Отказ в перевозке и расторжение договора перевозки
90. Перевозчик отказывает в перевозке и высаживает пассажира из поезда в случае если пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, если при этом нет возможности поместить его отдельно.
В этом случае, перевозчик высаживает пассажира из поезда при участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются лечебно-медицинские организации. При этом пассажиру возвращаются платежи аналогично порядку возврата за непроследованное расстояние или делается отметка об остановке и продлении срока годности проездных документов (билетов). Проводник возвращает пассажиру контрольный купон. При этом начальником поезда составляется акт в 2-х экземплярах с участием проводника вагона и работника лечебно-медицинской организации.
Если при высадке из поезда пассажир не пожелает, чтобы его багаж следовал в поезде до станции его назначения, багаж по предъявлении квитанции выдается на станции, на которой пассажир был удален из поезда или в случае невозможности выгрузки следует до ближайшей станции. С первым обратным поездом багаж возвращается на станцию, где пассажир был высажен из поезда при условии оплаты им стоимости перевозки багажа. В случае высадки пассажира из поезда по причине его болезни багаж пассажира возвращается бесплатно на основании телеграммы или телефонограммы начальника станции (вокзала), на которой пассажир был высажен из поезда.
§ 11. Порядок возврата платежей за неиспользованные
проездные документы (билеты)
91. Стоимость проезда состоит из стоимости билета и стоимости плацкарты.
Пассажир в случае необходимости возвращает проездные документы (билеты) и получить платежи за неиспользованные проездные документы (билеты). Возврат платежей производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира.
За неиспользованные проездные документы (билеты) и несостоявшуюся вследствие этого перевозку багажа Перевозчик возвращает пассажиру деньги в следующих случаях:
1) при не предоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету).
При отказе пассажира от предложенной ему замены пассажиру возвращаются полностью деньги за проездные документы (билеты) и несостоявшуюся перевозку багажа.
Когда пассажиру в том же поезде предоставлено место в вагоне низшей категории, пассажиру - возвращается разница между суммой за проезд и действительной стоимостью в том вагоне, в котором предоставлено место.
В этих случаях начальник пассажирского поезда составляет акт, на основании которого пассажир обращается в билетную кассу с предъявлением проездного документа и акта. Комиссионный сбор не взимается.
2) при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) в билетную кассу:
не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда, получить полную стоимость проезда;
менее чем за 24 часа, но не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда - получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
менее чем за 6 часов до отправления и не более 3 часов после отправления поезда - получить стоимость билета, при этом удерживается вся стоимость плацкарты.
Предъявленные проездные документы (билеты) погашаются путем перечеркивания.
Пассажир в случае необходимости осуществляет частичный возврат мест с проездного документа (билета), оформленного на несколько мест в билетной кассе, оборудованной АСУ. При этом пассажиру выдается новый проездной документ (билет), на необходимое количество мест, и выплачиваются деньги в соответствии с условиями возврата проездных документов (билетов).
Возврат денег по групповым перевозкам (10 человек и более), в том числе и при частичном возврате мест производится в претензионном порядке, после осуществления возврата мест в АСУ.
Возврат денег за проездные документы (билеты), приобретенные по групповым заявкам (10 и более) за наличный расчет для проезда детей, школьников, производится в билетной кассе по предъявлению заявления руководителя группы с указанием местожительства и номера документа, удостоверяющего его личность.
3) при возврате в билетную кассу неиспользованных проездных документов (билетов), оформленных на поезда, сформированные исключительно из вагонов с местами для сидения:
не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда, получить полную стоимость проезда;
менее чем за 24 часа, но не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда - получить 50% от стоимости проезда;
менее чем за 6 часов до отправления и после отправления поезда стоимость проезда не возвращается.
4) при возврате платежей по проездным документам (билетам), на которых наложены 2 и более компостера или имеется штамп об остановке с продлением срока их годности;
5) при оставлении пассажиром поезда ввиду болезненного состояния.
В этом случае начальником поезда составляется акт в 2-х экземплярах. В акте указывается номер проездного документа (билета), поезда, вагона, дата и станция оставления (прерывания) пассажиром поезда. На основании этого акта пассажиру возвращается стоимость проезда (кроме стоимости плацкарты) за непроследованное расстояние. Плата за операцию возврата не взимается.
