Отбор проб из нефтеналивных судов.
Для отбора проб используют пробоотборник. Пробы топлива отбирают из каждого танка, не менее чем в 5 точках:
1.На глубине 0,3 м от поверхности топлива;
2.В середине уровня взлива (по центру танка);
3.На высоте 0,3 м от днища танка;
4-5.На расстоянии 0,3 м от левого и правого борта в середине взлива.
Отобранные пробы сливают в общую тару и перемешивают, далее пробы разливают в 3 тары объемом 1 литр:
· Первую тару с пробой отправляют на анализ в лабораторию для итогового определения химического состава налитого топлива;
· Вторую тару лаборатория опечатывает своей пломбой и передает ее капитану (капитанская проба) – используется в случае расхождения показателей качества или объема, экипаж судна защищается себя от ответственности;
· Третью тару под пломбой лаборатории и капитана отправляют на склад арбитражных проб.
По результатам химического анализа первой пробы выдается паспорт качества на топливо.
При постановке судна под слив от заказчика на судно приходит бригада, состоящая из начальника смены, товарного оператора и лаборанта. Данная бригада проверяет прибывший нефтепродукт:
· контролирует уровень налива и соответствие его акту приемосдачи;
· контроль наличия подтоварной воды в танке;
· по разницы объемов взлива и подтоварной воды определяют фактический объем топлива.
При отсутствии расхождения между объемами налитого и доставленного топлива, производится отбор проб также в 5 точках для определения показателей качества топлива.
При отсутствии расхождений в химическом составе топлива, танкер получает разрешение на слив.
При отличии физико-химических показателей капитанам выдается лабораторией по акту капитанская проба, по которой определяется качество налитого топлива.
В случае расхождения капитанской пробы доставленному паспорту и несоответствия показателям доставленного топлива создается комиссия в составе грузоотправителя, потребителя и третьего лица (независимый эксперт). Кроме того, в состав комиссии может входить капитан судна, начальник лаборатории грузоотправителя, получателя, а также другие лица от администрации потребителя.
Независимый эксперт является приглашенным лицом, проживающем на данной территории или вблизи, имеющий свидетельство эксперта по качеству или эксперта научно технической сферы о данному топливу.
Комиссия начинает и заканчивает работу под руководством председателя, результаты расследования комиссии являются окончательными и обжалованию не подлежат, при этом каждый член комиссии имеет право изложить свое собственное мнение в акте. Дальнейшие споры об оплате неустойки или замене топлива решает арбитражный суд.
При инструментальных методах контроля количества и качества налитого и слитого топлива первым пунктом комиссия проверяет наличие свидетельств метрологического контроля средств измерений, при их присутствии и положительных результатах в комиссию включают представителя регионального центра метрологии и стандартизации, имеющего опыт проверки и градуировки указанных средств измерений.
При положительном метрологическом анализе средств измерений определяют их суммарную погрешность и недостачу, входящую в объем погрешности, которая списывается на технологические потери. При превышении недостачи суммарной погрешности акт комиссии передается в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Решение комиссии в любом случае является окончательным. Прокуратура привлекает к ответственности лиц в результате открытия ею новых обстоятельств, не отраженных в акте комиссии.
Классификация танков
Танки – являются влагонепроницаемой оболочкой, служащей первичной емкостью для грузов.
Четыре основных типа:
1) Встроенные грузовые танки. Являются частью корпуса судна и участвуют в обеспечении общей или местной прочности.
2) Вкладные грузовые танки. Не входят в состав корпусных конструкций судна, не принимают участие в деформировании корпуса и обеспечении его прочности. Вкладные танки бывают: сферические, цилиндрические, сфероцилиндрические с коническим днищем – такие танки размещают в средней части судна; в оконечностях корпуса, где обводы судна значительно сужаются – устанавливают конические вкладные танки, горизонтальные спаренные усечено конические танки.
