Оперативное управление выполнением стратегии (программы) компанией (организацией, предприятием)
Успешное выполнение разработанной стратегии (программы) организации полностью зависит от системы организации ее реального внедрения, контроля и регулирования. Для этого назначается специальный менеджер-координатор на предприятии или группа контроля за выполнением стратегии крупной компании.
На основе стратегии разрабатываются конкретные задания и планы ее выполнения по соответствующим направлениям и структурам организации. Задачей менеджеров-координаторов является учет и контроль выполнения стратегии, контроль выполнения нормативов качества конкурентоспособности, анализ и определение эффективности выполнения стратегии, а также регулирование всех процессов реализации стратегии. Для этого используются т.н. сетевые методы управления (СМУ с контролем этапов исполнения. Основные задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации представлены на Рис 11.1
Рис 11.1. Основные задачи и этапы оперативного управления выполнения стратегии организации
Анализ эффективности выполнения стратегии определяется путем расчета показателей рентабельности продаж, оборачиваемости капитала, уровней себестоимости продукции, ПТ, использования ОФ. Так как каждый из этих показателей имеет самостоятельное значение, то целесообразно рассчитывать интегральный показатель эффективности использования организации за определенный период ( ):
,
где , , - удельная весомость соответствующих видов ресурсов: трудовых, основных фондов, оборотных средств устанавливается экспертным путем.
, , - коэффициенты использования трудовых ресурсов, основных фондов, оборотных средств.
Расчет этих показателей следующий: ,
где -фактическая ПТ, равная отношению добавочной стоимости (суммы ФОТ и чистой прибыли) у среднегодовой численности персонала.
-нормативный коэффициент ПТ, установленный в стратегии.
,
где -фактическая фондоотдача как отношение общего объема дохода от продаж продукции к стоимости капитала организации (ОФ плюс нематериальные активы).
-нормативная фондоотдача.
,
где -фактическая оборачиваемость оборотных средств как отношение общего дохода от продаж к среднему остатку оборотного капитала к концу амортизационного периода.
-нормативная оборачиваемость.
Расчет интегрального показателя эффективности
Используемых ресурсов организации
Рассмотрим конкретный (условный) пример расчета интегрального показателя эффективности использования ресурсов организации на следующих данных (см. табл. 11.1.)
ТАБЛИЦА 11.1
Показатели | Усл.обозн. | Нормативы | Факт.выполн. |
Общий объём продаж, млн.руб. | V | 16 500 | 14 355 |
Балансовая прибыль, млн.руб. | Пб | 1 705 | 1 542 |
Фонд оплаты труда, млн.руб. | Ф | 3 000 | 2 635 |
Среднегодовая численность персонала, чел. | Ч | ||
Стоимость нематериальных активов, млн.руб. | Ан | ||
Средняя стоимость основных фондов, млн.руб. | Фср | 8 320 | 8 400 |
Средний остаток основных фондов, млн.руб. | Оср | 1 420 | 1 465 |
Себестоимость продукции, млн.руб. | С | 11 000 | 9 761 |
Доля ФОТ в себестоимости продукции | α1 | 0,27 | 0,27 |
Доля амортизации в себестоимости продукции | α2 | 0,10 | 0,12 |
Доля материальных затрат в себестоимости продукции | α3 | 0,63 | 0,61 |
На основе этих данных выполним расчет интегрального показателя эффективности использования ресурсов:
1) ,
;
2) ,
;
3) ,
;
4) ;
5) ;
6) ;
7) .
Идеальная эффективность, когда . Как видно, нормативы эффективности использования ресурсов, установленные на стадии стратегического планирования, не выполняются в данной организации на 14%. Следовательно, необходимо принимать дополнительные меры по повышению эффективности. В частности, возможно необходимо усиление мотивации выполнения стратегии организации. Она включает методы материального и морального стимулирования работников, посредников, поставщиков-партнеров. Таким образом, процесс оперативного управления выполнением стратегии (программы) организации включает систему последовательных действий менеджеров по цепочке: учет – анализ – контроль – эффективность – мотивация – регулирование (адаптация) стратегии к текущей конъюнктуре рынка.
Раздел III