Обоснование стратегических нормативов конкурентоспособности и качества продукции организации.
1. Основные понятия и методы определения конкурентоспособности организации и ее продукции.
2. Разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации.
3. Особенности определения качества транспортной продукции и конкурентоспособности транспортных предприятий и организации.
4. Оценка конкурентоспособности предприятия с использованием матричного и экономико-математических методов.
5. Оценка конкурентоспособности товара.
6. Сегментирование и определение емкости рынка.
7. Определение политики ценообразования на предприятии.
1. Основные понятия и методы определения конкурентоспособности организации и ее продукции.
Основные понятия о конкурентоспособности это состоятельность, соперничество или напряженная борьба юридических и физических лиц за покупателя (за его деньги) за свое выживание в условиях жесткого закона конкуренции как объективного закона «вымывание» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства соблюдение закона «о защите прав потребителей».
В экономике любой страны существует 4 типа конкуренции (конкурентных рынков):
1. Полигополия (чистая или совершенная конкуренция) – на рынке множество продавцов одного и того же товаров с примерно одинаковым качеством и ценами.
2. Олигополия – на рынке всего несколько продавцов одного или нескольких товаров с близкими по характеристике качеством и ценам.
3. Монополистическая конкуренция (несовершенная конкуренция) – большое количество крупных продавцов одного товара, но разного качества и разными ценами.
4. Монополия – товар одного продавца существенно превалирует на рынке, не зависимо от его качества.
В зависимости от типа конкуренции разрабатываются различные маркетинговые стратегии освоения рынка. Важнейшим средством успеха на конкурентном рынке является обеспечение высокого качества товаров, работ и услуг.
Качество продукции организации предоставляет собой совокупность свойств характеристик товаров и услуг, способных удовлетворить определенные потребности покупателей, как правило, лучше аналогичных других производителей. Качество продукции- понятие относительное, т.е. оно может быть определено только путем сопоставления с нормативом или другим товаром.
Именно повышение качества товаров и услуг является эффективным средством вывода экономики из кризиса (например - Япония).
Конкурентоспособность товара – это способность его быть лучшим по качественным и ценовым характеристикам по сравнению с аналогичными товарами или их заменителями.
Конкурентоспособность организации – это ее превосходство в какой-либо деятельности по сравнению с конкурирующими организациями (фирмы).
Количественно конкурентоспособность продукции (товара, машины, оборудования, услуги и т.п.) можно определить по формуле:
,
где - фактическая эффективность продукции, как отношение прибыли от нее к затратам на ее изготовление и использование;
- нормативная эффективность лучшего образца аналогичной продукции;
, , - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества продукции по качеству, цене и уровню конкуренции на рынке, определяемое на основе маркетингового анализа рынка и опросов потребителей.
Конкурентоспособность организации ( )- можно определить по формуле:
,
где - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж на рынке за анализируемый период, доли единицы ( , );
-показатель значимости j-го рынка, для которого производится товар организации (для промышленно-развитых стран принимают , для остальных стран 0,7, для внутреннего рынка 0,5).
Конкурентоспособность отрасли – рекомендуется определять по ведущим крупным организациям, входящих в отрасль, удельный вес которых должен составлять не менее 60% объема продаж отрасли. Этот показатель можно определить по формуле:
,
где - удельный вес i-ой организации в составе отрасли по объемам продаж ( );
- уровень конкурентоспособности i-ой организации;
i- количество входящих организации отрасли ( ).
Возможно также определение конкурентоспособности страны. Обычно это делают Всемирный банк, Всемирный экономический форум и организации ООН. При этом учитываются темпы роста экономики, эффективность промышленного производства, уровень развития техники и науки, участие в международном разделении труда, уровень инфляции, средняя продолжительность жизни людей, ВВП на душу населения, потенциал природных ресурсов и др.
2. Разработка нормативов конкурентоспособности товаров, услуг и организации.
Разработка нормативов конкурентоспособности товаров и услуг является важнейшим элементом системы повышения конкурентоспособности любой организации отрасли (страны). Эти нормативы должны быть прогрессивными, учитывать последние достижения НТП, высокий уровень качества товаров и платежеспособный спрос потребителей. Соблюдение этих нормативов обеспечивает конкурентные преимущества организации (отрасли) на длительный период.
При разработке этих стратегических нормативов следует учитывать 5 сил, определяющих конкуренцию в отрасли.
Значение каждой из этих сил конкуренции определяется структурой отрасли, ее экономическими и техническими характеристиками. Но главное это более низкие цены и большая дифференциация товаров высокого качества.
При разработке нормативов качества и конкурентоспособности организации необходим тщательный учет влияния указанных пяти конкурентных сил, т.к. они влияют на цены и доходы организации. Угроза появления новых конкурентов или товарозаменителей потребует дополнительных капиталовложений в развитие производства, повышения качества продукции, увеличения расходов на рекламу, что снижает прибыль организации. В то же время нельзя долго держать низкие цены, т.к. затраты на качество обычно растут. Поэтому очень важно рассмотреть сильные и слабые стороны организации и выделить ее конкурентные преимущества, т.е. характеристики и свойства товаров или услуг организации, которые создает для нее определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти преимущества должны быть положены в основу нормативов конкурентоспособности. Важно при этом учитывать форму конкурентного рынка (полигополия, олигополия, монополистическую конкуренцию и монополию).