Если пассажир пожелает продолжить поездку по истечению периода болезни (подтвержденной справкой, выданной медицинской организацией с угловым штампом данного учреждения и штампом врача, выдавшего справку) он предъявляет в билетную кассу проездной документ (билет), акт и справку о болезни. Билетный кассир оформляет проезд в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил.
6) при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов.
При прекращении поездки по собственной инициативе пассажира, пассажиру возвращается стоимость проезда (кроме стоимости плацкарты) за непроследованное им расстояние. Возврат причитающихся пассажиру денег производится при наличии отметки о дате и времени прекращения поездки на проездном документе (билете), проставленной представителем администрации на станции, на которой он прекратил поездку.
7) при опоздании на поезд вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ (билет).
Пассажир в случае необходимости возобновляет действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
8) при прекращении поездки в пути следования по желанию пассажира. Пассажир в случае необходимости получает обратно стоимость проезда (кроме стоимости плацкарты) за непроследованное расстояние в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил.
При не автоматизированном способе оформления проездных документов (билетов) время прекращения поездки удостоверяется представителем администрации станции (вокзала) путем наложения на проездном документе (билете) отметки «Действие проездного документа (билета) прекращено», даты и штемпеля станции (вокзала) и погашается путем перечеркивания.
Возврат денег при прекращении поездки производится по устному заявлению пассажира.
Производить отметки о прекращении действия проездных документов (билетов) на станциях (вокзалах), не являющихся попутными станциями отправления или обратного выезда по отношению к предъявленному проездному документу (билету) не допускается;
9) проездной документ (билет) с отметкой (багаж) принимается к возврату только после возвращения пассажиру багажа и нанесения отметки об этом на проездном документе (билете) или после доплаты пассажиром разницы между тарифами багажа и грузобагажа. При этом багажный кассир перечеркивает отметку «багаж» и вписывает в проездной документ (билет) номер квитанции разных сборов с указанием взысканной суммы.
92. Удержание сумм из стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов (билетов), но до отправления поезда, не производится при отмене поезда, указанного в проездном документе (билете), или задержке его отправления из пункта следования пассажиров более, чем на один час, при несостоявшейся поездке пассажиров из-за непредставления указанных в проездном документе (билете) мест и несогласии воспользоваться другими местами. В этом случае стоимость проезда возвращаются полностью. Плата за операцию возврата не взимается.
Комиссионные сборы, взимаемые при оформлении проездных документов (билетов), в том числе и за операцию бронирование/резервирование, пассажиру не возвращаются.
Возврат перевозчиком денег пассажиру за неиспользованные проездные документы (билеты) производится при наличии на проездных документах (билетах) отметок о времени их погашения станциями или вокзалами (число, часы) и сдаче неиспользованных мест.
93. При опоздании согласованных поездов (поезда, на которые билетным кассиром оформлены проездные документы (билеты) одновременно, с учетом разницы между согласованными поездами не менее 3 часов) по вине железной дороги, проездной документ (билет), оформленный от другой станции, сохраняет свое действие и подлежит переоформлению на ближайший поезд, следующий до станции назначения, указанной в проездном документе (билете)
При отказе пассажира от поездки и возврате им проездного документа (билета) ввиду опоздания согласованных поездов стоимость проезда и сборы возвращаются полностью Перевозчиком, из-за опоздания поезда которого произошло опоздание пассажира. Сбор за операцию по возврату проездных документов (билетов) при этом не взимается.
94. В случае опоздания пассажира на пассажирский поезд из-за задержки прибытия поезда межрайонного междугородного сообщения, а также поезда, сформированного из вагонов с местами для сидения, подтвержденной проездным документом (билетом) на опоздавший поезд с отметкой об опоздании, проездной документ (билет) сохраняет свое действие и подлежит переоформлению на ближайший поезд. Если пассажир отказывается от поездки, стоимость проезда и различные платы возвращаются полностью. Плата за операцию по возврату проездных документов (билетов) не взимается.