3) Мембранные танки. Емкости предназначенные для содержания сжиженных газов в судовых условиях и образованные тонкой оболочкой, способной воспринимать только растягивающие напряжения и поддерживаемые через изоляцию смежными корпусными конструкциями судна. Конструкция мембранных танков обеспечивает непроницаемость своей оболочки, как при деформациях, связанных с изгибом корпусных конструкций судна, так и при термических деформациях. Толщина стенки мембранного танка не более 10 мм. Мембранные танки двух типов: гофрированные, плоскостные. Гофрированные – формируются из тонкой листовой хромированной стали, термические деформации такого танка компенсируются специальной гофрировкой металла мембраны. Плоскостные – выполняются из сплава, содержание никеля в котором достигает 36% (инвар), танки из такого сплава практически не подвержены термическим деформациям.
4) Полумембранные грузовые танки. Представляют собой призматические емкости со скругленными под большими радиусами углами, изготавливаются из алюминиевых сплавов, толщина оболочки 3-12 мм. Значительно легче вкладных танков при одинаковой с ними грузоподъемностью. Термические деформации полумембранных танков компенсируются за счет закругления угловых участков обшивки. Усилие от размещенного в танке груза предаются непосредственно корпусным конструкциям через плоские участки стенок танка.
Суда для перевозки газов.
Мембранные танки!!!! Газово́з — специально построенное судно для перевозки сжиженного природного газа (метана),пропана и бутана в танках (резервуарах):
· при температуре окружающей среды — газовозы под давлением;
· охлажденные для снижения давления до заданного значения (выше атмосферного) — газовозы полурефрижераторы;
· охлажденные для снижения давления до атмосферного — газовозы рефрижераторы;
Для охлаждения газов газовоз имеет холодильные установки. Разгрузка производится на специальныхрегазификационных терминалах.
Перевозка природного газа при низкой температуре предъявляет особые требования к конструктивному оформлению грузовых помещений и к применяемым для их изготовления материалам. В настоящее время широкое практическое применение нашли две систем грузовых танков для прервозки природного газа.
1. Система вкладных сферических танков, изготовляемых из алюминиевых сплавов с наружной изоляцией из пенополиуретана.
2. Система со встроенными мембранными танками, в которой внутренняя обшивка танка представляет собой тонкую (0,5—1,2 мм) мембрану, наложенную на слой изоляции, закрепляемой на бортах, втором дне и палубе судна. В качестве изоляции используется пенополиуретан, стекловата. Применение мембранных систем позволяет снизить расход металла, и увеличить полезное использование объема судна. Однако мембранные танки чрезвычайно сложны в изготовлении.
Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).
Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.
В качестве энергетических установок на газовозах LNG используют главным образом паротурбинные установки, работающие как на нефтяном топливе, так и на смеси его с испаряющимся газом.
46. Суда химовозы. Типы судов
Химовоз – это наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды.
Суда-химовозы перевозят свыше 500 различных жидких продуктов нефтехимии, растительные, рыбные и животные жиры, производные углеводов, а также органические и неорганические кислоты. Большинство грузов перевозится в танках из малоуглеродистой стали с различными покрытиями: силикат цинка, эпоксидные и фенольные смолы, полиуретан и другие виды резины. Для перевозки продуктов, вызывающих коррозию малоуглеродистой стали или требующих сохранения особой чистоты продукта, используют дорогостоящие танки из нержавеющей стали.
В соответствии с потенциальной опасностью суда для перевозки химических грузов, подразделяются на три типа.
Суда типа 1 предназначены для перевозки продуктов, представляющих очень большую опасность для окружающей среды и человека (например, хлоросульфоновая кислота НSO3Cl) и требующих максимальных мер для предотвращения утечки груза.
Суда типа 2 перевозят грузы, занимающие промежуточное положение между агрессивными жидкостями и веществами, близкими к обычным нефтепродуктам (азотная кислота).
Суда типа 3 предназначаются для перевозки грузов, по своим свойствам лишь незначительно отличающихся от обычных нефтепродуктов (уксусная кислота)
Правила ИМО (Международная морская организация или ИМО International Maritime Organization) допускают применение грузовых емкостей двух типов:
1. Вкладных, оболочка которых не входит в состав корпусных конструкций.
2. Встроенных, являющихся частью корпуса судна.
Для коррозионно-агрессивных, токсичных и реагирующих с водой грузов рекомендуются вкладные емкости, а применение встроенных танков допускается при условии, что они отделены от наружной обшивки коффердамами или пустыми танками. На большинстве судов применяется второе решение. На химовозах типа I обычно применяются вкладные танки, типа II — встроенные плакированные, а типа III— обычные.