Так, при олигопольной конкуренции (например, на транспортном рынке), когда имеется большое число конкурентов, но сильно взаимосвязанных по однородному продукту (услуге), особенно важно выработать конкурентную стратегию поведения на рынке. Возможные следующие 5 типов поведения:
1) Независимое поведение без учета поведения конкурентов;
2) Кооперация, т.е. взаимодействие с конкурентами;
3) Адекватное поведение с учетом действия конкурентов;
4) Опережающее поведение, предусматривающее предвидение реакции конкурентов на действия организации;
5) Агрессивное поведение, когда выигрыш для одного всегда есть проигрыш для другого.
Полагаем, что на транспортном рынке оптимальным поведением являются кооперация, обеспечение доставки «от двери к двери» с использованием различных видов транспорта, хотя в ряде случаев более правильным должно быть опережающее поведение при достаточной объективной прогнозной информации (например, при развитии и использовании транспортных коридоров).
Конкурентоспособность организации и ее товаров (услуг) в основном зависит от качества товаров (услуг) и уровня цен на эти товары (услуги).
На основе изучения рынка и перспектив развития внутренней и окружающей среды маркетинга разрабатываются нормативы качества товаров, конкурентоспособности организации и ее продукции. При этом маркетологи не разрабатывают опытных образцов продукции, а только дают рекомендации и прогнозируют стратегические показатели уровней качества и ресурсоемкости товаров или услуг, объектов производства по сегментам рынка и возможные последствия социально-экономического развития организации при выбранной стратегии для соответствующих технических и управленческих служб.
Основными показателями качества транспортной продукции и конкурентоспособности организации ее товаров или услуг является:
1) Уровень качества транспортных услуг для вида транспорта – это скорость и сроки доставки, сохранность грузов, ритмичность, комплексность, доступность, безопасность, полнота и культура транспортного обслуживания. При этом определяется отдельно каждый из этих показателей и общий интегральный показатель качества в соответствии с аналогичными показателями у конкурентов, т.е. других видов транспорта.
2) Предполагаемые цены (тарифы) и себестоимость производства своих товаров, услуг и аналогичные показатели у конкурентов.
3) Объем выпуска товаров или услуг по различным стратегическим сегментам рынка (по ассортименту продукции).
4) Эффективность и уровень конкурентоспособности организации и ее продукции в соответствии с аналогичными показателями у конкурентов (уровень прибыли и рентабельности, расширение доли рынка товаров организации, сильные стороны конкурентного преимущества, имидж организации).
5) Организационно-технические и социально-экономические показатели развития организации, включающие уровень информатизации, автоматизации и механизации производства, фондовооруженность труда, производительность труда, сопоставимый уровень заработной платы работников по структуре и условиям труда, уровень жизнеобеспечения потребностей работников, средняя продолжительность жизни, охрана и безопасность труда, экономичность производства и др.
6) Финансовая устойчивость организации, включающая показатели уровней капитализации активов, динамику роста стоимости акции организации, прозрачность финансовых проектов, налоговой дисциплины и др.
В мировой экономике разработаны методы и показатели оценки конкурентоспособности экономики отдаленных государств. К таким показателям относятся: динамика ВВП, индекс потребительских цен, совокупный доход населения, уровень государственного долга и др. Уровень конкурентоспособности России по расчетам некоторых (отдельных) зарубежных и отечественных специалистов в 2011г. Составила 0,25 (США-0,85).
3. Особенности определения качества транспортной продукции и конкурентоспособности транспортных предприятий и организации.
Основным средством управления конкурентоспособностью является стандартизация, которая направлена на достижение оптимального уровня качества товаров и услуг по лучшим образцам. Она предусматривает установление государственных норм и стандартов товаров и услуг с учетом различных факторов (безопасность, качество, техническое соответствие и т.п.).
Существуют международные стандарты (МС), европейские нормативы (EN), государственные стандарты (ГОСТ), региональные (РСТ), отраслевые (ОСТ) и стандарты организаций, предприятий и фирм (СТП). После этой аббревиатуры указывается год его утверждения (ГОСТ-98). Эти стандарты являются основой для разработки нормативов конкурентоспособности товаров любой организации.
На железнодорожном транспорте также разработаны и утверждены государственными органами стандарты по качеству грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с законом РФ «о сертификации работ и услуг».
Общее руководство стандартизацией в России осуществляет Государственный комитет по стандартизации товаров и услуг (Госстандарт РФ). В настоящее время Техническим комитетом на транспортные услуги утвержден ГОСТ 151006-96, в т.ч. утвержден ГОСТ 51004-96 на пассажирские перевозки.