95. Допускается однократная замена выданного через АСУ проездного документа (билета) «бесплатный билет». Для оформления новой поездки владелец проездного документа (билета) «бесплатный билет» возвращает ранее приобретенный проездной документ (билет) в билетную кассу до отправления поезда. После операции возврата через АСУ кассир возвращает владельцу проездного документа (билета) «бесплатный билет» с отметкой «компостер снят, дата, часы.» и специальный бланк возврата, дающий право на оформление новой поездки.
96. Когда по групповому проездному документу (билету) отправляется неполное количество участников группы, то ее руководителю необходимо до отправления поезда предъявить групповой проездной документ (билет) в билетную кассу для оформления частичного возврата мест.
В пути следования в групповых проездных документах (билетах) о проезде меньшего количества пассажиров, чем указано в проездных документах (билетах), отметки (на вокзалах и в поездах) не производится, и деньги за непрооледованное расстояние не возвращаются.
Возврат платежей за проездные документы (билеты) на групповую перевозку (по безналичному расчету или за наличный расчет) производится менее чем за 7 суток, но не позднее 3 суток до отправления поезда с удержанием 50% стоимости плацкарты; менее чем за 3 суток до отправления поезда с удержанием 100% стоимости плацкарты. Денежные платежи по групповым проездным документам:
1) приобретенным по безналичному расчету, возвращаются на расчетный счет юридического лица, приобретавшего проездные документы (билеты);
2) приобретенным за наличный расчет возвращаются на расчетный счет юридического лица, на банковский карт - счет или почтовым переводом лицу, фамилия которого указана в проездном документе (билете).
97. Возврат платежей за неиспользованные проездные документы (билеты) (при условии сдачи мест) производится в билетной кассе в течение шести месяцев, после осуществления возврата мест.
По проездным документам (билетам), имеющим исправления, помарки или подчистки, и вызывающим сомнения в их действительности вопрос о возврате платежей во всех случаях решается в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензий 1 месяц со дня подачи заявления, который исчисляется от даты регистрации о поступлении.
98. В случаях перевода пассажира по вине железной дороги, в вагон более низкой категории выплата разницы в стоимости проезда по желанию пассажира производится на станции отправления или назначения поезда по предъявлении акта.
Пассажир, не воспользовавшийся возможностью получить разницу в стоимости проезда, на станции отправления или на станции назначения в случае необходимости в течение срока исковой давности требует уплаты в претензионном порядке.
99. Восстановление испорченных (разорванные, обгоревшие, подмокшие) проездных документов (билетов) в билетных кассах, не оборудованных терминалами, производится в день отправления поезда или накануне (кроме выходных и праздничных дней) с оформлением вручную на бланке проездного документа (билета), контрольный талон которого разрезается в соответствии с типом вагона и категорией поезда и стоимостью восстанавливаемого проездного документа (билета). На лицевой стороне проездного документа (билета) и в его корешке делается отметка "выдан взамен испорченного".
Не восстанавливаются испорченные (разорванные, обгоревшие, подмокшие) проездные документы (билеты) если их идентификацию невозможно осуществить и уплаченные за них деньги не возвращаются.
Восстановленный проездной документ (билет) возврату и переоформлению не подлежит. На восстановленном проездном документе (билете) проставляется дополнительная отметка "возврату не подлежит".
К отчету билетного кассира о выдаче восстановленного испорченного проездного документа (билета) прикладываются заявление пассажира и испорченный проездной документ (билет).
За операцию по восстановлению испорченных проездных документов (билетов) взимается сбор в размере, установленном уполномоченным органом.
Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится.
100. Во всех случаях возврата платежей за неиспользованные проездные документы (билеты) и несостоявшуюся перевозку багажа, проездные документы (билеты) изымаются у пассажира, и служат оправдательными документами для выплаты платежей.
101. Возврат денег пассажирам во всех других случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, производится только в претензионном порядке. В этих случаях к заявлению о возврате денег прилагаются неиспользованные проездные документы (билеты), а при необходимости и другие документы и справки.
Претензии о возврате денег за несостоявшиеся поездки в арендованных вагонах рассматриваются Перевозчиком, с которым был заключен договор на аренду вагонов.
Провоз ручной клади