствии с ТРА о причине.
При взрезе стрелки ДСП в журнале осмотра делает запись «Стрелка №… взрезана при производстве маневровой работы. ДСП Петров». Вызывает на станции ДС, ЩН, ПД, сообщает об этом ДНЦ.
Пропускать ПС по взрезанной стрелке запрещается впредь до ее осмотра и ремонта работниками пути и электромехаником.
Пользование стрелкой возобновляется только после записи в графе 12 журнала осмотра ПД или ПДБ о том, что стрелка отремонтирована и движение открывается, а электромехаником – об устранении неисправности устройств СЦБ и включении стрелки в централизацию.
Обеспечение БД при невозможности перевода стрелки или открытии сигнала с пульта управления. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при этом.
Невозможность перевода стрелки с пульта управления
После внешнего осмотра до прибытия электромеханика ДСП с ведома ДНЦ может перевести стрелку на ручное управление (курбелем). Перевод стрелки курбелем осуществляет ДСП (др. работник указанный в ТРА). По докладам этих работников ДСП убеждается в правильности установки маршрута. После получения контроля положения стрелки, ДСП должен выполнить операции, соответствующие переводу стрелки:
- повернуть рукоятку или нажать кнопку;
- если изолированный участок показывает занятость, дополнительно распломбировать и нажать кнопку вспомогательного перевода стрелки, если после этого устройства работают нормально, то прием и отправление поездов восстанавливается по сигналам.
Невозможность открытия сигнала при правильно установленном маршруте
Прием поездов осуществляется при запрещающем показании входного сигнала:
- по пригласительному сигналу;
- по приказу ДСП, передаваемому машинисту по поездной радиосвязи;
- по приказу ДСП, передаваемому машинисту по телефону, установленному на мачте входного светофора;
- по письменному разрешению.
- по специальному маневровому светофору, установленному на мачте входного светофора.
При этом ДСП обязан:
- рукоятки или кнопки установить в положение, соответствующее маршруту, и убедиться в правильности установки маршрута по приборам;
- на все кнопки, входящие в маршрут, одеть красные колпачки;
- после приготовления маршрута, проверки положения стрелок должна быть проверена свободность пути, а также свободность изолированных стрелочных участков;
- при наличии маневровых маршрутов, соответствующий маршрут приема набрать из попутных маневровых маршрутов с открытием маневровых светофоров, свободность пути по маршруту проверяется по белой светящейся полосе на пульте управления, а при ее отсутствии – порядком, установленным ТРА.
Обеспечение БД при нарушении электрического контроля положения стрелки (стрелок). Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей.
Причины:механические, электрические: разрегулировка контрольных тяг, взрез стрелки нарушение положения остряков волокущимися деталями, повреждение стрелки посторонним предметом, перегорание предохранителя, неисправности электродвигателя и др.
При отсутствии контроля положения централизованной стрелки ее исправность и правильность установки в маршруте должны быть проверены порядком установленным ТРА станции.
Перед посылкой на стрелку работников движения ему выдаются курбель и навесные замки по количеству стрелок, с нарушенным контролем, входящих в маршрут, и для быстрейшей доставки могут быть использованы маневровые, поездные локомотивы или другие подвижные единицы. Об изъятии курбеля предварительно в журнале осмотра делается запись.
После перевода курбелем стрелка запирается на закладку и навесной замок.
Ключ от запертой стрелки хранится у ДСП, движение производится при запрещающем показании светофора до устранения неисправности.
В случае потери контроля положения на пульте во время прохождения ее ПС, ДСП принимает меры к остановке поезда на этой стрелке.
Обеспечение БД при выключении устройств АиТ для производства ремонта или отдельных видов путейских работ. Требования ПТЭ. Регламент действия исполнителей при этом.
С сохранением пользования сигналамимогут выключаться стрелочные изолированные участки, централизованные стрелки и другие устройства до 8 часов с разрешения ДС, а на участках с ДЦ – ДНЦ и с ведома ШНС или дежурного инженера дистанции сигнализации и связи, свыше 8ч до 5 суток – с разрешения НОД, свыше 5 суток – с разрешения Н.
Во всех случаях на участках с ДЦ выключение производится с передачей станции на резервное управление. Для оказания помощи ДСП должен присутствовать ДС или его заместитель.
Запрещается одновременно открывать входной и выходной светофор для пропуска поездов. Открытие выходного сигнала для безостановочного пропуска осуществляется только после проследования головой поезда входного светофора. Особое внимание должно быть уделено охранным и спаренным стрелкам. Эти стрелки должны быть установлены в положение, исключающее враждебность маршрута.
При выключении централизованная стрелка должна запираться в следующем порядке:
- с сохранением пользования сигналами (без разъединения остряков) – на типовую скобу, закладку и навесной замок;
- без сохранения пользования сигналами, если остряки отсоединяются от электропривода – на типовую скобу, закладку и навесной замок;
- без сохранения пользования сигналами, если остряки не отсоединяются от электропривода – на закладку и навесной замок.
Подвижный сердечник крестовины закрепляется специальным устройством и запирается на навесной замок.
30 Действия ДСП ограничивающего перегона, на котором произошла аварийная ситуация (крушение, авария, сход подвижного состава). Порядок отправления восстановительного поезда на перегон.
ДСП станции,вблизи, которой на перегоне произошла авария, обязан: задержать поезда, готовые к отправлению; сообщить об этом всем машинистам, находящихся на перегоне; доложить ДНЦ; уточнить в машиниста данные о последствиях; при наличии пострадавших вызвать медпомощь; сделать запись в журнале движения информацию о характере, месте происшествия; вызвать ДС, дорожного мастера, электромеханика; затребовать при необходимости восстановительный поезд (ВП); вызвать на место происшествия с ближайшей станции АПК; постоянно поддерживать связь с машинистом, у которого произошло происшествие, взаимодействовать с ДНЦ.
Восстановительные поезда назначаются на основании требования о помощи (письменного, переданного по телефону или радиосвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста) ведущего локомотива остановившегося в пути на перегоне поезда, а также по требованию работников служб пути, электроснабжения, сигнализации и связи.Вызов восстановительных и пожарных поездов производится в соответствии с действующими положениями об этих поездах. Отправление и следование восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов к месту назначения осуществляются по приказу поездного диспетчера.
Восстановительные поезда во всех случаях отправляются на перегон, закрываемый для движения.Машинисту локомотива выдается разрешение, на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали,в нем на основании требования и в зависимости от того, с какой стороны (с головы или хвоста) оказывается помощь, должно быть указано место(километр), до которого должен следовать восстановительный поезд.Если помощь оказывается со стороны хвоста поезда, километр, указанный в требовании о помощи, изменяется с учетом длины поезда.
Со станции дислокации ВП должен быть отправлен в рабочее время не позже через 30 мин, а в любое другое время не позже чем через 40 минут с момента получения приказа на отправление. Следование ВП к месту аварии по зелёному огню светофоров.