Стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ)
Одним из элементов затрат в составе себестоимости одного тонно-км являются затраты на горюче-смазочные материалы.
Таблица 4 - Определение потребности ГСМ
Марки машин | Общий пробег | Норма расхода топлива на 100 км (л) | Всего топлива (гр2*гр3 / 100) (л) | Моторное масло | Спец. масла | Трансмис. масла | Пластичные смазки | ||||
норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (кг) | треб (кг) | ||||
КамАЗ-5410д | 137043,8 | 2,8 | 0,4 | 548,2 | 0,15 | 205,6 | 0,35 | ||||
ЗИЛ-4502 | ? | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |||||||
ГАЗ-53 | ? | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | ||||||
МАЗ-5549д | ? | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | ||||||
Итого | х | _б_________ д.т. | х | ? | х | ? | х | ? | х | ? |
Всего бензина определяется (гр. 4) умножением общего пробега на норму расхода, например:
КамАЗ-5410 = 548175*25/100 = 137043,8 л.
Потребность в смазочных материалах определяется исходя из потребности в бензине (гр.4) и нормы расхода каждого из видов смазок. Норму расхода смазочных материалов берём из справочника «Нормы расхода топлива и смазочных материалов». Они даются в литрах на 100 л. основного топлива.
Потребность в смазочных материалах рассчитывается.
а) моторное масло КамАЗ-5410: 137043,8*2,8 / 100 = 3837 л.
Аналогично ведутся расчёты по другим видам смазочных материалов.
Примечание: Если в составе автопарка хозяйства имеются автомашины с дизельным двигателем, то в (гр.4) определяется потребность в дизельном топливе, исходя из пробега и нормы расхода дизельного топлива на 100 км пробега (гр.3). Норма расхода берётся из справочника.
Тогда в итог (гр.4) заносятся отдельно потребность в бензине и потребность в диз. топливе.
(потребность в бензине) / (потребность в диз. топливе)
Стоимость ГСМ определяем умножением количества ГСМ по видам на цену за 1 л.
Таблица 5 - Определение стоимости ГСМ.
Виды ГСМ | Потребность (л) | Потребность с учётом страхового запаса 10% (л) | Цена 1 литра (руб) | Стоимость (руб) |
Дизельное топливо | ||||
Бензин | ||||
Моторные масла | ||||
Специальные масла | ||||
Трансмиссионные масла | ||||
Пластичные смазки | ||||
ИТОГО | х | х | х | ? |
Потребность выписываем из таблицы 4, затем умножаем её на коэффициент 1,1 - получаем потребность с учётом страхового запаса. Полученное значение умножаем на цену. Это будет стоимость.
Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание
Таблица 6- Определение затрат на текущий ремонт
Марка машин | Количество машин | Общий пробег (км) | Норма затрат на текущий ремонт на 1000 км пробега (руб) | Затраты на ТР и ТО (руб) (гр3*гр4)/1000 |
КамАЗ-5410 | ||||
ЗИЛ-4502 | ||||
ГАЗ-53 | ||||
МАЗ-5549 | ||||
ИТОГО | х | ? |
Нормы затрат на текущий ремонт и техническое облуживание берём из справочника в зависимости от марки машин.
Затраты на ТР и ТО (гр5) = [общий пробег (гр3)*норму (гр4)]/1000
Определяем по каждой марке машин, затем находим итог (гр5)
Затраты на восстановление износа шин
Таблица 7 - Затраты на восстановление шин.
Марки машин | Количество машин, шт | Количество колёс на 1 а/м, шт. | Цена 1 шины, руб. | Общий пробег, км. | Норма пробега до замены шин, км | Сумма затрат, руб. |
КамАЗ-5410 | ||||||
ЗИЛ-4502 | ||||||
ГАЗ-53 | ||||||
МАЗ-5549 | ||||||
ИТОГО | х | х | х |
Сумма затрат на замену шин вычисляется по формуле:
; руб
где КК - количество колёс на 1 автомобиле, шт.
Ц – цена одного колеса, руб.
L - общий пробег, км.
НЗ - норма пробега до замены шин, км.
Аналогично ведут расчёт и для других марок автомобилей.
НЗ - для радиальных шин – 70000 км
для диагональных – 57000 км