Деловая игра «Принятие управленческих решений»
Игровые действия
Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится руководитель. Руководитель – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Шаг 1. Вашему вниманию предлагаются 20 личностных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать руководитель.
Прочитайте. Проранжируйте. Выберите 10 наиболее значимых качеств для вас как для будущих руководителей и запишите их на листочки.
1) профессиональная компетентность;
2) наличие организаторских способностей;
3) дисциплинированность;
4) уверенность в себе;
5) умение и желание руководить;
6) эмпатия;
7) принципиальность;
8) последовательность в действиях и поступках;
9) коммуникабельность;
10) умение идти на разумный компромисс;
11) умение слушать;
12) соответствующий имидж;
13) эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
14) справедливость;
15) пунктуальность;
16) умение разумно рисковать;
17) авторитетность;
18) предвидение результата;
19) креативность;
20) активная жизненная позиция.
Шаг 2. Разложите листочки на столе. Внимательно прочитайте записанные качества.
Представим себе ситуацию, в результате которой мы вынуждены пожертвовать тремя качествами. Мы их «отдаём», и у нас их больше никогда не будет.
Просмотрите, пожалуйста, ещё раз свои качества и решите, без каких личностных качеств вы сможете быть руководителем. Три листочка с выбранными качествами разорвите – этих качеств вы себя «лишили». Помните, что хотя это и игра, но проблема выбора в данной ситуации достаточна сложна.
Шаг 3. У вас осталось семь качеств личности, которые необходимы вам как руководителю.
По условиям игры семь качеств – это много, и мы «забираем» у вас еще три.
Просмотрите свои качества и «подарите» нам еще три. Листочки с качествами разорвите – вы лишили себя этих качеств.
В данном случае целесообразен промежуточный этап рефлексии.
1. Легко ли вам было расстаться именно с этими качествами? Насколько?
2. Как вы считаете, достаточно ли вам оставшихся качеств?
Шаг 4. Итак, у вас осталось четыре листочка с записанными личностными качествами, которые характеризуют вас как руководителя.
Из оставшихся вам необходимо оставить одно качество личности, которое является определяющим в вашем представлении о руководителе. Остальные листочки отложите в сторону.
Промежуточный этап рефлексии.
– Проблема выбора в данной ситуации крайне сложна. Но необходимо оставить одно, самое главное, на ваш взгляд, качество.
Шаг 5. У каждого из вас осталось одно качество. Необходимо аргументированно доказать, что именно это качество является определяющим в личности руководителя (защита «своих» качеств).
1. Достаточно ли одного качества для характеристики личности руководителя?
2. Насколько обоснованны качества руководителя у других членов группы?
3. Можно ли составить из данных качеств личности «сборный» портрет руководителя? Если нет, то почему?
Шаг 6. Вы заметили, сколько различных качеств руководителя выделила группа. У каждого члена группы имелось своё качество, но мы пришли к тому, что данное качество не в полной мере отражает личность руководителя в вашем понимании.
На столе у вас осталось три неразорванных листа с качествами. Из этих качеств выберите себе два качества, которые у вас останутся навсегда. Последний листок разорвите.
Шаг 7. Рефлексия.
Итак, у вас, как у руководителя, остались следующие три качества (у каждого свои).
Эти качества вы осознанно признаёте необходимыми в личности руководителя. Необходимость именно этих качеств каждый из вас для себя обосновал, «отрабатывая лишние». Естественно, у каждого эти качества будут различными.
И это правильно: как неповторимы люди, так непохожи и руководители.
Контрольные вопросы
1. Правила ведения бесед
2. Какова технология организации и проведения делового совещания?
3. Каковы правила проведения совещаний?
4. Каковы ошибки, допускаемые при проведении совещаний?
5. Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы эффективно управлять коллективом?
Практическое занятие № 6